*По А. Генису
(1) Литература отличается от критики, как дальнее плавание от каботажного. (2) Энциклопедия Брокгауза и Ефрона велеречиво объясняет, что каботажным называется «плавание от одного мыса к другому, прибрежное плавание, совершаемое при помощи одних навигационных устройств кораблевождения и не требующее астрономических средств». (3) Каботажное плавание, конечно, проще, надёжнее, безопаснее. (4) В открытом море легко потеряться, но только там можно открыть Америку.
(5) Беда в том, что эра великих открытий кончилась. (6) Карта уже вычерчена, а чтобы её исправить, нужна самонадеянность гимназиста из Достоевского, который, как помнят читатели «Братьев Карамазовых», впервые увидев карту звёздного неба, наутро принес её исправленной. (7) Тысячи романов, тасуя имена и обстоятельства, рассказывают одни и те же истории. (8) Мы больше не придумываем — мы пересказываем чужое.
(9) Скука монотонности рождает неутолимую жажду оригинального, что уже само по себе оригинально. (10) Потребность в новых историях — признак Нового времени. (11) Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например — библейскими. (12) Поменяв универсальные, всем знакомые сюжеты на авторский вымысел, литература стала так популярна, что за несколько веков исчерпала ограниченный запас историй. (13) В ответ на вызов печатного станка появился модернизм. (14) Если реалист рассказывал истории, то модернист рассказывал о том, как он рассказывает истории. (15) Постмодернист уже ничего не рассказывает, он цитирует.
(16) Сегодня кризис традиционной — так сказать, «романной» — литературы проявляет себя чудовищным перепроизводством. (17) Никогда не выходило столько книг, и никогда они не были так похожи друг на друга. (18) Маскируя дефицит оригинальности, литература симулирует новизну, заменяя сюжет действием. (19) Скажем, секрет успеха автора ловких и дельных бестселлеров Джона Гришама заключается в том, что у него что-то происходит буквально в каждом абзаце. (20) Желая досмотреть, чем завершится эпизод, мы невольно переворачиваем страницу очередной книги... (21) При этом описательная активность не имеет прямого отношения к развитию сюжета. (22) Это — пляска на месте. (23) Она не приближает нас к финалу и не задерживает перед ним, она важна сама по себе. (24) Как факир кобру, писатель гипнотизирует читателя непрестанным движением.
(25) Только этим можно объяснить многозначительный эпизод, о котором мне рассказала редактор одного московского издательства. (26) В метро она заметила юношу, погруженного в пухлый боевик с развязной обложкой. (27) Увлёкшись, он громко чихнул, и, не найдя платка, высморкался в ещё непрочитанную страницу, которую он выдрал из конца книги. (28) Подобное обращение может с собой позволить только сочинение, лишённое композиционной структуры.
(29) В сущности, это уже не литература. (30) Подобные книги вываливаются из словесности в смежные искусства, связанные с видеообразами. (31) Собственно, они и были созданы под влиянием кинематографа, который по своей природе оправдывает все, что движется. (32) В этой ситуации литературная ткань становится сугубо функциональной. (33) Такие книги пишут простым и удобным языком, который, как джип, надежно и без претензий перевозит читателя от одного действия к другому. (34) Эти книги можно считать сюжетоносителем — точно так же, как называют энергоносителем бензин и рекламоносителем глянцевые журналы.
(35) Зависимость книги от фильма сегодня достигла такого уровня, что первая стала полуфабрикатом второго. (36) В Америке крупнейшие мастера жанра — Джон Гришэм, Стивен Кинг, Том Клэнси — пишут романы сразу и для читателя, и для продюсера. (37) Даже герои их рассчитаны на конкретных голливудских звезд. (38) В правильном бестселлере всегда есть роль для Харрисона Форда или Брюса Уиллиса.
* Александр Александрович Генис (р. 1953) — русский писатель, литературовед, эссеист, критик, радиоведущий.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Автор сравнивает критику с каботажным плаванием, так как считает, что в этой области не может быть открытий.
2) Популярность литературы объясняется тем, что авторы описывают вымышленные истории.
3) Современные писатели гипнотизируют читателя пересказом библейских сюжетов, адаптированных к современности.
4) В современной литературе наблюдается дефицит сюжетов, что заменяется обилием действий.
5) Литература постмодернизма складывается из повторения чужого.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) В предложении 2–4 дано разъяснение идеи, высказанной в предложении 1.
2) В предложениях 5–8 представлено рассуждение.
3) Предложения 16–24 включают описание.
4) Предложения 25–28 содержат повествование.
5) В предложении 15 дан вывод из рассуждения, представленного в предложениях 9–14.
Из предложений 9–11 выпишите контекстные синонимы.
25. Среди предложений 10–15 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и антонима. Напишите номер этого предложения
26. «Рассуждая о кризисе литературы, А. Генис старается высказываться ярко и образно, применяя для этого такое средство, как (А) ______(предложения 1–4, 6). Лексический строй текста включает (Б)_______ (велеречиво объясняет, неутолимую жажду, чудовищным перепроизводством, ловких и дельных бестселлеров). Отличительной особенностью синтаксической строя является наличие (В)______ (предложения 11, 14, 15) и (Г) ____(предложения 8, 23)».
Список терминов:
1) эпитет
2) вопросно-ответное единство
3) аналогия - сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах
4) метафора
5) разговорная лексика
6) диалектизм
7) антитеза
8) градация
9) риторический вопрос
ОТВЕТЫ
№ задания | Ответ | № задания | Ответ |
1 | 34 | 14 | суперигры, втайне |
2 | поэтому | 15 | 125 |
3 | 1 | 16 | 24 |
4 | санитарИя | 17 | 356 |
5 | аккордовое | 18 | 134 |
6 | назад | 19 | 34567 |
7 | договоры | 20 | 1245 |
8 | 48721 | 21 | 14 |
9 | 345 | 22 | 145 |
10 | 1235 | 23 | 124 |
11 | 14 | 24 | жажда, потребность |
12 | 245 | 25 | 11 |
13 | недоставало | 26 | 3187 |
*Разбор заданий
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Он мог бы всего этого избежать, если бы только отступил назад, если бы только захотел себя спасти и не завершить того дела, ради которого он пришёл.