Требования к выпускным квалификационным работам по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Преподавание английского языка в общеобразовательных учреждениях»
(разработаны кафедрой методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена)
Структура и объем выпускной квалификационной работы.
1.1.Выпускная квалификационная работа должна включать:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- главы основной части;
- выводы по главам;
- заключение;
- библиографический список;
- приложение.
1.2. В оглавлении приводятся заголовки всех разделов выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.
1.3. Введение должно быть кратким. Во введении называется и кратко поясняется предмет исследования, формулируется цель и гипотеза, содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, актуальность исследуемой проблемы, указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатов. В конце введения раскрывается структура работы.
|
|
В целом введение имеет следующую структуру:
- актуальность проблематики,
- объект и предмет исследования,
- цель и задачи исследования,
- применяемые в работе методы исследования,
- теоретическая и практическая значимость работы,
- объем и структура работы.
Актуальность исследования определяется:
- необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений, относящихся к изучаемой проблеме;
- модернизацией языкового образования;
- необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению ИЯ;
- потребностью создания и внедрения эффективных методик обучения;
- недостаточной изученностью заявленной проблемы в методике обучения ИЯ.
Во введении необходимо отметить степень разработанности темы, обосновать необходимость ее дальнейшего изучения.
Цель исследовани я – прогнозируемый конечный результат исследования.
Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью.
Описание решения задач должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы.
Методы иссле дования – способы достижения цели работы.
К числу наиболее распространенных методов исследования в педагогических науках относятся:
- анализ научной литературы,
- наблюдение,
- беседа,
- анкетирование,
- тестирование,
- опытное обучение.
Анализ научной литературы представляет собой критическое и объективное рассмотрение различных точек зрения на проблему, выявление степени их доказательности, наличие рациональных идей для решения проблемы в данных конкретных условиях. Такой анализ научной литературы позволит выявить степень ее изученности. Этот метод требует сформированности следующих умений: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал, в соответствии с планом работы.
|
|
Умение наблюдать и анализировать педагогический процесс - раскрывать логику педагогических явлений и оценивать их – необходимо для успешного познания (адекватного усвоения) теории и практики обучения и воспитания. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления или педагогического процесса в целом. Наблюдение включает в себя следующие компоненты:
- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
- выбор способа наблюдения наиболее обеспечивающего сбор необ-ходимой информации (как наблюдать?);
- выбор способов фиксации наблюдаемого (как вести записи?);
- обработка и интерпретация полученной информации (каков резуль-тат?).
Результаты наблюдения фиксируются и подвергаются классификации, группировки, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.
Беседа имеет целью получения информации о проводимом исследовании или об определенном явлении в исследовании путем установления прямых контактов с испытуемыми в условиях, приближающихся к естественному, непринужденному общению. Метод беседы должен сочетаться с другими методами, если исследователь стремится к высокой степени точности и объективности ожидаемых результатов.
Анкетирование заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках результатов обучения, предложений и пожеланий по их улучшению. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета должна точно отвечать цели и характеру исследования. Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. При составлении анкеты в виде вопросов учитываются:
- содержание вопросов;
- их форма (открытые вопросы, предполагающие возможность свобод-ного ответа, закрытые вопросы, предполагающие ответ "да", "нет");
- формулировка вопроса;
- количество и порядок следования вопросов.
Тестирование - это метод исследования, предусматривающий выполнение учащимися специальных заданий-тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком (лингводидактические тесты), а также определяются интересующие исследователя особенности личности испытуемого (психологические тесты). Применение тестирования как метода исследования дает ценный материал для определения эффективности овладения учебным материалом и способностей обучающегося к овладению материалом. В методике для проверки уровня владения языком используется следующие типы тестовых заданий:
- выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов;
- перекрестный выбор;
- выбор из двух возможностей;
- тест восстановления;
- тест перемешивания.
Опытное обучение – это эмпирический метод, основанный на проведении обучения по предложенной исследователем программе. Объектом опытного обучения могут быть различные приемы и методы обучения, может проверяться эффективность работы с учебными пособиями, техническими средствами и т.д. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов или школы. В проведении опытного обучения выделяют следующие этапы:
|
|
- организационный – разработка методики наблюдения и фиксации результатов, обобщения и анализа результатов, формулировка гипотезы, программы эксперимента, отбор участников, определение системы работы с учащимися в рамках темы исследования; разработка учебных материалов; разработка методики анализа полученных результатов.
- реализация – проведение работы на основе составленного плана с использованием разработанных материалов.
- констатация и интерпретация – анализ результатов обучения, которые послужат основанием для методических выводов.
1.4. Главы основной части.
Текст основной части содержит, как правило, 2 главы – теоретическую (Теоретические вопросы обучения/формирования…) и практическую (Методика обучения/формирования…). Теоретическая часть представляет собой анализ нормативных документов (требований ФГОС, Примерных программ по иностранному языку и пр.), различных точек зрения ученых на исследуемую проблему, анализ условий обучения, учебников и учебных пособий, по которым занимаются учащиеся школ/лицеев/гимназий, с точки зрения реализации требований теории методики к практике обучения. Теоретическая часть работы является необходимой и достаточной базой для дальнейшего практического анализа. Каждая глава должна заканчиваться выводами - кратким обобщением результатов.
В практической части должны быть представлены приемы, система упражнений, заданий, серия уроков, разработанная автором работы, собственные рекомендации по повышению эффективности процесса обучения, а также анализ результатов обучения по предложенным рекомендациям в период производственной практики.
1.5. В заключении должны быть сформулированы выводы по проделанной работе в соответствии с целями исследования с точки зрения подтверждения гипотезы, а также могут быть отмечены возможные пути применения полученных результатов в теории и практике обучения ИЯ.
1.6. Библиографический список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. Каждый литературный источник должен иметь полное библиографическое описание и иметь отражение в выпускной квалификационной работе. Сначала приводятся источники на русском языке, затем – на иностранном.
|
|
1.7. В приложении могут быть представлены наглядные пособия, раздаточный материал, дополнительный материал для проведения уроков, схемы, таблицы, а также необходимые статистические данные, образцы анкет и тестовых заданий.
Включение приложения в структуру выпускной квалификационной работы по методике обучения ИЯ является обязательным.