План урока.
Вступительная часть.
- информация о предстоящем открытом уроке;
- основные педагогические и психологические предпосылки гармоничного развития юного исполнителя.
- обоснование значимости сольного концерта в развитии исполнительских навыков одарённого ребёнка.
Основная часть.
- исполнение сольной программы и методические заметки.
И.Х. Бах Рондо из концерта соль мажор для фортепиано с оркестром;
И. С. Бах Маленькая двухголосная фуга до минор;
М. Клементи Сонатина До мавжор соч.36 №3;
К. черни-Г. Гермер Этюд №43 Ля мажор ч. I;
К. Черни -Г. Гермер Этюд №8 До мажор ч.II;
Ф. Шопен Мазурка соль минор соч. 67 №2;
Л.К. Дакен «Кукушка»;
И. Беркович Прелюдия №5 Ре мажор из ф.-п. цикла «24 прелюдии» соч. 48;
И. Беркович Прелюдия №9 Ми мажор из ф.-п. цикла «24 прелюдии» соч. 48;
А. Гречанинов «Осенняя песенка» из ф.-п. цикла «Пастели» соч. 3 №3;
Д. Львов-Компанеец «Матрёшкм»;
О, Евлахов «Романс»; исполняет инструментальное. трио Османов Марк, Пономаренко Филипп (виолончель), Садекова Каролина (фортепиано);
|
|
И. Волчков «Токката»; исполняет инструментальное трио.
Заключение.
- рекомендации по подготовке ученика к сольному выступлению.
«Музыка – одно из сильнейших орудий воспитания каждого человека».
Д.Д. Шостакович.
Вступительная часть.
По назначению открытый урок является квалификационным, цель которого демонстрация результативности работы преподавателя в рамках аттестационных требований. По принципу реализации урок является прак- тическим, на котором показывается практическое освоение ученицей учебного материала. По содержательному наполнению урок можно классифицировать как урок-концерт, на котором подводится своего рода итог творческой деятельности ученицы на данном этапе образовательной деятельности.
Одной из основных задач современного музыкального образования, кроме общего эстетического музыкального воспитания, является выявление, развитие и поддержка одарённых детей. «Таланты создавать нельзя, но можно и нужно создавать среду для их проявления и роста» Г. Г. Нейгауз. Творческие способности одаренных детей проявляются с первых шагов их обучения музыке. Подготовка и участие ученика в концертах, творческих конкурсах каждый раз даёт мощный толчок в его образовательном развитии, укрепляет физические и духовные силы.
Концертно - исполнительская деятельность – важная часть творческой работы одарённого ребёнка. Она является логическим завершением всех репетиционных и педагогических процессов. Сценическое выступление – это не только творческое вдохновение и радость общения с публикой, но и профессиональный рост. Публичное выступление вызывает у исполнителя особое психологическое состояние, определяющееся эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Помимо общих целей и задач происходит развитие ряда важных психологических характеристик личности учащегося: умение концентрировать внимание, управлять своими эмоциями, приводить себя в оптимальное концертное состояние. Подготовка к концерту способствует формированию таких качеств как: инициатива, самоконтроль, критичность, целеустремлённость, настойчивость, ответственность, позитивная самооценка и уверенность в себе, способность к сотрудничеству.
|
|
В процессе подготовки концерта происходит взаимное обогащение преподавателя и учащегося: они становятся равноправными интерпретаторами музыкального представления.
Являясь важной вехой в процессе развития исполнительских навыков юного музыканта, каждое публичное выступление помогает подытожить достигнутое и наметить дальнейшие перспективы художественно-технического роста. Пользу при этом оказывают и этапы подготовки к выходу на эстраду, и нахождение рациональных методов в завершающий период работы, и сам процесс выступления, который является проверкой исполнительских самоощущений, а также подведение итогов, умение дать правильную оценку происшедшему, сделать полезные выводы на будущее. развивать эти способности, но и правильно выстраивать концертную и конкурсную «карьеру» ученика.
2. Основная часть.
Форма сольного концерта представляет собой технологию развивающего обучения. Чем выше интеллектуальное и эмоциональное развитие исполнителя, чем шире и глубже его личность, тем значительнее, ярче, обильнее ассоциации, возникающие у него при соприкосновении с авторской мыслью, первичной информацией.
Накопленный опыт выступлений, накопленный исполнительский репертуар ученика не должен быть утрачен и забыт после одного-двух выступлений. Собранные вместе, выстроенные в определённом смысловом порядке, произведения, выученные, подготовленные учеником, могут составить сольный концерт. Не каждый ученик способен охватить вниманием и последовательно исполнить 10-12 произведений. Нацелить на это ребёнка, его родителей, последовательно привести всех к нужному результату – это большая ответственность и особая задача преподавателя. Сольный концерт - это психологическое испытание, да и физически это выдержать совсем непросто. Другими словами, сольный концерт – это серьёзная заявка на незаурядность.
Вашему вниманию сегодня я представляю сольный концерт учащейся 3 класса Садековой Каролины. Девочка учится в школе искусств на двух отделениях: фортепианном и вокально-хоровом и имеет достаточно большой сценический опыт, поскольку регулярно выступает в школьных концертах, является лауреатом многочисленных городских, республиканских и международных конкурсов в качестве солистки и участницы инструментального ансамбля. В позапрошлом учебном году она уже исполнила сольный концерт под названием «Музыкальный паровозик».
Программа нынешнего сольного концерта составлена из произведений разных музыкальных форм, с разными исполнительскими и художественными задачами: это произведения крупной формы, полифония, этюды и пьесы.
Вашему вниманию я представляю Рондо из концерта Соль мажор для фортепиано с оркестром Иоганна Христиана Баха. Роль жанра концерта очень важна в воспитании ученика-пианиста. Концерт – это всегда яркость образов, красочность звучания, разнообразие исполнительских приёмов и огромное художественное впечатление. Работа над концертом развивает чувство ансамбля, ритмическую устойчивость, манеру игры «крупным планом», т. к. концерт требует от исполнителя большего размаха и виртуозности, чем камерные произведения. При работе над концертом необходимо учитывать как задачи, возникающие в работе над любым произведением крупной формы, так и то, что концерт – произведение ансамблевое. При изучении концерта обязательно нужно выяснить роль партии солиста во всех разделах концерта, где она имеет ведущее значение, где подчинённое, аккомпанирующее, где равноправное с оркестром. Для этого ученик должен работать над фортепианной партией не изолированно от оркестровой. Уже при первом прочтении текста желательно знакомить ученика с оркестровой партией, а в дальнейшем обратить внимание на то, чтобы ученик знал её на слух очень хорошо или мог играть. Характерная особенность концерта заключается в том, что это произведение ансамблевое. Поэтому исполнение концерта требует от ученика умения слушать не только то, что сам играет, а одновременно и то, что играет партнёр. А правильнее сказать – общее звучание обеих партий, сливающихся в единое целое, что является основой совместного исполнительства во всех его видах. Когда ученик получит удовлетворение от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость общего порыва, объединённых усилий – можно считать, что самый важный результат работы над концертом достигнут.
|
|
Иоганн Христиан Бах (1735-1782) – немецкий композитор эпохи классицизма, одиннадцатый из тринадцати детей И. С. Баха во втором браке. Известен как «Миланский» и «Лондонский Бах». Был знаком с Леопольдом Моцартом и выступал в совместных концертах с маленьким Вольфгангом Амадеем Моцартом. Творчество И.Х. Баха в дальнейшем оказало влияние на формирование концертного стиля В.А. Моцарта.
И.Х. Бах Рондо иэ концерта соль мажор для фортепиано с оркестром.
«Ничто так не воспитывает слух, звуковое разнообразие, легато, пластичность, как полифония…» Г. Г. Нейгауз. Превосходной школой для развития навыков музыкального мышления, слуха и техники исполнения является работа над полифонией. Иоганн Себастьян Бах – немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер и педагог, наполняет музыку своих инвенций, прелюдий и фуг проникновенным чувством и превращает их в глубокие философские истории различного характера.
|
|