М. Клементи Сонатина До мажор соч. 36 №3 ч.I

Чтобы раздвинуть технические возможности ребёнка, необходимо как можно больше играть этюдов. Но техника – это не только скорость, точность и беглость пальцев. Техника – понятие неизмеримо более объёмное. Оно включает в себя всё, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному, художественному исполнению. В каждом инструктивном этюде не только осваивается определённая техническая формула, но решаются музыкально-художественные задачи, передаётся замысел композитора. Поэтому работа с детьми над этюдами должна идти от понимания музыки к технической работе, а затем в процессе технической работы – к более высокому пониманию музыки. Стремление к выразительному исполнению – движущая сила технического развития. Как говорил известный советский психолог Л.С. Выготский: «Эмоции в учебном процессе интенсифицируют мышление. Именно эмоциональные реакции должны составить основу музыкального воспитания».

В исполнении Садековой Каролины прозвучат два этюда К. Черни – Г. Гермера №8 До мажор ч.II и №43 Ля мажор ч.I.

Работа над пьесами – это закрепление навыков, приобретённых в работе над упражнениями, этюдами и классической частью репертуара. Константин Игумнов говорил: «Сколько пьес, столько и разных способов работы». Кантиленные пьесы лежат в основе педагогического репертуара пианиста на протяжении всего периода обучения и представляют весьма значительную трудность при исполнении для учащихся разного исполнительского уровня. Как правило, в основе кантиленной пьесы лежит красивая мелодия. А мелодия предполагает исполнение  legato. Это основной приём игры на фортепиано, который представляет трудную задачу для ребёнка, т.к. фортепиано клавишно-ударный инструмент. Работа над кантиленой даёт возможность закрепления приобретённых звуковых и интонационных представлений, воспитывает слуховой контроль и культуру звукоизвлечения осознанное отношение к фразировке и «дыханию» мелодии. Всё это должно служить воспитанию главного навыка хорошего пианиста – умению «петь» на фортепиано.

Вашему вниманию будет представлена пьеса знаменитого польского композитора 19 века   Фридерика Шопена Мазурка соль минор соч.67№2.

Далее прозвучит виртуозная пьеса французского композитора, органиста и клавесиниста 18 века Луи Клода Дакена «Кукушка», которая сохранилась в репертуаре современных пианистов. Произведения Дакена написаны главным образом в стиле рококо, им присущи утончённость, галантность, сентиментальность. В своих лучших сочинениях композитор предвосхищает жанровую изобразительность и лирический психологизм классиков 18 века.

Исаак Яковлевич Беркович – украинский композитор 20 века, ученик Бориса Лятошинского, писал в основном фортепианные произведения, автор учебно-методического пособия «Школа игры на фортепиано». Особое место в фортепианном творчестве композитора занимает цикл «24 прелюдии для фортепиано» (1968). Подобно прелюдиям Шопена, Скрябина, Рахманинова цикл прелюдий Берковича охватывает 24 тональности. Сгруппированные попарно (по принципу «мажор-параллельный минор»), прелюдии контрастны по жанровым особенностям и музыкальным образам, а также имеют один вид фактурного изложения.

Сейчас прозвучат две прелюдии Исаака Берковича Прелюдия Ре мажор №5 и Прелюдия Ми мажор №9 из ф.-п. цикла «24 прелюдии» соч. 46.

Александр Тихонович Гречанинов, русский композитор-академист, ученик Н. Римского-Корсакова, более известен своими хоровыми произведениями и обработками народных песен. В стилистическом отношении поздний продолжатель национальной эстетики композиторов «Могучей кучки». Для детей написал несколько фортепианных циклов: «Детский альбом», «Бусинки», «Сказочки», «Бирюльки», «На зелёном лугу». Круг музыкально-художественных обраэов детских пьес: портреты близких людей, окружающих ребёнка, мамы и нянюшки, сценки детских игр и повседневных занятий, картины природы.

Каролина исполнит пьесу А. Гречанинова «Осенняя песенка» из ф.-п. цикла «Пастели».

За осенними тучами где-то

Журавлиный затих разговор.

На дорожки, где бегало лето,

Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,

Непривычно притихли дома.

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно приходит зима.

Давид Львович Львов-Компанеец (1918-2002) – советский композитор-песенник, брат пианиста и композитора Зиновия Компанейца. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции. Занимался у Н. Мясковского, Д. Шостаковича и Д. Кабалевского.

В исполнении Садековой Каролины прозвучит пьеса Давида Львова-Компанейца «Матрёшки».

У матрёшки синеглазой

С балалайкою в руках.

Сарафан расшит тесьмою,

Весь в лазоревых цветах.

Раскрываешь расписную,

Глядь – а в ней ещё одна,

 И похожа на большую –

Распрекрасная краса!

Только милая девица

Развернув гармонь слегка,

Песню распевает лихо.

А за ней ещё одна.

На трещётке, изловчившись.

Такт весёлый отстучит,

Половинкою раскрывшись,

К нам меньшую пригласит.

Пять красавиц расчудесных.

В сарафанах, что в цветах,

В красках солнечных, небесных!

Песни русские в стихах.

  С первых лет обучения игре на фортепиано у ученика необходимо воспитывать навыки игры в ансамбле. Безусловно, игра в ансамбле оказывает положительное влияние на развитие исполнительского мастерства учащегося, на развитие гармонического слуха,  развивает умение слушать не только свою партию, но и партию партнёра, развивает чувство ответственности за совместное выступление. Игра в ансамбле способствует расширению музыкального репертуара, расширению знаний о других музыкальных инструментах. Игра в ансамбле – это и заинтересованность в совместном музицировании,  и возможность чаще выходить на сцену в составе ансамбля, это и менее болезненная тренировка эстрадного волнения, поскольку ребёнку не так «страшно» выступать вместе.

Ученица третий год занимается ансамблевой игрой. Сначала это был дуэт с Османовым Марком (виолончель), а в этом году к ним присоединился Филипп (виолончель). Ансамбль является лауреатом городских и республиканских конкурсов.

Орест Евлахов «Романс» и «Токката» Ивана Волчкова в исполнении инструментального трио в составе: Садекова Каролина (фортепиано), Османов Марк (виолончель) и Пономаренко Филипп (виолончель).

Наш концерт подошёл к концу. Я хочу поблагодарить Каролину за нашу совместную работу, за проявленные ею в подготовке программы сольного концерта работоспособность, терпение и силу воли. А вам, дорогие коллеги, я желаю больше одарённых учеников и творческих успехов! Спасибо за внимание!

Заключение.

Хотелось бы обозначить некоторые моменты подготовки ребёнка к сольному концерту. Исполнительская деятельность ребёнка – неимоверно сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Готовясь к выходу на сцену, юный исполнитель затрачивает огромное количество энергии, как физической, так и эмоциональной. Педагог должен знать слабые стороны творческой индивидуальности ученика и выбрать наиболее полезную и продуктивную методику психофизиологической подготовки к концертному выступлению. Необходимо иметь в запасе комплекс психотехнических приёмов, способствующих коррекции эстрадного волнения, определить временную периодизацию этапов подготовки к концертному выступлению, а также использовать ряд практических методов по воспитанию оптимального сценического самочувствия.

Воспитание и обучение одарённого ребёнка в музыкальной школе должно быть комплексным. Развитие навыков координации, слухового мышления, точность и быстрота разучивания и художественная отделка произведений – решение этих и многих других задач в комплексе приводит к успеху. Но один момент всё-таки должен быть акцентирован – это формирование у ребёнка умения много трудиться. Важнейшая задача педагога – научить ученика от упорного труда получать удовлетворение. Только при этом условии из юного пианиста можно «слепить» настоящего музыканта. Фёдор Иванович Шаляпин говорил: «Я вообще не верю в одну спасительную силу таланта без упорной работы. Выдохнется без неё самый большой талант, как заглохнет в пустыне родник, не пробивая себе дороги через пески».

Концертное выступление является той «деятельностью», которая становится фактором, формирующим начинающего исполнителя. Современная педагогика приходит к выводу, что обучение с прицелом на творчество есть обучение с прицелом на будущее. Исполнительское искусство – это средство развития ребёнка. Произведение живёт только будучи исполненным публично, и след в душе исполнителя оно тоже оставляет только тогда, когда ученик превращается в артиста, когда у него есть слушатели. Поэтому смело можно сказать, что публичная исполнительская деятельность расширяет духовный мир ребёнка.

 

Список литературы:

1.Баренбойм Л.А. «Музыкальная педагогика и исполнительство» Л.:Музыка;

2. Капустин Ю.В. «Музыкант и публика» Л.:Знание, 1976г. с.40;

3.Капустин Ю.В. «Музыкант-исполнитель и публика» Исслед-Л.:Музыка,1985г., с. 160;

4. Кирнарская Д.К. «Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.: Таланты XXI век», 2004.;

5.Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». М.: Госмузиздательство, 1961.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: