Часть 2. Эмпирическая часть: изучение подростковых страхов

Методики

В экспериментальном исследовании приняли участие учащиеся 9 А класса (19 человек 12 девочек и 7 мальчиков).

Первый этап исследований проходил в ноябре 2019 года. Проводился анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, выбор контингента испытуемых, подбор методик, оформление первой главы.

Второй этап исследования проходил в феврале 2020 года. Проводился сбор фактического материала, обработка материалов исследования.

На третьем этапе (март 2020 года) проводилось оформление материалов исследовательской работы.

Рисование – творческий акт, в котором дети могут выразить свои эмоции и чувства, поэтому в основу исследования легли проективные методики. В связи с тем, что предметом исследования выступают возрастные страхи школьников и их семейные взаимоотношения, были подобраны соответствующие методики:

1. Проективная методика «Нарисуй свой страх»

     2. Тест школьной тревожности Филлипса.

     3. Тест «шкала Либовица для оценки симптомов социальной фобии».

     4. Тест «личностная самооценка Спилбергера».

     5. Тест «Шкала тревожности» Кондаша.

Проведение исследования

Описание методов диагностики.

1. Проективная методика «Нарисуй свой страх»

Эта методика была проведена с детьми 9 А класса и позволила выявить преобладающие страхи у школьников.

Учащимся было предложено нарисовать несколько своих самых ярких страхов в детстве и в данный момент. По окончании рисования была проведена беседа.

По результатам исследования были выявлены страхи, соответствующие возрасту.

2. Тест школьной тревожности Филлипса.

Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос для оценки тревожности.

Тест помог изучить уровень характера тревожности у среднего школьного возраста.

3. Тест «шкала Либовица для оценки симптомов социальной фобии».

Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос для оценки тревоги.

Шкала Либовица помогает оценить степень социальной тревоги или социофобии.

4. Тест «личностная самооценка Спилбергера».

Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос на выявление личностной и ситуативной тревожности.

5. Тест «Шкала тревожности» Кондаша.

Эта методика была проведена со школьниками 9 А класса. Учащимся было предложено пройти опрос на определение уровня личностной тревожности.

 

Выводы

В результате проведённого исследования для школьников 9 А класса выявлено, что наиболее выраженным у подростков оказался страх сдачи экзаменов. При сравнении проявления страхов у девушек и юношей можно сделать вывод, что девушки более предрасположены к переживанию всех видов страха. Эти различия являются результатом различий в воспитании девочек и мальчиков. Традиционно юношей с детства приучают к тому, что они не должны бояться всевозможных объектов и явлений, или, по крайней мере, не признаваться в собственных страхах.

В то же время девушкам позволительно проявлять слабость и искать защиты у представителей мужского пола.

Результаты методики личностной самооценки Спилбергера показали, что дети со сниженной личностной самооценкой более подвержены страхам чем те, у которых адекватная самооценка. Также этот вывод подтверждает результаты школьного теста тревожности Филлипса. Неуверенные в себе подростки больше подвержены страхам тревожности (например школьной). Это связано с неуверенным поведением, низкой самооценкой.

Результаты проективной методики показали, что подростки, подверженные страхам использовали в рисунках более тёмные краски, нарисованные объекты страхов-крупные.

Заключение

Подводя итоги результатов проведенного исследования можно сделать выводы:

Страхи–это отрицательные, эмоциональные неприятные переживания. В норме они выполняют охранительную функцию (самосохранение), поэтому необходимы для правильного развития ребёнка и построения поведения. С возрастом количество страхов у подростков уменьшается.

Несмотря на свою отрицательную характеристику, страх позволяет человеку избежать угрозы, тем самым выполняя защитную функцию. При благоприятных обстоятельствах жизни у ребёнка страхи исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, нарастая как снежный ком, создавая проблемы.

Учащиеся могут научиться побеждать свои страхи, для этого нужно учиться жить и преодолевать трудности, обращаться за помощью к взрослым в сложных ситуациях. Всегда есть такие люди, которые могут оказать помощь в ситуации, когда страшно.

С помощью подобранного диагностического инструментария было выявлено, что подростки, подверженные страхом, обычно с заниженной самооценкой, имеющие негативный опыт в детстве, у которых надвигается школьная тревожность.

                                            

Список использованной литературы

1. Прихожан А.М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М., 2000.

2. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М., 1997.

3. Спилбергер Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Тревога и тревожность. - СПб.,2001.

4. Айзенк Г. Структура личности. - СПб, 1999.

5. https://school-science.ru/7/8/39677

6. https://relife.blog/chego-boyatsya-podrostki/

7. https://educontest.net/ru/

 

                                                    

 

 

                                                          

 

Приложение



 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: