Страхи в подростковой среде
Индивидуальный проект
Выполнила: Киселёва Юлия Андреевна
учащаяся 9 класса
Научный руководитель:
педагог-психолог
Черенкова Валентина Викторовна
Каменка 2019
Содержание
Часть 1. Понятие о страхе..................…………………………........4-5
1.1 Страх и причины его возникновения.....……………….….…......5
1.2 Виды страхов....…………………………………........................5-6
1.3 Подростковый возраст и страхи…………………….……...... 6-7
Часть 2. Эмпирическая часть: изучение подростковых страхов...7-9
2.1 Методики......................................................................................7-8
2.2 Проведение исследования...........................................................8-9
Заключение………………………………………......................…....10
Список использованной литературы....................….……………....11
Приложение…………………….………………………...............12-13
Введение
Многие из нас с юного возраста слышали слово «страх». Чего боятся люди? Разумеется, у каждого человека конкретные причины испытывать страх могут быть бесконечно разнообразны. Дети и подростки в силу их эмоциональной восприимчивости с особой силой переживают все эти страхи, которые, накладываясь на традиционные детские фобии, могут приводить к серьезным нарушениям их эмоциональной сферы вплоть до нервных расстройств. В связи с этим изучение детских и подростковых страхов, а также личностных факторов, которые предрасполагают к ним, представляется нам актуальной и практически значимой психологической проблемой.
Цель проекта: Изучение подростковых страхов, их причины и проявления.
Задачи проекта:
1. Изучение теоретических источников по теме.
2. Разработка диагностического инструментария.
3. Исследование проявления преобладающих страхов у подростков.
4. Анализ результатов.
5. Создание буклета.
Описание проблемы: в современном обществе на подростков обрушивается множество неблагоприятных факторов: социально-экономических, экологических, культурных, психологических, способных затормозить развитие возможностей личности. Множество людей, в особенности дети и подростки, имеют страхи, и их изучение поможет предотвратить негативные последствия
Гипотеза: Страхи развивают повышенную тревожность подростка, что развивает эмоциональное неблагополучие личности. Своевременное выявление страхов будет способствовать ранней психологической коррекции и преодолению страхов у подростков, а значит развитию эмоционального благополучия.
Часть 1. Понятие о страхе
Страх–это сильная отрицательная эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу в жизни человека. Под страхом в психологии принимают внутреннее состояние человека, которое обусловлено предполагаемым или реальным бедствием.
Страх-это средство познания окружающей действительности, которое приводит к более критичному, избирательному отношению к ней. Страх, на первый взгляд, обыденное чувство, испытываемое по нескольку раз в день, характеризуется привыканием. Один раз, в детстве, испытав биологическую реакцию страха, мы будем ее испытывать всегда в подобных ситуациях.
Большая часть страхов обусловлена возрастными особенностями и имеет временный характер. Когда мы правильно относимся к детским страхам, понимаем причины их появления, они обычно исчезают бесследно. Одним из направлений изучения страхов является исследование личностных и ситуационных факторов, обусловливающих их возникновение. В качестве личностных детерминант страха чаще всего рассматриваются тревожность, нейротизм и агрессивность.
Тревога представляет собой неприятное по своей окраске эмоциональное состояние. Характеризуется ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. Состояние тревоги возникает, когда индивид воспринимает определённый раздражитель или ситуацию, как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда.
Высокий уровень нейротизма характеризуется эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами, поэтому он также может выступать предиктором возникновения страхов.
Взаимосвязь агрессивности и страха имеют более сложную природу. Во-первых, агрессивность может вызывать разные формы страха, а страх может провоцировать агрессивное поведение. Во-вторых, существуют разные формы агрессивности, связанные с формированием страхов различными психологическими механизмами. А. Кемпински считает, что иногда беспокойство концентрируется на каких-либо незначительных трудностях и конфликтах, которые, начиная расти, превращаются в огромную проблему, одновременно возбуждая агрессию. В связи с этим чувство страха и агрессия часто появляются вместе.
Страх и причины его возникновения
Подростковый возраст-период онтогенеза, переходный между детством и взрослостью. Этот период можно определить как критический в развитии личности человека. В этом возрасте происходит формирование мировоззрения, познания окружающего мира и себя в том числе. В этом возрасте психика ребенка нестабильна и восприимчива к происходящему вокруг. Среди причин, приводящих к формированию страхов у подростков в возрасте от 11 до 16 лет, выделяют:
-Биологические причины, которые связаны с особенностью нервной системой старших школьников, усилением эмоциональной чувствительности.
-Социальные причины, среди которых страх быть непринятым в группе, большой возраст родителей (страх их смерти)
-Психоэмоциональные причины, обусловленные большим количеством запретов, конфликтными отношениями с родителями и внутри группы сверстников, психологическими травмами и т. д.
-Скрытые формы агрессии способствуют зарождению страхов, среди этих форм можно отметить раздражение, вину, подозрительность.
Виды страхов
Ю.Л. Неймер выделяет 3 основных вида страхов: реальный, невротический и свободный:
• Реальный страх-это стандартная реакция на внешнюю опасность. Мы боимся человека с оружием в руке, боимся во время пожара и т.п. Страх дает нам сигнал.
• Страх невротический (комплексы)-это невротическое нарушение, при котором ведущим симптомом становится определенный страх или фобия.
• Страх свободный (беспредметный)–это комплексы, которые могут сопровождать нас с самого детства либо появляться в силу тех или иных жизненных обстоятельств.
Российский психолог Ю. Щербатых имел свое представление о том, какие бывают страхи. Их он делит на три группы:
• Социальные-это волнения по поводу собственного благополучия и своих близких, перед общественным мнением, публичностью, изменениями в жизни и т.п.
• Природные, то есть связанные с природными явлениями (гроза, шторм и т.д.).
• Внутренние (возрастные), которые были «заложены» в детстве.
Подростковый возраст и страхи
Страх перед ОГЭ-это самый распространённый страх, который встречается у подростков.
• Выпускные экзамены-самый ответственный момент для школьника. Про ОГЭ рассказывают столько ужасов, что дети начинают бояться его заранее. Здесь целый клубок страхов: нежелание разочаровать родителей, боязнь не реализоваться в жизни и перед одноклассниками стыдно выглядеть неудачником.
• Боязнь быть отвергнутым-это когда подросток начинает активно общаться и строить первые отношения, он боится быть отвергнутым коллективом или объектом своей симпатии. Этот страх возникает, когда у детей нет теплых отношений и взаимопонимания с родителями. Девочки острее реагируют на такую ситуацию. Чем больше страхов–тем меньше подросток уверен в себе. Ему сложнее адаптироваться в коллективе и адекватно оценивать себя.
• Страх не стать успешным. Современные подростки рано взрослеют и начинают думать о будущем. Девушки и юноши боятся, что выберут не ту профессию, как будто из-за этой ошибки рухнет жизнь.
• Страх быть объектом насмешек. В школе такое не редкость. И неуверенный в себе подросток лишний раз не станет высказывать мнение, чтобы не спровоцировать насмешки и унижения в свой адрес. Этот страх тоже рождается в семье. Если ребенка мало хвалят, не замечают его достижений, зато ругают за каждую ошибку, самооценка падает.
• Страх ответа у доски. Часто бывает так, что ребенок учит, готовится к урокам – а когда выходит к доске, не может связать двух слов. В результате – двойка. Это разновидность страха публичных выступлений. Страх ответа у доски сильно портит успеваемость.
• Боязнь изоляции. Многие родители в качестве наказания запрещают детям подходить к компьютеру, отбирают смартфоны, планшеты. Для большинства современных детей это страшный кошмар-быть изолированными от внешнего мира, не иметь возможности пообщаться в соцсетях, послушать любимую музыку, побродить по сайтам.