Стандарт поведения персонала сети «Лето»
Назначение и область применения:
Компания «Лето» включает в себя:
-Супермаркеты «Лето»
-Супермаркет «Центральный»
-Супермаркет «АпМаркет»
-Магазин «Соседи»
Данный документ описывает правила внешнего вида и поведения персонала компании Лето.
Содержание:
I. Общие правила
II. Правила общения сотрудников охраны с покупателями
III. Конфликтные ситуации. Действия сотрудников в случае возникновения конфликта
IV. Правила внутреннего трудового распорядка работников
V. Стандарт внешнего вида и правил поведения сотрудника производства
I. Общие правила
I.1. Профессиональный имидж
Имидж торговой организации, общее впечатление о ней и о её работе - создают её сотрудники. Впечатление о человеке складывается из таких элементов, как:
- аккуратность и опрятность
- культура поведения
- качество работы и исполнительская дисциплина
- культура общения
I. 2. Внешний вид сотрудника
Цель – создание эффекта качественного обслуживания
- Сотрудники должны быть одеты в чистую и выглаженную форменную одежду, включающую и головной убор. В холодное время года разрешено одевать под фирменную одежду теплые вещи нейтральных цветов.
- Обязателен бейдж установленной формы, который прикрепляется на одежде в области груди с левой стороны
- Руки, ногти должны быть чистыми и ухоженными
- Волосы должны быть чистыми, обязательно забранными. Если сотрудник носит прическу с короткими волосами, их необходимо прибирать с помощью заколок, невидимок.
- Продавцы должны соблюдать личную гигиену, постоянно пользоваться необходимыми для этого средствами.
- Обувь должна быть чистой, удобной, закрытой, каблук не более 3-4 см (например, балетки, лодочки, мокасины). В зимнее время года это могут быть ботинки, полусапожки, угги – не слишком объемные, без украшений. Запрещается находиться на рабочем месте в пляжных или домашних тапочках.
Сотрудникам магазина запрещено
- использовать яркие цвета в одежде
- носить разноцветные носки
- носить обувь ярких расцветок, обувь с открытым носком и пяткой, тапочки, пляжную обувь
- использовать бижутерию и ювелирные изделия из драгоценных металлов на пальцах, за исключением обручального кольца и небольших по размеру серег
- использовать яркий макияж, пирсинг, татуаж на лице и на руках (если тату имеется, его нужно закрывать с помощью одежды)
- носить вызывающий маникюр, длинные ногти (слишком яркий, с большим количеством блесток и страз)
- приводить себя в порядок непосредственно на рабочем месте: причесываться, использовать парфюмерно-косметические средства, чистить обувь и одежду
- находиться на рабочем месте с неприятным запахом (пота, терпкого одеколона, запахом сигарет, запахом алкоголя и т.п.) или с резким запахом парфюма.
Работа продавца с покупателем
1.3.1. Сотрудник должен
- приветливо улыбаться
- здороваться: «Доброе утро (день, вечер)!» по возможности первым
- демонстрировать доброжелательный настрой и готовность к общению с покупателем
- в случае обращения покупателя к нему отвлечься от того, чем занимался и, обернувшись к покупателю выслушать вопрос. Правило 10 секунд – реакция на покупателя в течение 10 секунд, как он только подошел к прилавку.
- обращаться к покупателю только на «Вы», даже если перед вами подросток
- соблюдать личное пространство покупателя, не подходить слишком близко (примерно на расстоянии метра).
- контролировать свои жесты и речь, говорить грамотно
- разговаривать вполголоса, не втягивая в разговор других (покупателей, сотрудников)
1. 3. 2. Запрещается:
- пренебрежительно относиться к покупателю
- раздражаться, говорить с покупателем возмущенным тоном
- проявлять высокомерно-снисходительное отношение к покупателю
- показывать равнодушие
- допускать фамильярность в общении с покупателем
- обсуждать с другими сотрудниками во время обслуживания вопросы, не связанные с непосредственной деятельностью
- нелицеприятно высказываться в адрес покупателя, если с ним произошел конфликт
- при возникновении недоразумений, конфликта обвинять руководство, другие службы, даже если они действительно допустили ошибку (покупателя интересует не это, а конечный результат)
- высказывать свое личное мнение о товаре, которое может вызвать негативное отношение к нему со стороны покупателя
- отвлекаться на разговоры с покупателем и занятия, не относящиеся к работе
- пользоваться мобильным телефоном в торговом зале.
- отвечать покупателю: «Нет», «Может быть», «Я тут не при чем», «Это не моя зона ответственности», «Откуда я знаю» и т.п. Также в речи не должно содержаться слов-паразитов «Как бы», «Типа», «Короче», «Так сказать», «Значит» и т.п.
1.3.3. Правила взаимодействия продавца с покупателем в торговом зале
Улыбка и приветствие – два важных критерия в общении, которые помогают расположить к себе покупателя и вызвать у него доверие. При общении с покупателем, необходимо внимательно его выслушивать, не перебивать, поддерживать контакт глазами, при необходимости задавать уточняющие вопросы, выражать согласие кивком головы, поддакиванием.
Чтобы избежать ошибок в речи при консультировании покупателя, необходимо постоянно обучаться и обязательно использовать речевые модули.
РЕЧЕВЫЕ МОДУЛИ
КАССА АпМаркет:
-доброе(ый) утро (день/вечер).
-вам Пакет?
-клубная карта АпМаркет? (Если есть считывает; если нет и покупатель хочет приобрести - направить к администратору).
-Сумма Вашей покупки...
-Ваши (называет сумму, которую подал покупатель, в случае оплатой наличными)
-Сдача (называет сумму)
-Возьмите каталог (рукой показывает на каталог с акционными товарами).
Завершающая фраза НА ВЫБОР:
Спасибо за покупку/ ждём вас снова/ всего доброго/хорошего дня
КАССА Лето:
-доброе(ый) утро (день/вечер).
-вам Пакет?
-есть наша карта?
-«наименование товара» по акции? (Например: тушенку по акции?/Акционные конфеты?..)
-Сумма Вашей покупки...
-Ваши (называет сумму, которую подал покупатель, в случае оплатой наличными)
-Сдача (называет сумму)
Завершающая фраза НА ВЫБОР:
Спасибо за покупку/ ждём вас снова/ всего доброго/хорошего дня
КАССА Центральный, Лукошко, Соседи:
-доброе(ый) утро (день/вечер).
-вам Пакет?
-«наименование товара» по акции? (Например, тушенку по акции?/Акционные конфеты?..)
-Сумма Вашей покупки...
-Ваши (называет сумму, которую подал покупатель, в случае оплатой наличными)
-Сдача (называет сумму)
Завершающая фраза НА ВЫБОР:
Спасибо за покупку/ ждём вас снова/ всего доброго/хорошего дня
ОТДЕЛ:
-Доброе(ый) утро (день/вечер).
-Салат, закуску или готовое блюдо? ИЛИ Выбрали? ИЛИ Сегодня что-то новенькое попробуете? (постоянным покупателям, которых знаете).
ПОДАЁМ ТО, ЧТО ВЫБРАЛ ПОКУПАТЕЛЬ -«пожалуйста»
ПРЕДЛАГАЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТОВАР:
-На акции (название товара)
ИЛИ
-Новинку (название товара) пробовали? ИЛИ Новинка (название товара), рассказать?
ИЛИ
-предлагаем сопутствующий товар (соус к картошке Фри? Гарнир к свинине? Сельдь к винегрету?).
ЗАВЕРШАЮЩАЯ ФРАЗА: Приятного аппетита!
ШОК ЦЕНА:
Менеджеры заранее дают продавцам заприлавочной зоны и кассирам список товаров по шок цене.
За день до акции работники говорят:
-Завтра на акции «товар, цена». Приходите!
*Не используйте фразы: желаете, не желаете, я хочу, я могу. Говорите: советую, предлагаю.
*Не забывайте про улыбку и легкий наклон головы. * Помните: товар продают люди, а не витрины!
СКРИПТЫ (установленные фразы или правила поведения в той или иной ситуации)
СИТУАЦИЯ | ПОВЕДЕНИЕ ПРОДАВЦА-КАССИРА |
Покупатель долго рассматривает товар, консультацию не просит | Добрый день! (Важна интонация) -Вы какой-то конкретный товар ищите (выбираете)? -Давайте я помогу выбрать товар !!!Если покупатель отказывается от помощи: «Хорошо, если что, я рядом. Зовите»; «Хорошо. Обратите внимание, у нас акции или новинки»; «Хорошо. Будут вопросы, задавайте» Не используйте фразу: «Я могу Вам чем-то помочь?» - она устарела, и варианты ответа на нее могут быть самыми разными: Да, подержите сумку. Помогите мне материально. Почистите мне ботинки. |
Покупатель спрашивает: «Вы сами пробовали? Товар хороший?» | Если товар не пробовали… Не говорить «нет»!!! Ответить: хвалят покупатели, коллеги, руководство, хорошо берут… |
Покупатель сомневается, какой из двух вариантов выбрать | Задать наводящие вопросы (цена, в подарок или для себя, какой вкус предпочитаете…) Взять ответственность на себя. «В следующий раз возьмете другой» или «Возьмите этот, я пробовала мне больше нравится ИЛИ покупатели чаще берут этот товар…» |
Покупатель спрашивает: «А почему по акции так дешево? Срок вышел?» | -Товар по ценнику «распродажа». Обратите внимание на срок годности. -Если объемные палетные выкладки – распродажа товара от поставщика. -Постоянная акция – цены обновляется каждые две недели. Акция до такого-то числа. Это продукция свежая, наша регулярная акция. -Шок цена – наша специальная акция, цены снижены только на сб, вс, пн… 20,21,22… всего на три дня. -Товар на кассе – специальные предложения для наших покупателей, цены по акции. Не нужно ни в чем пытаться убедить покупателя, просто позитивно объяснить! |
Расчет с покупателем на кассе | Речевой модуль!!! В конце: хорошего дня; всего доброго; приходите к нам еще; в праздник – поздравить с праздником – короткие фразы! |