I. Организационный момент. Приветствие

II. Мотивация деятельности.

Тема сегодняшнего урока актуальна для каждого из нас. На выпускном экзамене по русскому языку предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Каждый из вас должен помнить: знание – это сила. Именно это необходимо для успешной сдачи экзамена по русскому языку в форме ЕГЭ. Знания мы приобретаем повсюду, этому призваны служить и уроки русского языка, в том числе и сегодняшний урок.

III. Активизация знаний и постановка целей.

Цель учебного занятия уже обозначена в теме – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту. Недавно вы писали сочинение по тексту публицистического стиля. Практически все убедились, что это довольно трудное задание, и не зря оно дается на ЕГЭ как задание части С – задание повышенного уровня сложности. Нам предстоит хорошо потрудиться, ведь сочинение должно отвечать всем современным требованиям.

Сегодня на уроке мы будем пользоваться материалом, представленным в презентации.

IV. Деятельность учащихся на уроке.

1) Повторение изученного ранее материала.

Порядок работы над сочинением по прочитанному тексту.

- Что называется проблемой? (Проблема – сложный вопрос, требующий решения, исследования).

- Что значит прокомментировать проблему, поставленную автором в тексте?

- Что еще должно быть обязательно в сочинении? (позиция автора, собственная позиция)

- Важен и завершающий этап работы.

  Тема -это предмет речи, это то, о чем говорится в тексте;

проблема - вопрос, требующий исследования; проблемный вопрос должен быть значим для общества.

идея – это основная мысль текста, то, чему хотел научить нас автор текста.

V. Составление плана.

1. Вступление. Тезис. Формулировка проблемы, поставленной автором текста.

2. Основная часть. Доказательство.

1) Комментирование заявленной проблемы с опорой на текст.

2) Формулировка позиции автора текста по заявленной проблеме.

1. Согласие-несогласие пишущего с авторской позицией.

2. Аргументация собственной точки зрения (1 аргумент обязательно! литературный, второй аргумент может быть взят из любого источника)

3. Заключение. Вывод. Следует обратить внимание учащихся на завершенность сочинения-рассуждения. Для этого при написании заключения необходимо обратиться к началу текста и сказать об актуальности исследуемой проблемы.

 

После такой работы предлагаем учащимся несколько клише:

Что такое…? Вот одна из основных проблем, исследуемых автором текста….

Рассуждая о данной теме, писатель говорит о…

(Учащиеся испытывают трудности при комментировании проблемы: здесь не должно быть пересказа текста, рассуждения по всем проблемам, рассказа о действиях героев. Что можно посоветовать в этом случае? Можно вывести своеобразную формулу: взять одно ключевое предложение из текста, плюс 5-6 своих предложений по проблеме)

Размышляя таким образом, автор текста подводит нас к основной мысли: (формулировка позиции автора текста - это ответ на проблемный вопрос)…

Мне понятна позиция автора текста, и я с ним полностью согласен (а)

Вспомним произведение (название произведения и его автора)

Кроме того, хочется обратить внимание на…(2 аргумент)         

Таким образом, можно прийти к выводу, что… (возвращаемся к вступлению)

Проблема, исследуемая автором текста, актуальна и для современного общества.

VI. Итог работы.

VII. Домашнее задание. Написать сочине­ние-рассуждение по драме «Гроза»: «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»

Урок № 8

Тема: Драма А. Н. Островского «Бесприданница».

Цели: знакомство учащихся с той исторической обстановкой, с общественной жизнью 70-ых годов ХIХ в., которая повлияла и создала почву для написания новой пьесы, с новыми типами характеров, показать, какое значение имела эта пьеса для самого автора.

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: