Материалы: Не требуются.
Процедура:
Маленьким детям часто очень нравится играть с мамами в такую игру, когда они кормят маму, дают ей немножечко из того, что сами в это время едят.
Если вы, сидя рядом с ребенком, когда он ест печенье, скажете: «Хочу печенья, хочу печенья», и откроете рот, ребенок может вас покормить. При этом он скорее положит печенье в рот, чем просто протянет его вам. Обязательно выразите свое удовольствие, скажите: «Как вкусно, какое вкусное печенье».
Делясь едой, ребенок подражает вашим действиям. Используйте это его стремление подражать для того, чтобы научить его хорошо относиться и к другим людям (угощать их, помогать им, утешать, если они попали в беду).
В повседневной жизни:
Это упражнение очень сходно с описанным в предыдущем упражнении, однако здесь вы пытаетесь заставить ребенка предложить вам то, чего вы не просите. Вы должны быть особенно бдительны к тому, что предлагает ребенок, потому что такие действия легко не заметить или проигнорировать. Потратьте время на то, чтобы взять предлагаемый ребенком предмет и не забудьте строить для него модель ответного поведения, спросите, протягивая в ответ часть предмета: «А ты не хочешь кусочек?»
|
|
Адаптация процедуры:
Дети с нарушениями слуха: включайте во взаимодействие с ребенком знаки и жесты.
Дети с двигательными нарушениями: ребенок с серьезными нарушениями, возможно, не сможет дать что-либо взрослому. Продолжайте моделировать поведение, делясь с ребенком едой. Также спрашивайте его: «Можно мне взять у тебя немного...?», и подождите, пока ребенок улыбнется, кивнет или как-то по-другому проявит свое согласие. Возьмите немного еды у ребенка и поблагодарите его.
Критерий: Ребенок спонтанно, без подсказки, делится со взрослым, особенно когда это часть игры.
ДЕМОНСТРИРУЕТ ЛЮБОВЬ (ГЛАДИТ, ЦЕЛУЕТ)
Материалы: Не требуются.
Процедура:
Свободно показывайте ребенку, как вы его любите. Поглаживайте, обнимайте, целуйте. Говорите, какой он хороший. Не бойтесь, что вы таким образом испортите ребенка — как раз наоборот.
Поцеловав ребенка, подставьте ему для поцелуя свою щеку. Попросите вас поцеловать. Если ребенок еще не умеет это делать, прижмитесь щекой к его губам. Потом покажите, как вы довольны, и снова поцелуйте его.
Положите руку ребенка на свою шею и попросите обнять вас. Если нужно, помогите ему это сделать. Потом опять обнимите и поцелуйте ребенка.
Эти проявления нежности будут способствовать дальнейшему укреплению вашей взаимной любви. О том, как она нужна вам, можно не говорить. А для ребенка, который в этом возрасте практически всему учится от матери, взаимная любовь — необходимое условие успешного развития.
|
|
Примечание: Безусловно, есть личные и семейные особенности демонстрации привязанности. Их следует уважать при адаптации этого упражнения к особенностям ребенка. Суть в том, чтобы помочь детям научиться демонстрировать привязанность и реагировать на демонстрируемую другими любовь. Заметьте, какие еще знаки привязанности проявляет ваш ребенок.
В повседневной жизни:
Такие действия, конечно, совершаются не в отведенное для этого время. Делайте это, когда вам это кажется кстати (например, после дневного сна или купания, играя, забирая ребенка из яслей или от няни, потому что он «был хорошим» все это время). Делайте это почаще!
Адаптация процедуры:
Нет необходимости в адаптации.
Критерий: Ребенок часто проявляет любовь по отношению к знакомым взрослым и сверстникам через объятия и поцелуи или как-то иначе.
ПЫТАЕТСЯ ДОСТАВИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ДРУГИМ
Материалы: Не требуются.
Пpoцeдypa:
Стремление доставить удовольствие маме или другому ухаживающему за ребенком человеку вырабатывается у ребенка в более раннем возрасте. Оно проявляется в следующем:
ребенок делает то, за что его раньше похвалили;
ребенок смотрит на родителей, ищет их одобрения;
ребенок сам целует и обнимает маму.
Поощряйте такое поведение, создавая условия, когда ребенок может поделиться с вами или «помочь» вам. Всегда реагируйте на это с энтузиазмом.
В повседневной жизни:
Это поведение можно спровоцировать, предоставляя ребенку возможность демонстрировать любовь. Следите за тем, чтобы создавать для ребенка ситуации, в которых он может «помочь» и проявить привязанность. Когда ребенок «делится» или «помогает», обязательно реагируйте на это положительно и с воодушевлением.
Адаптация процедуры:
Нет необходимости в адаптации.
Критерий: Ребенок пытается доставить другим удовольствие, производя действия, которые он уже когда-то делал, и ищет одобрения. Это поведение следует особенно поддерживать.