Дисфункциональные родительские режимы

В терапевтических отношениях пациента следует защищать от дисфункциональных родительских режимов. Это относится как к эмоционально-фокусированным интервенциям, так и к спонтанно возникающим ситуациям: терапевт должен активно поддерживать пациента в борьбе с дисфункциональным родительским режимом как во время рескриптинга и диалогов с применением стульев, так и при внезапной активации режима.

Пример из практики: отпор режиму карающего родителя в ходе терапевтической сессии

Николь (см. раздел 1.3.3) планировала отправиться на собеседование о приеме на работу, но в последнюю минуту передумала туда идти. Она казнит себя за трусость и считает себя полной неудачницей. Терапевт комментирует: «Николь, очень жаль, что вы не пошли на собеседование. Однако самообесценивание и ненависть к себе - это проявления режима карающего родителя. Мы не можем давать голос карающему родителю, потому что вы будете чувствовать себя еще хуже, и это не поможет вам справляться с подобными ситуациями в будущем».

Копинговые режимы

Важный терапевтический прием при работе с копинговыми режимами -эмпатическая конфронтация, которую следует разумным образом сочетать с валидирующим и заботливым отношением к пациенту. Когда пациент расценивает терапевтические отношения как безопасные и теплые, необходимость в сильных копинговых режимах отпадает и пациенты могут справляться с ними самостоятельно.

Однако в случае властной гиперкомпесации (например, доминирования) терапевту может потребоваться установление границ, по возможности в легкой и шутливой форме. Если терапевт устанавливает границы в жесткой манере, у пациента может возникнуть ощущение, что терапевт теряет контроль или ведет борьбу за власть.

Пример из практики: установление границ для режимов гиперкомпенсации

В начале терапии Николь постоянно пребывает в режиме угроз и нападения. У терапевта отсутствует контакт с пациенткой. После нескольких сессий терапевт решает установить четкие границы: «Николь, прошу вас остановиться на несколько минут. Мне тоже важно внести свой вклад в беседу. Я хочу быть уверена, что терапия будет вам полезной, поэтому мне приходится перебивать вас и останавливать действие этого режима. Я хотела бы, чтобы обсуждение было взаимным. Вы не возражаете?»

Часто задаваемые вопросы

(1) В каком объеме следует обсуждать с пациентом план лечения, в особенности в том, что касается эмоционально-сфокусированных интервенций и терапевтических отношений?

Как правило, схема-терапевты очень открыты для своих пациентов. Это подразумевает обсуждение с пациентом как терапевтических отношений, так и эмоционально-фокусированных интервенций.

(2) Когда мы начинаем собственно схема-терапию (эмоционально-фокусированные техники, ограниченный репарентинг и т.д.)?

Во многих случаях мы прибегаем к схема-терапии с самого начала работы. Мы проводим концептуализацию проблем и симптомов, объясняем пациенту модель режимов и начинаем лечение. В идеале во время первых трех сессий следует провести по крайней мере одно упражнение на воображение и предварительное обсуждение модели режимов.

Иногда терапевт может предложить пациенту переключиться на схема-терапию на более позднем этапе работы. Это оказывается полезным в случаях, когда пациент проходит КПТ и при ослаблении симптоматики на первый план выступает личностное расстройство, что требует изменения стратегии терапевта. Такой подход (сначала КПТ, затем схема-терапия) возможен, но его также следует открыто обсудить с пациентом.

(3) Как элементы схема-терапии применяются на практическом уровне?

Так же, как и в КПТ, терапевт разрабатывает концепцию случая совместно с пациентом. План лечения создается в соответствии с основными задачами терапии, как их видит пациент, и профессиональным мнением терапевта. Затем терапевт и пациент следуют составленному плану. Как и в КПТ, важно соблюдать баланс между планом лечения и актуальными проблемами пациента, о которых он хотел бы говорить во время сессии. Как правило, актуальные проблемы всегда связаны с моделью режимов и прорабатываются при помощи техник схема-терапии, описанных в плане лечения.



Изменение копинговых режимов

Основная задача работы с копинговыми режимами - ознакомить пациента с понятием режимов, их функциями и происхождением, научить его распознавать их действие и заменять режимы более здоровыми стратегиями совладания. Многим пациентам жизненно важно понять, что режимы гиперкомпенсации или избегания формируются в детстве в качестве реакции на непереносимые обстоятельства. При разъяснении этих вопросов следует также обсудить с пациентом «за» и «против» каждого режима. Если в детстве и юности копинговые режимы являются в какой-то мере адаптивными, то во взрослом возрасте они создают серьезные проблемы в межличностных отношениях. Предполагается, что в конечном итоге пациент научится ослаблять действие дисфункционального режима и проводить больше времени в режиме здорового взрослого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: