Раздел 1: Осуществление педагогического наблюдения за состоянием здоровья каждого ребёнка
Тема 1.1. Управление процессом сохранения здоровья детей в дошкольном учреждении
1. Понятие «здоровье».
2. Физиологические и социальные факторы здоровья.
3. Состояния перехода от здоровья к болезни.
1. Понятие здоровья. Ребенок проводит в дошкольном учреждении значительную часть времени и его здоровье во многом зависит от условий, в которых он развивается. Важной задачей работы с детским коллективом является внедрение социальных технологий, направленных на профилактику заболеваний, своевременную помощь и поддержку переболевшим детям.
Профилактика заболеваний один из важнейших аспектов деятельности дошкольного учреждения. Мы уже знаем, чтобы успешно осуществлять эту задачу, надо хорошо знать причины возникновения болезней у детей, способы их передачи, симптомы, по которым их можно распознать, а также средства и методы профилактики. По данным медицинских институтов и учреждений здоровые дети составляют не более 10%.
|
|
- Как в современном понимании трактуется термин «здоровье»?
- Что значит управлять здоровьем в дошкольных учреждениях?
Здоровье – это способность организма противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов окружающей среды.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического(телесного), психического (душевного) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».
В отечественном здравоохранении принято более широкое определение здоровья, учитывающее функциональное состояние организма, степень его приспособленности к условиям биологической и социальной среды, дееспособность: «Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных состояний».
Физиологическими основами здоровья являются такие механизмы как адаптация и гомеостаз.
Гомеостаз – э то способность организма поддерживать постоянство своей внутренней среды (t тела, АД и другие показатели нормального функционирования организма).
Адаптация – это способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды. Внешние воздействия – раздражители, могут быть как физическими (температура окружающей среды, влажность, давление, физические нагрузки и т.д.), так и психологическими. Они вызывают в организме изменения функций органов и систем, обмена веществ и др., в том числе нарушают гомеостаз. Если интенсивность и длительность внешних или внутренних факторов является биологически значимой, в организме возникает перестройка деятельности, в результате чего формируется состояние адаптированности, т.е. способности продолжать жизнедеятельность в новых, необычных условиях (в этом как раз и есть элемент развития). Гомеостаз и адаптация тесно связаны между собой.
|
|
Здоровье (по В.В. Парину) характеризуется способностью организма сохранять адаптированность, т.е. основные параметры гомеостазиса в условиях изменений его внутренней среды, противостоять воздействиям инфекции, физических, химических и психических факторов, являясь интегральным показателем жизнедеятельности организма как в данный конкретный момент, так и на протяжении всей жизни.
Болезнь – это состояние декомпенсации функций организма (дезадаптации), не способное обеспечить гомеостазис организма в полном объёме. Болезнь не приходит внезапно. Чаще всего, она накапливается постепенно в течение нескольких месяцев, и даже лет. День за днём курильщик отравляет себя никотином, пока «внезапно» при очередной флюорографии не обнаружится подозрительная тень в лёгком. День за днём испытывает свою поджелудочную железу любитель жирной или острой пищи, пока «внезапно» не обнаружится высокий уровень сахара в крови. День за днём напрягает свою печень любитель выпить, пока не заработает цирроз, не совместимый с жизнью. «Болезнь – это драма в двух актах, из которых первый разыгрывается в угрюмой тишине наших тканей при погашенных свечах, – писал французский хирург Р. Лериш. – Когда же появляется боль или другие неприятные явления, это почти всегда второй акт».
Физиологические и социальные факторы здоровья.
Современное определение здоровья ребенка содержит пять признаков состояния организма:
• адаптируемост ь – приспособляемость к окружающей среде;
• равновесие – способность организма функционировать во внешней среде, сохраняя гомеостаз (постоянство внутренней среды);
• благополучие – состояние душевного и физического покоя, вызванное благоприятным протеканием всех жизненных процессов ребенка;
• гармоничность – уравновешенность всех функций, обеспечивающих наиболее успешное протекание роста и развития организма;
• способность функционировать – главная составляющая практического понимания здоровья, отражающая степень согласованности всех вышеперечисленных признаков, обеспечивающих высокий уровень биологической и социальной активности и трудоспособности человека.
На основе этих признаков здоровье можно рассматривать, как способность организма выполнять биологические и социальные функции, как свойство, присущее любому состоянию организма – от оптимального «благополучного» до экстремального (болезнь).
Сегодня уже признано, что рассматривать здоровье через его противоположность – болезнь, некорректно, так как ее наличие или отсутствие свидетельствует лишь об утрате или неутрате части здоровья.
- От чего же зависит физическое состояние человека?
Наука пришла к выводу, что физическое состояние человека зависит от таких биологических факторов как:
• уровня развития физических качеств (силы, быстроты, гибкости, ловкости);
• морфологических и функциональных особенностей физического развития,
соответствия или несоответствия биологического возраста календарному;
• функциональных показателей отдельных систем организма, характеризующих физическую работоспособность организма; их резервных возможностей;
• состояния здоровья, определяемого уровнем неспецифической резистентности иммунной защиты.
Каждый из этих элементов может позитивно или негативно влиять на здоровье.
|
|
– Что же влияет на здоровье и физическое состояние воспитанников детских дошкольных учреждений?
В качестве ведущих можно выделить социальные факторы:
• среда обитания:
• питание в детском учреждении
• двигательный режим
• специфический иммунитет ребенка
• уровень неспецифической сопротивляемости заболеваниям организма
• уровень санитарной культуры детей, родителей и обслуживающего персонала
• уровень медицинского обслуживания детей в детском дошкольном учреждении
• среда обитания:
- психологический микроклимат в детском дошкольном учреждении и дома;
- жилищно-бытовые условия, площадь на одного ребенка, набор помещений, коммунальные условия, тип застройки, степень озеленения участка и т.д.);
- квалификация обслуживающего персонала, определяющая морально-психологический климат в коллективе;
- влияние антропогенных факторов (загрязнение окружающей среды и т.д.);
• питание в детском учреждении, которое покрывает 90% суточной потребности ребенка в еде, определяется полноценностью, сбалансированностью суточного рациона (белки, жиры, углеводы, витамины и микроэлементы), правильным распределением пищи в течение дня, обеспечивающим наиболее полное ее потребление и усвоение;
• двигательный режим: с которым связаны гиподинамия и гипокинезия, имеющие место в детских дошкольных учреждениях, либо вследствие пребывания большого количества детей в замкнутых помещениях, либо в результате малоподвижного образа жизни (нарушение режима дня: искусственное ограничение подвижности, отсутствие организованных игровых прогулок и т.д.), что приводит к развитию в организме детей функциональных и морфологических изменений (разновидность явления дезадаптации: атрофия от бездействия – уменьшение энергообмена и потребности в пище, отрицательный азотистый баланс, перестройка жирового обмена с тенденцией к увеличению доли жирового компонента в массе тела, деминерализация костной ткани). В результате изменяется общая способность организма реагировать на воздействие извне, снижается его сопротивляемость заболеваниям, развивается астения, падает физическая работоспособность и устойчивость к стрессовым воздействиям;
|
|
Двигательный режим ДОО обеспечивается за счет организации:
- ежедневной утренней гимнастики;
- физкультурных занятий – 3 раза в неделю;
- физкультурного досуга, праздников, развлечений;
- активной деятельности детей на прогулке;
- подвижных игр и музыкально-ритмических движений;
- индивидуальной работы по физическому развитию детей;
- самостоятельной двигательной деятельности детей;
- Дня здоровья, Недели здоровья, Месячника здоровья;
- коррегирующей гимнастики и других форм и технологий.
• специфический иммунитет ребенка:
- Он формируется в результате плановой иммунопрофилактической работы в дошкольном учреждении.
- Иммунопрофилактика является единственным средством предупреждения массовых инфекций, передающихся воздушно-капельным путем.
- Особенно важна иммунопрофилактика в предупреждении таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия, коклюш, скарлатина, полиомиелит;
• уровень неспецифической сопротивляемости заболеваниям организма ребенка (нарушения обмена веществ, дефицит по отдельным питательным веществам – белкам, витаминам, микроэлемента; избыточное питание, гиподинамия и гипокинезия, нарушения нормального течения психических и физиологических процессов. При этом особое значение имеет закаливание;
• уровень санитарной культуры детей, родителей и обслуживающего персоналадетского дошкольного учреждения:
- определяет стереотип «здорового» поведения в быту и в детском учреждении;
- формирует санитарную грамотность, санитарную культуру, что предполагает позицию – «знать и делать»;
- обеспечивает повседневное гигиеническое воспитание детей, их родителей и обслуживающего персонала;
- целенаправленная санитарно-просветительная работа;
- совершенствование контроля за выполнением санитарно-гигиенических, эстетических и этических норм и правил;
• уровень медицинского обслуживания детей в детском дошкольном учреждении зависит от качества специальной подготовки медицинского персонала.
Эффективность выполнения рекомендаций по формированию здорового образа жизни дошкольников во многом зависит от родителей. В семье формируется здоровье настоящих и будущих поколений, образ жизни, отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих. Усвоенные детьми в семьях различные традиции и привычки переносятся во взрослую жизнь, а при достижении детородного возраста и во вновь создаваемые семьи.
На здоровье ребенка оказывают влияние:
- психологические аспекы жизни семьи,
- микроклимат семьи;
- образовательный уровень родителей, позволяющий гармонично воспитывать детей, задавать верные приоритеты в ценностных установках.
Результаты исследований показали наличие прямой зависимости между уровнем физической активности (ФА) родителей и адаптированностью их детей, развитием физических качеств и функционального состояния детей; чем выше уровень ФА родителей, тем лучше гемодинамические, кардиореспираторные показатели и совершеннее адаптационные механизмы у детей, тем меньше риск отставания в биологическом развитии детей.
Установлено, что легче адаптируются к ДОУ дети из полных, расширенных, благополучных и многодетных семей, а также дети, чьи родители имеют высшее образование.
Однако далеко не каждая семья благоприятствует развитию ребенка с момента рождения.
Негативное влияние на здоровье ребенка оказывают:
· вредные привычки родителей;
· вынужденные ограничения в питании из материальных соображений, что способствует развитию хронических заболеваний у детей. (Отсутствие овощей и фруктов в ежедневном рационе у детей приводит к отставанию в биологическом развитии).
· неадекватный уровень контроля, качества и количества предъявляемых ребенку требований, воспитательной неуверенности родителей;
· влияние социально экономических факторов (жилищный, структура и тип семьи, её образовательный, материальный и трудовой статус);
удельный вес часто болеющих детей (ЧБД) в семьях, проживающих в условиях ниже действующих санитарных норм, в 2,5 раза выше, чем в семьях, проживающих в относительно благоприятных условиях.
Повышение уровня медицинской активности родителей, их санитарной культуры – одна из задач дошкольного учреждения.
Состояния перехода от здоровья к болезни.
Сегодня, видимо, уже не совсем корректно определять индивидуальное здоровье только через противоположное ему явление – болезнь, поэтому акцент безоговорочно сдвинут с констатации лишь наличия или отсутствия болезненных симптомов, на определение возможности оптимального функционирования организма в полном «согласии» с окружающей средой, без которой его существование немыслимо.
Валеология – наука о том, как быть здоровым, доказала, что переход от здоровья к болезни не является внезапным и справедливо рассматривается многими авторами как процесс постепенного снижения способности организма приспосабливаться (адаптироваться) к изменениям условий окружающей среды, в том числе и социальной, что приводит к возникновению различных пограничных состояний (преморбидных, донозологических), а затем и к болезни.
При переходе от здоровья к болезни отмечается четыре состояния (стадии здоровья):
1. Полное здоровье – благодаря гомеостазу в организме поддерживается стабильный и достаточно высокий уровень адаптационных возможностей. Это состояние не требует активного вмешательства по коррекции и нуждается лишь в контроле за протеканием физиологических процессов в организме;
2. Преморбидное состояние – характеризуется напряжением механизмов гомеостаза и повышенным расходованием адаптационных резервов организма (усталость, утомление);
3. Донозологическое состояние – характеризуется перенапряжением механизмов гомеостаза и резким снижением адаптационных ресурсов, несмотря на включение компенсаторных реакций (переутомление, нарушение функций организма); получило название – «третье состояние».
4. Состояние болезни – происходит нарушение механизмов гомеостаза и истощение адаптационных резервов.
Следовательно, организм человека обладает собственными мощными системами формирования и поддержания здоровья. Это, прежде всего, системы детоксикации, самоочищения, самозащиты, самовосстановления и саморегуляции. От того, насколько чётко работают эти системы, зависит состояние нашего здоровья и наша способность наилучшим образом взаимодействовать с окружающим миром, находиться в состоянии активного равновесия с окружающей средой при сохранении гомеостазиса внутренней среды. Человек – это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся и самовосстанавливающаяся система, чётко следящая за всеми отклонениями в функционировании организма, и предпринимающая, в необходимых случаях, меры для коррекции этих отклонений. С этих позиций, наш собственный организм – это самый лучший доктор. Он лучше всех докторов, профессоров и академиков, вместе взятых, знает, что и как ему делать. Но, как всякая система, он требует тщательного ухода. Если такой уход есть, то организм работает исправно. Если ухода нет, то он начинает давать сбои и выходит из строя. Важно создать все необходимые условия для того, чтобы организм ребёнка сам справился со всеми отклонениями.
Перед воспитателями и родителями, в тесном взаимодействии со всем персоналом ДОО, стоят следующие задачи:
1. Сохранение здоровья детей – в его основе его лежит механизм гомеостаза.
2. Укрепление здоровья, то есть, наращивание его возможностей – обеспечивается механизмами адаптации.
3. Формирование здоровья, это формирование здоровьесберегающих знаний, умений, убеждений, привычек к здоровому образу жизни, культуры здоровья.