(Презентация)
1.Что такое драма.(слайд 3)
2.Ремарки, реплики.(слайд 4)
3. В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г. (слайд 5-6)
5. Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы: (слайд 7)
¾ крепостное право;
¾ появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции;
¾ положение женщины в стране.
Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.
¾ тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту.
III. Работа по группам (слайд 8)
Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза".
- Дайте определение слову «гроза»?
- Какое значение имеет в пьесе?
(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)
- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины).(слайд 9-10 конфликт)
Группа 2. Система действующих лиц пьесы.
– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии? (слайд 11)
– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.
Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис).
Учитель вместе с классом составляет таблицу (слайд 12)
"Хозяева жизни" | "Жертвы" |
Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. | Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает. |
Вопросы для обсуждения
¾ Какое место занимает Катерина в этой системе образов?
¾ Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?
¾ Как понять такое определение - "зеркальные" образы?
¾ Докажите, что Кудряша можно считать "зеркальным" образом Дикого, а Феклушу - "зеркальным" образом Кабанихи?
Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев.
Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):
Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.
Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.
Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.
Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".
Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.
Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:
Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!
Кудряш. А что?
Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!
Борис. Праздник; что дома-то делать!
Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.
Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!
Варвара. Не уважишь тебя, как же!
Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.
Использование приема контраста и сопоставления:
монолог Феклуши - монолог Кулигина;
жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;
Катерина - Варвара;
Тихон - Борис.
(Слайд 14)
IV. Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.
- Домашнее задание: Подготовить материал о городе Калинове и его обитателях. Выделите слова в тексте, которые особенно характеризуют жизнь в городе.
Урок № 3.
Тема: Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.
Цели: дать характеристику городу Калинову, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?
Оборудование: тексты, таблица, презентация.
Методические приёмы: беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления уч-ся.
Ход урока.
I. Орг. момент.
Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?