II. История создания драмы «Гроза»

(Презентация)

1.Что такое драма.(слайд 3)

2.Ремарки, реплики.(слайд 4)

3. В основу сюжета легли впечатления Островского от литературной экспедиции по Волге в 1856-1857 гг. Пьеса была начата Александром Островским в июле, а закончена 9 октября 1859 года. (Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке). По просьбе друзей А.Н.Островского, цензор И.Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую.

«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г., а напечатана в январе 1860 г. (слайд 5-6)

5. Особенное внимание русских писателей в 50-60х годах привлекали три темы: (слайд 7)

¾ крепостное право;

¾ появление на арене общественной жизни новой силы - разночинной интеллигенции;

¾ положение женщины в стране.

    Но в ряду тем, выдвинутых жизнью, была ещё одна, требовавшая неотложного освещения.

¾ тирания самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческом быту.

III. Работа по группам  (слайд 8)

Группа 1. Смысл названия пьесы "Гроза".

- Дайте определение слову «гроза»?

- Какое значение имеет в пьесе?

(Гроза для Катерины – божья кара; Тихон называет грозой брань своей матери; Кулигин видит в грозе «благодать»)

- Композиционная роль грозы? (связывает воедино всю пьесу: в 1 действии гроза надвигается, в 4 – предвещает гибель, разражается в кульминационной сцене признания Катерины).(слайд 9-10 конфликт)

Группа 2. Система действующих лиц пьесы.

– Давайте назовем действующих лиц «Грозы» (чтение афиши). Что означают их имена и фамилии? (слайд 11)

– Фамилии в пьесах Островского «говорят» не только о характере героя, но фактически дают информацию о нем. Тщательное отношение Островского к именам героев – одна из причин их реалистичности. Здесь же проявляется такое редкое качество как читательская интуиция.

Изучая список действующих лиц, следует отметить распределение героев по возрасту (молодые -- старые), родственные связи (указаны Дикой и Кабанова, а большинство остальных героев по родственной связи с ними), образование (его имеют только Кулигин -- механик-самоучка и Борис).

Учитель вместе с классом составляет таблицу (слайд 12)

"Хозяева жизни" "Жертвы"
Дикой. Ты червяк. Захочу - помилую, захочу - раздавлю. Кабаниха. Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет. Кудряш. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. Феклуша. И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный. Кулигин. Лучше уж стерпеть. Варвара. И я не обманщицей была, да выучилась... А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. Тихон. Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! Борис. Не по своей воле еду: дядя посылает.

Вопросы для обсуждения

¾ Какое место занимает Катерина в этой системе образов?

¾ Почему среди "хозяев жизни" оказались Кудряш и Феклуша?

¾ Как понять такое определение - "зеркальные" образы?

¾ Докажите, что Кудряша можно считать "зеркальным" образом Дикого, а Феклушу - "зеркальным" образом Кабанихи?

Группа 3. Особенности раскрытия характеров героев.

Речевая характеристика (индивидуальная речь, характеризующая героя):

Катерина - поэтическая речь, напоминающая заклинание, плач или песню, наполненная народными элементами.

Кулигин - речь образованного человека с "научными" словами и поэтическими фразами.

Дикой - речь изобилует грубыми словами и ругательствами.

Кабаниха - речь лицемерная, "давящая".

Феклуша - речь показывает, что она была во многих местах.

Роль первой реплики, которая сразу раскрывает характер героя:

Кулигин. Чудеса, истинно надобно сказать: чудеса!

Кудряш. А что?

Дикой. Баклуши ты, что ль, бить суда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис. Праздник; что дома-то делать!

Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная.

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Тихон. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Варвара. Не уважишь тебя, как же!

Катерина. Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

Использование приема контраста и сопоставления:

монолог Феклуши - монолог Кулигина;

жизнь в городе Калинове - волжский пейзаж;

Катерина - Варвара;

Тихон - Борис.

(Слайд 14)

IV. Итог урока. Основной конфликт пьесы раскрывается в названии, системе действующих лиц, которых можно разделить на две группы - "хозяева жизни" и "жертвы", в своеобразной позиции Катерины, которая не входит ни в одну из названных групп, в речи персонажей, соответствующей их позиции, и даже в приеме контраста, определяющем противостояние героев.

  1. Домашнее задание: Подготовить материал о городе Калинове и его обитателях. Выделите слова в тексте, которые особенно характеризуют жизнь в городе.

 

Урок № 3.

Тема: Город Калинов и его обитатели. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Нравственные устои и быт купечества.

Цели: дать характеристику городу Калинову, выяснить, кто его обитатели и как живут здесь люди; ответить на вопрос: «Прав ли Добролюбов, называя этот город „темным царством“»?

Оборудование:  тексты, таблица, презентация.

Методические приёмы:  беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления уч-ся.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

Мы входим в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это? Каким показан город Калинов?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: