Структура и объем выпускной квалификационной работы

Требования к выпускным квалификационным работам по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки «Преподавание английского языка в общеобразовательных учреждениях»

(разработаны кафедрой методики обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена)

Структура и объем выпускной квалификационной работы.

1.1.Выпускная квалификационная работа должна включать:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение;

- главы основной части;

- выводы по главам;

- заключение;

- библиографический список;

- приложение.

 

1.2. В оглавлении приводятся заголовки всех разделов выпускной квалификационной работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны быть тождественны заголовкам в тексте работы. Заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце.

1.3. Введение должно быть кратким. Во введении называется и кратко поясняется предмет исследования, формулируется цель и гипотеза, содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, актуальность исследуемой проблемы, указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатов. В конце введения раскрывается структура работы.

В целом введение имеет следующую структуру:

- актуальность проблематики,

- объект и предмет исследования,

- цель и задачи исследования,

- применяемые в работе методы исследования,

- теоретическая и практическая значимость работы,

- объем и структура работы.

Актуальность исследования определяется:

- необходимостью дальнейшей разработки теоретических положений,                                относящихся к изучаемой проблеме;

- модернизацией языкового образования;

- необходимостью поиска и использования новых подходов к обучению ИЯ;

- потребностью создания и внедрения эффективных методик обучения;

- недостаточной изученностью заявленной проблемы в методике обучения ИЯ.

Во введении необходимо отметить степень разработанности темы, обосновать необходимость ее дальнейшего изучения.

Цель исследовани я – прогнозируемый конечный результат исследования.
Конкретные задачи исследования решаются в соответствии с целью.
Описание решения задач должно составить содержание глав выпускной квалификационной работы.

Методы иссле дования – способы достижения цели работы.

К числу наиболее распространенных методов исследования в педагогических науках относятся:

- анализ научной литературы,

- наблюдение,

- беседа,

- анкетирование,

- тестирование,

- опытное обучение.

Анализ научной литературы представляет собой критическое и объективное рассмотрение различных точек зрения на проблему, выявление степени их доказательности, наличие рациональных идей для решения проблемы в данных конкретных условиях. Такой анализ научной литературы позволит выявить степень ее изученности. Этот метод требует сформированности следующих умений: умения делать выписки, конспектировать, группировать материал, в соответствии с планом работы.

Умение наблюдать и анализировать педагогический процесс - раскрывать логику педагогических явлений и оценивать их – необходимо для успешного познания (адекватного усвоения) теории и практики обучения и воспитания. Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления или педагогического процесса в целом. Наблюдение включает в себя следующие компоненты:

- определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);

- выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);

- выбор способа наблюдения наиболее обеспечивающего сбор необ-ходимой информации (как наблюдать?);

- выбор способов фиксации наблюдаемого (как вести записи?);

- обработка и интерпретация полученной информации (каков резуль-тат?).

Результаты наблюдения фиксируются и подвергаются классификации, группировки, сопоставлению с результатами, полученными другими исследователями и другими методами.

Беседа имеет целью получения информации о проводимом исследовании или об определенном явлении в исследовании путем установления прямых контактов с испытуемыми в условиях, приближающихся к естественному, непринужденному общению. Метод беседы должен сочетаться с другими методами, если исследователь стремится к высокой степени точности и объективности ожидаемых результатов.

Анкетирование заключается в изучении различных точек зрения обучаемых и обучающих относительно способов и приемов в оценках результатов обучения, предложений и пожеланий по их улучшению. Основным способом реализации этого метода является анкета, содержание и форма которой определяются спецификой исследования. Анкета должна точно отвечать цели и характеру исследования. Преимущество анкетирования состоит в том, что данные, полученные в результате этого метода, легко поддаются количественной обработке и имеют определенную научную ценность. При составлении анкеты в виде вопросов учитываются:

- содержание вопросов;

- их форма (открытые вопросы, предполагающие возможность свобод-ного ответа, закрытые вопросы, предполагающие ответ "да", "нет");

- формулировка вопроса;

- количество и порядок следования вопросов.

Тестирование -  это метод исследования, предусматривающий выполнение учащимися специальных заданий-тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком (лингводидактические тесты), а также определяются интересующие исследователя особенности личности испытуемого (психологические тесты). Применение тестирования как метода исследования дает ценный материал для определения эффективности овладения учебным материалом и способностей обучающегося к овладению материалом. В методике для проверки уровня владения языком используется следующие типы тестовых заданий:

- выбор правильного ответа из числа предложенных вариантов;

- перекрестный выбор;

- выбор из двух возможностей;

- тест восстановления;

- тест перемешивания.

Опытное обучение – это эмпирический метод, основанный на проведении обучения по предложенной исследователем программе. Объектом опытного обучения могут быть различные приемы и методы обучения, может проверяться эффективность работы с учебными пособиями, техническими средствами и т.д. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов или школы. В проведении опытного обучения выделяют следующие этапы:

- организационный – разработка методики наблюдения и фиксации результатов, обобщения и анализа результатов, формулировка гипотезы, программы эксперимента, отбор участников, определение системы работы с учащимися в рамках темы исследования; разработка учебных материалов; разработка методики анализа полученных результатов.

- реализация – проведение работы на основе составленного плана с использованием разработанных материалов.

- констатация и интерпретация – анализ результатов обучения, которые послужат основанием для методических выводов.

 

1.4. Главы основной части.

Текст основной части содержит, как правило, 2 главы – теоретическую (Теоретические вопросы обучения/формирования…) и практическую (Методика обучения/формирования…). Теоретическая часть представляет собой анализ нормативных документов (требований ФГОС, Примерных программ по иностранному языку и пр.), различных точек зрения ученых на исследуемую проблему, анализ условий обучения, учебников и учебных пособий, по которым занимаются учащиеся школ/лицеев/гимназий, с точки зрения реализации требований теории методики к практике обучения. Теоретическая часть работы является необходимой и достаточной базой для дальнейшего практического анализа. Каждая глава должна заканчиваться выводами - кратким обобщением результатов.

В практической части должны быть представлены приемы, система упражнений, заданий, серия уроков, разработанная автором работы, собственные рекомендации по повышению эффективности процесса обучения, а также анализ результатов обучения по предложенным рекомендациям в период производственной практики. 

1.5. В заключении должны быть сформулированы выводы по проделанной работе в соответствии с целями исследования с точки зрения подтверждения гипотезы, а также могут быть отмечены возможные пути применения полученных результатов в теории и практике обучения ИЯ.

1.6. Библиографический список использованной литературы составляется в алфавитном порядке. Каждый литературный источник должен иметь полное библиографическое описание и иметь отражение в выпускной квалификационной работе. Сначала приводятся источники на русском языке, затем – на иностранном.

1.7. В приложении могут быть представлены наглядные пособия, раздаточный материал, дополнительный материал для проведения уроков, схемы, таблицы, а также необходимые статистические данные, образцы анкет и тестовых заданий.

Включение приложения в структуру выпускной квалификационной работы по методике обучения ИЯ является обязательным.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow