Признаки финансово-правовой ответственности. 7 страница

В настоящее время Резервный фонд формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда не достигает его нормативной величины. Дополнительные нефтегазовые доходы федерального бюджета определяются как разница между нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из прогнозируемой цены на нефть либо поступившими в федеральный бюджет за отчетный финансовый год, и нефтегазовыми доходами, рассчитанными исходя из базовой цены на нефть. Доходы от управления средствами Резервного фонда до 1 февраля 2020 г. направляются не в сам фонд в качестве его доходов, а на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем использования средств Резервного фонда на покрытие дефицита федерального бюджета устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Этим же законом может быть предусмотрено использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного долга Российской Федерации.

Также за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в федеральном бюджете был создан Фонд национального благосостояния, который является частью средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (ст. 96.10 БК РФ). В настоящее время Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в случае, если накопленный объем средств Резервного фонда достигает его нормативной величины с учетом положений п. 4 ст. 199 БК РФ. Как и в случае с Резервным фондом, до 1 февраля 2020 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Кроме того, до 7% средств данного Фонда могут размещаться на депозитах в этом банке, а до 10% средств - в российских кредитных организациях, объем собственных средств (капитала) которых составляет не менее 100 млрд руб., на субординированных депозитах либо вкладываться в субординированные облигации данных кредитных организаций. Делается это только на основании отдельных решений Правительства РФ и в целях, определенных в ст. 96.10 БК РФ.

Средства данных фондов по общему правилу управляются Министерством финансов РФ, отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком РФ, Фонда национального благосостояния - Центральным банком РФ и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Министерством финансов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Средства Фонда национального благосостояния могут передаваться в доверительное управление специализированным финансовым организациям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учредителем доверительного управления средствами Фонда национального благосостояния является Российская Федерация.

В ст. 96.11 БК РФ зафиксировано, что целями управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств указанных фондов и стабильного уровня доходов от их размещения в долгосрочной перспективе, но эта цель управления допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Внутри бюджетов возможно также образование инвестиционных фондов.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое целевые бюджетные фонды?

2. В чем их отличие от других фондов денежных средств?

3. Каковы правовые основы регулирования деятельности внебюджетных фондов? Перечислите их.

4. Возможно ли создание муниципальных внебюджетных фондов?

5. Возможно ли создание целевых бюджетных фондов?

6. Каковы источники доходов внебюджетных фондов и направления расходования этих средств?

7. Из чего формируются средства бюджетных целевых фондов?

8. Органы управления внебюджетных фондов.

9. Какой орган государственной власти осуществляет управление средствами внебюджетных фондов?

 

Глава 13. ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ

 

13.1. Финансы государственных и муниципальных предприятий

 

Финансы предприятий, учреждений и организаций - один из институтов финансовой системы государства. Особую роль играют финансы государственных и муниципальных предприятий и учреждений, которые являются децентрализованными фондами денежных средств соответствующего публично-правового образования и находятся в его собственности. Предприятия, в отличие от учреждений, являются коммерческими юридическими лицами, чьей целью деятельности является извлечение прибыли. Деятельность учреждений носит некоммерческий характер.

Унитарные предприятия существуют в двух видах:

1) унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - государственные (муниципальные) предприятия соответствующего публично-правового образования;

2) унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - казенные предприятия.

Правовое положение унитарного предприятия определено в Гражданском кодексе РФ и Федеральном законе от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>. Данная организационно-правовая форма позволяет сохранить имущество таких юридических лиц в государственной или муниципальной собственности, при этом придав их деятельности характер коммерческой, а финансирование их деятельности осуществляется чаще всего в форме внесения средств в уставный фонд. При этом часть доходов унитарных предприятий поступает в бюджет, а часть поступает в распоряжение самого предприятия и является источником его дальнейшего развития и функционирования.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746.

 

Собственник имущества предприятия, то есть публично-правовое образование, закрепляет за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления (казенное предприятие) определенный объем имущества, чтобы предприятие могло работать. При этом он имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия. В связи с этим предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются органами государственной власти или местного самоуправления. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется этими же органами.

На предприятии за счет собственника формируется уставный фонд, который определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов (ст. 12 Закона). Данный фонд может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и составлять для государственного предприятия не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, для муниципального предприятия - не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных на аналогичную дату. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

Унитарное предприятие в соответствии со ст. 16 данного Закона за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом предприятия. Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли может создавать и иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом.

Государственные и муниципальные предприятия могут также получать иные средства из бюджетов (например, в виде бюджетных инвестиций, участвовать в получении государственных заказов, получать субсидии юридическим лицам и т.п.).

 

13.2. Финансы государственных и муниципальных учреждений

 

Государственные и муниципальные учреждения как единая организационно-правовая форма некоммерческих юридических лиц могут существовать в трех типах - казенные, бюджетные и автономные, при этом финансируются из бюджета они в зависимости от типа.

Казенное учреждение - это государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее оказание государственных или муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст. 6 БК РФ), при этом перечень сфер, в которых допускается создание учреждений данного типа, не ограничен.

Бюджетное учреждение - это некоммерческая организация, созданная для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти или местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами <1> (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах). Собственником имущества и финансов любого учреждения остается публично-правовое образование, даже если учреждение получает доходы от своей деятельности. При этом казенные учреждения полностью финансируются за счет соответствующего бюджета на основании сметы, то есть документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения, а ст. 70 БК РФ устанавливает перечень тех функций такого типа учреждений, которые обязательно должны быть профинансированы (например, оплата труда работников, уплата налогов и сборов и т.п.). Поскольку деятельность казенного учреждения полностью обеспечивается за счет бюджетных средств, то собственник получает право на получение всех доходов от деятельности такого учреждения, поэтому любые доходы казенных учреждений, в том числе целевые средства, поступающие от спонсоров, благотворителей и иных лиц, желающих поддержать казенное учреждение, считаются доходами бюджета в соответствии со ст. 41 БК РФ.

--------------------------------

<1> Часть 1 ст. 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (в ред. от 3 июля 2016 г.) // СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4626.

 

Бюджетные и автономные учреждения финансируются за счет бюджета только в пределах финансового обеспечения выполнения государственного или муниципального задания (это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ)), которое осуществляется за счет субсидий из бюджета.

Для этого в бюджетах бюджетной системы предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества (ст. 78.1 БК РФ).

Субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания предоставляются для того, чтобы учреждения могли оказывать населению государственные (муниципальные) услуги (работы), то есть услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами (ст. 6 БК РФ). Следует отметить, что в определении не разграничиваются работы и услуги, хотя на практике это разные виды деятельности.

Размер субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание услуги (выполнение работы) в рамках задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Порядок определения указанных затрат и распределения их по отдельным услугам устанавливается органами, осуществляющими полномочия учредителя, но на практике следует согласовать расчеты с финансовым органом и органом, уполномоченным в экономической сфере. При оказании в случаях, установленных законодательством, учреждениями государственных и муниципальных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

Не должен влиять на объем субсидии на выполнение государственного и муниципального задания размер доходов, полученных учреждением от приносящей доход деятельности, хотя эти доходы остаются в распоряжении бюджетного или автономного учреждения. Субсидия может быть уменьшена только в случае уменьшения самого задания либо в случае, если законодательством установлено право оказывать данные услуги на платной основе в рамках задания. Предоставление бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения задания, заключаемого учреждением и органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Этот документ должен определять объем прав и обязанностей сторон, а также их ответственность, объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.

Таким образом, финансируется из бюджета не вся деятельность бюджетного или автономного учреждения, а выполнение государственного и муниципального задания (с учетом расходов на содержание необходимого для этого имущества), направленного на достижение конституционно значимых социально-экономических задач, что позволяет учесть качество предоставляемых учреждением услуг при финансировании.

Кроме государственных (муниципальных) заданий, автономные и бюджетные учреждения вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами, однако они вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такие виды деятельности указаны в его уставе. Полученные средства остаются в их распоряжении, не являются источником доходов бюджетов, как в случае с казенными учреждениями, но могут использоваться только для достижения целей, закрепленных в уставе учреждений, что на практике предполагает достаточно широкий спектр возможностей. Следует отметить, что казенные учреждения также могут оказывать государственные (муниципальные) услуги и выполнять работы, если такая задача в случае необходимости будет поставлена перед ним учредителем.

Кроме субсидий на финансирование выполнения задания, бюджетные и автономные учреждения могут получать субсидии на иные цели, а бюджетные учреждения - еще и ассигнования на исполнение публичных обязательств <1>.

--------------------------------

<1> Статья 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 19 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

 

Вместо сметы казенного учреждения бюджетные и автономные учреждения в целях управления доходами и расходами юридического лица должны составлять план финансово-хозяйственной деятельности. Проект плана финансово-хозяйственной деятельности формируется на такой стадии бюджетного процесса, как составление проекта бюджета публично-правового образования на очередной финансовый год. После утверждения решения о бюджете муниципального образования проект плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения уточняется исходя из утвержденных показателей бюджета.

 

Контрольные вопросы

 

1. Какие виды государственных и муниципальных предприятий закреплены нормативно и каково правовое регулирование их статуса?

2. В чем отличия государственных предприятий от государственных учреждений?

3. Каково правовое регулирование имущественных и финансовых аспектов деятельности государственных и муниципальных предприятий?

4. Назовите типы государственных (муниципальных) учреждений и их правовое регулирование.

5. В чем заключаются финансовые отличия всех типов учреждений?

6. Каковы имущественные различия между типами учреждений?

7. Сформулируйте понятие государственной и муниципальной услуги и порядок ее финансового обеспечения.

8. Чем отличается порядок финансирования казенных учреждений от бюджетных и автономных?

9. Влияют ли на объем доходов бюджета доходы от деятельности учреждений?

10. Что такое государственное или муниципальное задание и каково его значение?

 

Глава 14. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СТРАХОВАНИЯ

 

14.1. Понятие, виды и роль государственного

и негосударственного страхования. Страховой рынок

 

Российская Федерация, являясь правовым, социальным государством, согласно Конституции РФ устанавливает гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом. В Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения <1>. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений <2>.

--------------------------------

<1> Статья 39 Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

<2> Статья 41 Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

 

В целях выполнения установленных в Конституции РФ гарантий в Российской Федерации создан страховой рынок. Страховой рынок - это система правовых и экономических отношений, возникающих по поводу правового регулирования купли-продажи специфического товара - "страхового покрытия" в процессе удовлетворения общественных потребностей в страховой защите. Суть работы страхового рынка раскрывается в условиях создания особого механизма, состоящего из правового обеспечения страхового рынка, выработки принципов его развития и деятельности системы страховщиков. По масштабам подразделяется на национальный, региональный и международный.

В связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию законодательство о страховании и масштабы действия страхового рынка были приведены в соответствие нормам и принципам ВТО.

Страхование, с одной стороны, представляет собой важнейший правовой институт, с другой - элемент финансовой системы государства. Специфика правового института страхования проявляется в том, что его нормативное регулирование осуществляется различными отраслями права (гражданским, финансовым, административным правом). Сущность страхования как звена финансовой системы заключается в его относительной самостоятельности и одновременно в невозможности функционирования без взаимодействия с другими финансово-правовыми институтами.

В предмет финансового права входят только те отношения по страхованию, в которых государство выступает в качестве юридически властного участника. Участие государства в отношениях страхования возникает в силу проявления демократических начал в обществе, опосредующих возложение на государство и реализацию социальных функций и, как следствие, организацию пенсионного и медицинского страхования граждан, страхование военнослужащих, работников правоохранительных органов и других видов страхования.

Страхование как звено финансовой системы возникло с целью минимизации потерь государства при наступлении неблагоприятных последствий, расходы на которые компенсировались из государственного бюджета. На современном этапе развития российского общества страхование является одним из видов публичной финансовой деятельности. Такой вид деятельности обусловлен необходимостью вмешательства государства в процесс перераспределения потерь, возникающих у отдельных категорий физических или юридических лиц, а в отдельных случаях и у самого государства. Тем самым в области страхования государство осуществляет организационные, управленческие функции, функции администрирования платежей, функции по аккумулированию фондов денежных средств, а также контроль за их использованием, надзор за деятельностью страховщиков и др.

В отличие от гражданско-правового регулирования отношений по страхованию, финансово-правовое регулирование страхования представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет формирования страховых денежных фондов, из уплачиваемых страхователями страховых взносов (страховых премий).

Функции страхования как вида финансовой деятельности государства:

1) накопительная (сберегательная) - происходит аккумулирование страховых взносов в соответствующие страховые фонды и их сбережение до наступления неблагоприятного события (страхового случая);

2) профилактическая - ее задача - проведение комплекса действий (организационного, нормативно-правового, финансово-экономического, контрольно-надзорного и иного характера), направленных на минимизацию потерь и защиту финансовых интересов участников, обеспечение экономической безопасности граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации. Посредством действия этой функции происходит снижение риска непредвиденных расходов государства;

3) предупредительная - проведение мероприятий, направленных на предупреждение наступления риска возможных убытков и потерь;

4) восстановительная - при наступлении страхового случая выплачивается денежная сумма, предусмотренная договором, и таким образом возмещаются полностью или частично убытки, понесенные страхователем;

5) контрольно-надзорная - органы государственной власти, наделенные соответствующей компетенцией, осуществляют контроль за состоянием публичных финансов в области страхования, поступлением и расходованием страховых фондов, а также надзор за деятельностью страховщиков, разрешают конфликты в области страхования и др.

Правовое регулирование страховой деятельности в Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 <1> "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 26 июля 2017 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22 августа 2017 г.) (далее - Закон N 4015-1).

--------------------------------

<1> ВСНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56; Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 23 июня 2016 г.) (изменения, внесенные Федеральным законом N 234-ФЗ, вступили в силу с 22 августа 2017 г., за исключением изменений, которые вступили в силу с 1 сентября 2013 г.) // СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4067.

 

В соответствии с указанным Законом страхование представляет собой отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) - сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием, с перестрахованием (ст. 2).

Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении страховых случаев.

Задачами организации страхового дела являются:

- проведение единой государственной политики в сфере страхования;

- установление принципов страхования и формирование механизмов страхования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяйствующих субъектов на территории Российской Федерации.

Государством разрабатываются правила обеспечения финансовой устойчивости страховщиков, условия и гарантии обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

Объектами страхования выступают как имущественные, так и неимущественные интересы страхователей. Объектами страхования могут быть личные имущественные интересы, связанные: с причинением вреда жизни, здоровью граждан, оказанием им медицинских услуг (страхование от несчастных случаев и болезней, медицинское страхование).

Объектами имущественного страхования могут быть имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества); обязанностью возместить вред, причиненный другим лицам (страхование гражданской ответственности); осуществлением предпринимательской деятельности (страхование предпринимательских рисков).

На территории Российской Федерации страхование (за исключением перестрахования и иных предусмотренных федеральными законами случаев) интересов юридических лиц, а также физических лиц - резидентов Российской Федерации может осуществляться только страховщиками, имеющими лицензии, полученные в порядке, установленном Законом N 4015-1.

Важно знать, что в страховые правоотношения государство может вступать как в качестве страховщика, так и в качестве страхователя.

Страхование осуществляется в форме добровольного страхования и обязательного страхования. Реализуя свою конституционную обязанность, государство установило обязательное страхование для отдельных категорий граждан за счет бюджетных средств.

Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом N 4015-1 и содержат положения о субъектах страхования, объектах страхования, страховых случаях, страховых рисках, порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, правах и обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, случаях отказа в страховой выплате и иные положения.

Добровольные виды страхования обусловлены преимущественно рыночным характером отношений и регулируются гражданско-правовыми нормами.

Условия и порядок осуществления обязательного страхования определяются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования и должны содержать:

а) положения о субъектах страхования;

б) положения об объектах, подлежащих страхованию;

в) перечень страховых случаев;

г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения;

д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;

е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов);

ж) срок действия договора страхования;

з) порядок определения размера страховой выплаты;

и) положения о контроле за осуществлением страхования;

к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: