Раздел 4. Медицина в поэзии

В данном разделе приводятся тексты, в которых, так или иначе, отражаются проблемы медицины.

 

«ЗАГОВОР ПРОТИВ ЗУБНОЙ БОЛИ»

(Древняя Месопотамия)

Когда Ану сотворил небо,

Небеса сотворили землю,

Земля сотворила реки,

Реки сотворили протоки,

Протоки сотворили болота,

Болота червя сотворили.

Отправился червь к Шамашу, плача,

Перед богом текут его слёзы:

«Что ты выделишь мне в пропитанье?

Что ты выделишь мне для сосанья?»

- «Спелые фиги и сок абрикоса?

Среди зубов позволь поселиться,

Сделай челюсть моим жилищем.

Кровь из зуба сосать я буду,

Буду глодать я корни зуба».

- «Зацепи остриё, ухвати за корень!

Сам себе, червь, избрал ты такое!

Да сразит тебя Эйа рукой могучей!»

 

ГОМЕР

(Древнегреческий поэт. Ему приписывают авторство «Илиады» и «Одиссеи».)

Был им немедленно позван божественный вестник Талфибий:

«Сколько, Талфибий, возможно, скорей позови Махаона, -

Мужа, родитель которого – врач безупречный Асклепий,

Чтобы пришёл осмотреть Менелая, любимца Ареса.

Кто-то его из троянских искусных стрелков иль ликийских

Ранил стрелою на славу себе и на горесть ахейцам».

Так Агамемнон сказал. И его не ослушался вестник.

Быстро идя через войско ахейцев, высматривал зорко

Он Махаона героя. Его он увидел стоящим

В гуще могучих рядов щитоносных племён, что изТрикки

Конепитающей следом за ним к Илиону явились.

Став близ него, он к нему обратился с крылатою речью:

«Асклепиад, поспеши! Агамемнон тебя призывает,

Чтоб осмотрел ты вождя Менелая, Атреева сына;

Кто-то его из троянских искусных стрелков иль ликийских

Ранил стрелою на славу себе и на горесть ахейцам».

Так говорил он и душу в груди Махаона встревожил.

Быстро сквозь толпы пошли по великому поиску ахейцев.

К месту пришли, где, задетый стрелой, Менелай находился.

Лучшие люди из ратей ахейских вокруг собралися.

Тотчас, бессмертным подобный, вошёл Махаон в середину

И попытался стрелу из Атридова пояса вынуть;

Но заострённые зубья её не пускали.

Пояс узорный тогда расстегнул он, а после –передник

С медной повязкой, - немало надней кузнецы потрудились.

Рану увидел тогда, нанесённую горькой стрелою,

Высосал кровь и сознаньем лекарствами рану посыпал,

Как дружелюбно родитель его был обучен Хироном.

Но не оставили б поля данайские храбрые рати,

Если б герой Александр, супруг лепокудрой Елены,

Битвы прервать не принудил Махаона, храброго мужа,

В правое рамо его поразив троежальной стрелою,

Все за него ужаснулись пылавшие бранью данаи,

Чтобы его, при несчастливой битве, враги не сразили.

Идоменей к знаменитому Нестору первый воскликнул:

«Нестор Нелид, о великая слава ахейских народов!

Стань в колесницу немедленно; пусть и почтенныйМахаон

 Станет с тобой; и гони к кораблям ты коней быстроногих.

Опытный врач драгоценнее многих других человеков,

Зная вырезывать стрелы и язвы целить врачевствами».

 

АРИСТОФАН

(ок. 445 – ок. 385 гг. до н.э. – древнегреческий поэт, драматург, называемый отцом комедии)

Из комедии «Плутос»

… Не нужно ли теперь к нему врача позвать?

Хремил. Какой же врач найдётся в нашем городе?

Вознагражденья нет – так и леченья нет!

Блепсидем. Поищем.

Хремил. Зря искать

Блепсидем.Мне тоже кажеться.

Хремил. Лонечно зря! Но я придумал лучшее:

Давай его положим в храм Асклепия.

Блепсидем. Вот это так. Ты прав, клянусь богами.

Не мешкай же, а делай что задумано.

(После инкубации в храме Асклепия Плутос выздоровел, и раб Хремила  Карион рассказывает о происшедшем жене Хремила.)

Карион. Богатство уложили мы,

Себе ж постели из соломы сделали.

Жена. А были там другие, бога ждавшие?

Карион. Был там и Неоклид, который слеп-то слеп,

Да в воровстве заткнет за пояс зрячего, -

И многие другие с всевозможными

Болезнями. Когда же, потушив огни,

Жрец нам велел ложиться спать немедленно

И приказал молчать, коль шум послышиться, -

Мы тотчас же в порядке улеглися спать.

Заснуть не мог я – не давал покоя мне

Горшок с ячменной кашею, поставленный

Поодаль у старухи в изголовьи,

И сильно мне хотелось подползти к нему.

Но тут. Глаза поднявши, вижу я, что жрец

Утаскивает фиги и пирожные

С священной трапезы. А после этого

Стал обходить он жертвенники все вокруг –

Не пропустил ли где лепешки жертвенной;

Потом всё это посвятил… в мешок себе!

Уразумев всю святость дела этого,

Я кинулся к горшку с ячменной кашею… 

 

 

РИМСКИЕ ТЕРМЫ

Леонтий Схоластик (V в. н.э.)

…Да это царские термы; и дали им это названье

Те, кто в былые года были в восторге от них.

Ведь не обычным огнём здесьпрозрачная греется влага.

Право, сама по себе здесь горячеет вода.

Да и холодная льётся вода для тебя в изобилье,

Всякой, какой захотел, можешь омыться струёй.

 

Похвала баням

(неизвестный древнеримский поэт)

Даров источник многих в банях мы найдём:

Смягчить мокроту могут, влагу тела взять,

Избыток желчи гонят их кишок они,

Смягчают зуд, - приятен и докучен он,

И обостряют зренье; если ж кто-нибудь

Стал плохо слышать, уши прочищают тем.

Забывчивость уносят, память же хранят,

Для размышленья разум проясняют вмиг,

К беседе оживлённой направляют речь,

А тело всё блестит от омовенья там.

 

ГРЕЧЕСКАЯ ЭПИГРАММА О МЕДИЦИНЕ И ЗДОРОВЬЕ

Лекарь Кратей и могильщик Данон меж собой заключили,

Клятвой скрепив договор. Вот и пустился Данон

С тех, кого он хоронил, погребальные красть покрывала

И посылать на бинты другу Кратею затем.

А благодарный Кратей меж тем отправлял на кладбище

Для погребения там всех пациентов своих

 

Лучше на суд Гегемомону, казнящему смертью злодея,

Отданным быть, чем тебе в руки, Геннадий, попасть:

Тот по закону карая, разбойникам головы рубит,

Ты же, невинных губя, с них ещё плату берёшь.

 

В баню он с нами сходил, пообедал и всё же

Найден вчера по утру мёртвым был вдруг Андрагор.

В чём, объясни мне, искать неожиданной смерти причину?

- Да Гермократа-врача видел он ночью во сне!

 

Выпрямить гроб обещав Диодору, три камня квадратных

Тяжеловесных ему на спину Сокл наложил.

Сдавленный тяжестью, умер горбун. После смерти, однако,

Стал он действительно прям, как измерительный шест.

 

ЛУКРЕЦИЙ

(Тит Лукреций Кар – римский поэт и философ I в. до н.э.)

Ну а теперь, отчего происходят болезни, откуда

Может внезапно прийти и поветрием смертным

Мора нежданного мощь, и людей и стада поражая,

Я объясню. Существует немало семян всевозможных,

Как указал я уже, из которых одни животворны,

Но и немало таких, что приводят к болезни и смерти

К нам долетая. Когда они вместе сойдутся случайно,

И небеса возмутят, заражённым становится воздух.

Весь этот гибельный мор, все повальные эти болезни

Иль приходят извне и, подобно туманам и тучам,

Сверху чрез небо идут, иль из самой земли возникают,

Вместе сбираясь, когда загнивает промокшая почва…

Новая эта беда и зараза, явившись внезапно,

Может иль на воду пасть, иль на самых хлебах оседает,

Иль на пище другой для людей и на пастьбах скотины,

Иль продолжая висеть, оставаяся в воздухе самом;

Мы же, вздыхая в себя этот гибельно смешанный воздух,

Необходимо должны вдохнуть и болезнь и заразу.

 

АБУ АЛИ ИБН ал-ХУСЕЙН ибн АБДАЛЛАХ ибн ал-ХАСАН ибн АЛИ ибн СИНА

От праха чёрного и от небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

 

Пять чувств от слуха и до зренья,

Даются нам для внешнего общенья,

А мысль и память внутреннюю службу

Несут, определяя все решенья.

 

Суть в существе твоём отражена,

Не сможет долго тайной быть она,

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступке, словно в зеркале видна.

 

Не будешь пить вина - мальчишкой назовут,

А будешь часто пить – ханжей услышишь суд.

Вино – наш друг, но в нём живёт коварство:

Пьёшь много – яд, немного пьёшь – лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,

Пей в меру, и продлиться жизни царство.

 

АРНОЛЬД ИЗ ВИЛЛАНОВЫ

(Арнольд из Виллановы –(ок.1235-1311) – испанский врач и алхимик).

…Школа Салернская так королю англичан написала:

Если ты хочешь здоровье вернуть и не ведать болезней,

Тягость забот отгони и считай недостойным сердиться,

Скромно обедай, о винах забудь, не сочти бесполезным

Бодрствовать после еды, полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;

Будешь за этим следить – проживёшь ты долго на свете.

Если врачей не хватает\. Пусть будут врачами твоими

Трое: весёлый характер, покой и умеренность в пище.

 

Руки, проснувшись, омой и глаза водою холодной,

В меру туда и сюда походи, потянись, расправляя

Члены свои, причешись ты и зубы почисти. Всё это

Ум укрепляет и силу вливает в прочие члены.

Ванну прими, а поев, походи иль постой; охлаждения

Бойся. Источников гладь и трава – глазам утешенье.

Утром на горы свой взор обрати, а под вечер – на воды.

Ужин чрезмерный отнюдь не полезен для наших желудков.

Чтобы спокойно спалось, перед сном наедаться не надо.

 

Рута, чеснок, териак и орех, как и груши, и редька

Противоядием служат от гибель сулящего яда

 

Воздух да будет прозрачным и годным для жизни, и чистым,

Пусть он заразы не знает и смрадом клоаки не пахнет.

 

Хлеб не горячим пусть будет, а также ещё и не чёрствым,

Квашенным должен и пористым быть, хорошо пропечённым,

В меру солёным; мука пусть хорошая будет для хлеба.

Корку, однако, не ешь ибо желчь твою высушит корка.

Квашеный хлеб, хорошо пропечённый и в меру солёный,

Чистый, здоровье даёт, а иной никуда не годится.

 

Пепел и кровь остановит, и печени пепел отраден;

Мускус – для мозга, для сердца – мускат,

Селезёнке приятен каперс,

Подснежник –желудку, а лёгким полезна лакрица.

 

Всем я велю соблюдать им привычную в жизни диету.

В случае крайнем диету лишь только менять допустимо.

Нам Гиппократ говорит, отчего приключается гибель.

Высший закон медицины – диету блюсти неуклонно:

Будет леченье плохим, коль забудешь, леча о диете.

Сколько, когда, почему, где, как часто и что применимо –

Всё это должен предписывать врач, назначая диету.

 

Бани, Венера, вино. Перец, дым и чеснок, да и ветер,

С луковкой вместе порей, слёзы, бобы, чечевица, горчица,

Солнце, сношенья, огонь, пыль, удар острия, напряженье –

Всё это – зрения бич, но отсутствие сна – наибольший.

Роза вербена, укроп, хелидония также и рута –

Все на микстуру идут, от которой зренье остреет.

 

Сложен любой человек из двухсот девятнадцати вместе

Разных костей, а зубов у него двенадцать плюс двадцать;

Триста, ещё шестьдесят и пять кровеносных сосудов.

 

В теле находятся нашем четыре различные влаги:

Флегма и светлая желчь, кровь и черная желчь. Воплощенье

Флегмы –в воде, а в земле себе чёрная желчь обретают;

Кровь –это воздух, а светлая желчь в огне воплотилась.

 

Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре,

Падкий до всякой молвы и внимать неустанно готовый.

Вакх и Венера – услада ему, и еда, и веселье;

С ними он радости полон и речь его радостно льётся.

Склонностью он обладает к наукам любым и способен

Чтоб ни случилось, - но он нелегко распаляется гневом.

Влюбчивый, щедрый, весёлый, смеющийся, румянолицый,

Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.

 

Желчь существует – она необузданным свойственна людям.

Всех и во всём превзойти человек подобный стремиться,

Много он ест, превосходно растёт и легко восприимчив.

Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам.

Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,

Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.

 

Флегма лишь скудные силы даёт, ширину, малорослость.

Жир порождает она и ленивое крови движенье.

Всякий флегматик сонлив и ленив, и с обильной слюною,

Тучен он телом и разумом туп, белолицый обычно.

 

Только про чёрную желчь мы ещё ничего не сказали;

Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.

Бодрствуют вечно в трудах и не предан их разум дремоте;

Тверды в намереньях, но лишь опасностей ждут  отовсюду.

Жадны, печальны, их зависть грызёт, своего не упустят,

Робки, не чужд им обман, а лицо их землистого цвета.

 

Крови излишек, - краснеет лицо, а глаза выступают,

Щёки вздуваются, тело чрезмерно тогда тяжелеет;

Пульс отмечается частый и полный, и мягкий, а боли

Сильные, чаще во лбу, и живот от запора страдает.

Жажда, язык иссушен, сновидения полные крови,

Сладость в слюне, но она же и острого привкус содержит.

 

Справа болит, шершавый язык, звон в ушах постоянный,

Сон пропадает, а часто и рвота – от желчи избытка;

Сильная жажда и боль в животе, выделенья со слизью,

В сердце уколы, тошнит, и желание есть пропадает,

Пульс же твердеет, слабеет, частит, лихорадочен также.

Горько и сухо во рту, в сновиденьях пылают пожары.

 

В теле, когда переходит границы законные флегма,

Вкуса не чувствует рот, но с обильной слюной – отвращенье;

Боли тогда возникают в желудке, затылке и ребрах,

Пульс незаметный и мягкий, не частый и медленный также.

Следом за ложной дремотой идут о воде сновиденья.

 

Если же в полных телах воцаряется черный осадок,

Жидкою станет моча, пульс же – твердым и темною – кожа.

Чувство тревоги, и страх, и печаль. В сновиденьях кошмары.

Мучает кислым отрыжка и то же в слюне ощущенье.

Часто в ушах пораженных иль звон, или свист раздается.

 

Кровопусканья пора лишь в семнадцать лет наступает.

Вскрытие вен изгоняет дух буйства чрезмерного в людях,

Тот, что приходит с вином и обличий имеет немало.

Соков потеря не скоро при том восполняется пищей.

Флеботомия нам взор обостряет, а мысли и разум

Делает ясными, костный наш мозг согревает к тому же,

Чистит кишечник и в норме содержит живот и желудок,

Ясность дает ощущений и сон, тошноту изгоняет,

Голосу, слуху и силам способствует, их укрепляя.

 

Май, и сентябрь, и апрель для пускания крови пригодны;

Есть в них и лунные дни, – это дни под созвездием Гидры.

Первого месяца – первый, а прочих – последний, тридцатый.

Кровопусканье тогда и гусиное мясо запретны.

Старцу иль юноше, если их вены наполнены кровью,

В месяц любой хорошо прибегнуть к кровопусканью.

Май, сентябрь и апрель – вот месяцы кровопусканья.

Выпустишь кровь в это время и будет тебе долголетье.

 

ОДО ИЗ МЕНА

(Одо из Мена- Мацер Флоридус, X – XI вв. – монах, автор популярной поэмы «О свойствах трав»)

 

Из поэмы «О свойствах трав»

Чистотел

Как сообщают врачи, у травы чистотела известны

Два её вида и первый носит названье «большого»,

«Малым» зовётся второй; и глазам они оба целебны.

Ею ослепшим птенцам, пусть у них и проколоты глазки,

Зрение ласточка-мать, Плиний пишет о том, возвращает.

Он говорит, что трава с их прилётом расти начинает

И засыхает, когда по привычке они улетают;

…Сок чистотела в цвету вместе с мёдом на воздухе варят,

Варят на лёгком огне, пока пены не выпустит всей он

И густотою своей наподобие мёда не станет;

Средства для глаз, говорят, не найдётся полезней, чем это,

Тьмой поражённых, - и надо глаза им намазывать часто.

Корень его растирают, мешая с укропом, и вместе

С белым вином принимают все те, кто страдает желтухой;

Как уверяют, растёртый, он боль прекращает зубную.

Если из листьев толчёных его изготовить припарку

Вместе с вином, от неё говорят, истребляются пятна. 

 

С.БРАНДТ

(Себастьян Брандт -1458-1521 – знаменитый немецкий сатирик эпохи Возрождения, автор сатирической комедии «Корабль дураков»).

 

ИЗ КНИГИ «КОРАБЛЬ ДУРАКОВ»

О непослушных больных

 

Больной, твердящий слово «нет»!

На каждый докторский совет,

Спешит, как видно. На тот свет.

 

Больной – глупец, когда совету

Врача не внемлет и диету

Блюсти не хочет. Плачь не плачь,

Тут не поможет лучший врач!

Кто воду пьёт, а не вино,

Хоть нужно именно оно,

И прочего не соблюдает,

Притом упрямо утверждает,

Что чувствует себя бодрей,

Тот в гроб уляжется скорей.

Дабы забыть свои болезни

Начать лечение полезней,

Едва ещё недуг опознан.

А если начинают поздно,

То от лекарства меньший прок

И больший тут потребен срок.

Сказав: «Здоровым быть хочу»,

Ты язву покажи врачу

И хоть зубами сам скрипи,

А боль от скальпеля терпи,

Промыть дай рану, и зашить,

И с перевязкой поспешить,

Не душу твою вырвать хочет –

О жизни твоей врач хлопочет!

Пусть жизнь в больном уж еле тлеет,

Отчаиваться врач не смеет,

И пациент, покуда дышит,

Пусть бодрый глас надежды слышит.

Больной что лжёт врачу – глупец:

Себя же губит он, как лжец,

Что лгать на исповедь приходит

Иль адвоката за нос водит.

Лжецы глупцам всегда сродни:

Во вред себе же лгут они!

Глуп, кто врача позвал, но сразу,

Врачебному не вняв наказу,

Идёт. Поверив ложным слухам,

К невеждам – знахаркам-старухам,

А те травой и наговорам

И прочим ворожейным вздором

Его отправят прямо в ад,

В чём сам он будет виноват.

Всему готов поверить тот,

Кто исцеленья страстно ждёт,

А глупых суеверий зло

Чрезмерно ныне возросло.

Я б описал их, но облыжно

Признают книгу чернокнижной.

 

Больным избавиться б от хвори, -

Не ищут, где недуга корень.

И чёрту душеньку заложит

Иной больной – авось поможет.

А где вмешалась чертовщина,

Там уж бессильна медицина.

 

О ВРАЧАХ-ШАРЛАТАНАХ

Вас, кто врачует самозвано,

Пройдохи ловкие, профаны,

Вас обличаю, шарлатаны!

 

Что скажешь ты глупцу врачу,

Который, глядя на мочу

Смертельно тяжкого больного,

В растерянности бестолковой

Хватает лекарский томище

И указаний, неуч, ищет?

Пока вникает он, смекает,-

Больной и дух свой испускает!

Иные лезут в медицину,

Всего и зная лишь рицину

 И то, что в книжке-травнике

И у старух на языке.

Противу правды не греша,

Скажу, что много барыша

По милости больных болванов

Течёт в карманы шарлатанов.

Как в старину, так в наши дни

Любую лечат хворь они

И разбираться не привыкли,

Кто болен – юноша, старик ли,

Какого пола пациент,

Каков природный элемент:

Горяч, прохладен, сух иль влажен,-

А вид у них напыщен, важен!

 

Мешок травы, бочонок мази –

Вот пластырь вам для всех оказий:

Столь действенная сила в нём,

Что и нарыв, и перелом,

И язвы и параличи –

Всё этим пластырем лечи!

Кто пользует болезни глаз

Одною мазью каждый раз,

Кто без сосуда для воды

(Невеждам в этом нет нужды!)

Клистиры ставит, очень просто

Себя прославит, как Цуоста!

Подобны врач похож при этом

На адвоката, что советом

 Не выручит: не знает он,

Какой к чему приткнуть закон!

Духовнику он также пара,

Не сведущему, что за кара

Вас на суде господнем ждёт

За этот грех или за тот.

 

Беда коль неуч неумело

Не за своё берётся дело

И только мзду, обманщик, любит:

Доверишься ему – погубит.

 

И.В. ГЁТЕ

Из поэмы «Фауст» о врачах-схоластах

 

Из голых слов, ярясь и споря,

Возводят здания теорий.

Словами вера лишь жива.

Как можно отрицать слова?

 

Словами диспуты ведутся,

Из слов системы создаются,

Словам должны мы доверять,

В словах нельзя йоты изменять…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: