II. Работа с текстом

· Какие проблемы раскрывает Островский в своём произведении?

· Дайте определение слову «конфликт».

· Удалось ли Катерине вырваться из этого «тёмного царства»? Был ли другой выход?

 

В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная жизнь же, по ее понятиям, заключается в том, чтобы следовать домостроевским порядкам и беспрекословно подчиняться старшему (в данном случае ей, т.к. она не видит другой подходящей кандидатуры). Видя, что далеко не все ее требования выполняются, она боится за будущее, как свое, так и своих детей, ведь ее мир рушится, а то, что должно прийти ему, на смену, ей кажется хаосом. Она всеми силами пытается удержать старый порядок, т.к. по-другому жить просто не может; поэтому фигура Кабановой приобретает трагический оттенок. У Дикого же, напротив, нет и намека на трагичность. Он уверен в своей правоте и в том, что все окружающие зависят только от него, поэтому позволяет себе немыслимо подлые поступки, что представляет собой типичное самодурство.

Младшее поколение смотрит на вещи немного иначе. Все они, за исключением Бориса, который неизвестно зачем терпит своеволие дяди, в той или иной степени выражают протест против притеснения со стороны старших. Кудряш бранится с Диким, не давая, таким образом, себя в обиду. Варвара тайком от матери ходит гулять по ночам, а потом и вовсе сбегает с Кудряшом. Борис, как уже говорилось, выносит издевательства Дикого и тем самым выказывает какую-то неприспособленность к самостоятельной жизни. Таков и Тихон. Его абсолютная зависимость от матери обусловлена тем, что он вырос в такой среде, где кто-то обязательно повелевает, а кто-то подчиняется.

Сложнее и трагичнее всего судьба-протест Катерины. Не осознавая четко, что ей нужно, она знает одно: так жить нельзя. Конечно, она часть патриархального Калинова и живет по его законам, но в какой-то момент ей становится все это невыносимо. «Темное царство» дает трещину, и через нее, из самой глубины его, прорывается «светлый луч». Неясное стремление Катерины вырваться из этого затхлого мира куда-то (она максималистка, как и Кабанова, для нее возможен только один вариант: или все, или ничего) привело ее в реку, но тем самым она разрешила в свою пользу конфликт с собственной судьбой: вместо уготованной ей участи существования в четырех стенах, вечно попираемой свекровью и мужем, она выбрала свободу, пусть даже ценой жизни.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее В Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала 20 века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над Волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А когда «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

     Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.  В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу.

Вывод:  такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью. Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

 

III. Тестовая работа  по творчеству Островского. «Гроза».

 

1 ВАРИАНТ 1) Имя Островского а) Николай Алексеевич б) Алексей Николаевич в) Александр Николаевич г) Николай Александрович 2) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья» б) «человек без селезенки» в) «товарищ Константин» г) «луч света в темном царстве» 3) Островский учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете г) в Симбирском университете 4) Произведение «Гроза» а) комедия    б) трагедия в) драма        г) роман 5) Какое произведение не принадлежит перу Островского: а) «Снегурочка»      б) «Волки и овцы» в) «Обломов»   г) «Свои люди – сочтемся» 6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в а) 1852 б) 1859 в) 1860 г) 1861 7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин? а) телеграф     б) печатный станок в) громоотвод г) микроскоп 8) Определите кульминацию драмы «Гроза» а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой б) сцена с ключом в) встреча Катерины с Борисом у калитки г) раскаяние Катерины перед жителями города 9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза» а) реализм           б) романтизм в) классицизм     г) сентиментализм 10) Действие драмы «Гроза» происходит а) в Москве     б) в Нижнем Новгороде в) в Калинове г) в Петербурге 11) Определите основной конфликт драмы «Гроза» а) история любви Катерины и Бориса б) столкновение самодуров и их жертв в) история любви Тихона и Катерины г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого 12) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой? а) Борис        б) Кулигин в) Варвара    г) Тихон 13) Кто из героев пьесы характеризуется автором как «молодой человек, порядочно образованный»? а) Кулигин    б) Тихон в) Борис        г) Кудряш 14) К какому типу литературных героев принадлежала Кабаниха а) «лишний человек» б) герой-резонер в) «маленький человек» г) «самодур» 15) Кто может «усмирить» Дикого? а) Его жена   б) Кабаниха в) Феклуша г) Варвара д) Кулигин 16) О каком персонаже идет речь? У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. "Ты, - говорит, - почему знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам". Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. а) Дикой        б) Борис в) Кудряш     г) Тихон 17) Чьи слова: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры». а) Кудряш                   б) Кулигин в) Борис Григорьевич г) Дикой 2 ВАРИАНТ 1) Годы жизни А. Островского: а) 1823 – 1886      б) 1809 - 1852 в) 1812 – 1891      г) 1799 - 1837 2) Островский учился а) в Царскосельском Лицее б) в Нежинской гимназии в) в Московском университете г) в Симбирском университете 3) Островского прозвали а) «Колумб Замоскворечья» б) «человек без селезенки» в) «товарищ Константин» г) «луч света в темном царстве» 4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в а) 1852        б) 1859 в) 1860      г) 1861 5) Какое призведение не принадлежит Островскому: а) «Снегурочка» б) «Бедность не порок» в) «Обломов»    г) «Свои люди – сочтемся» 6) Произведение «Гроза» а) комедия    б) трагедия в) драма       г) повесть 7) К какому сословию принадлежала Кабаниха? а) купцы     б) мещане в) дворяне  г) разночинцы 8) Кто устроил встречи Катерины и Бориса? а) Кудряш       б) Кулигин в) Варвара      г) Глаша 9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза» а) реализм б) сентиментализм в) классицизм г) романтизм 10) Как звали возлюбленного Катерины а) Кулигин       б) Тихон в) Борис           г) Кудряш 11) В каком городе происходит действие пьесы? а) в Нижнем Новгороде б) в Торжке в) в Москве                     г) в Калинове   12) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»? а) Кудряшу        б) Катерине в) Варваре         г) Кабанихе 13) Что изобретал механик-самоучка Кулигин? а) телеграф            б) перпетуум-мобиле в) солнечные часы г) громоотвод 14) Какой фразой заканчивается драма «Гроза»? а) Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы... б) Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,  который милосерднее вас! в) Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу! г) Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться! 15) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой а) «лишний человек»    б) «самодур» в) «маленький человек» г) герой-любовник 16) Кому принадлежат слова: «Вот вам ваша Катерина. Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который помилосерднее вас!»? а) Тихону       б) Борису в) Кулигину   г) Кудряшу 17) Кто сказал: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…» а) Тихон            б) Борис в) Дикой           г) Кудряш    

 

IV. Итог урока.

V. Домашнее задание.  Подумать над вопроса­ми «В чём заключается символика названия драмы "Гро­за"?»; «Почему Островский назвал пьесу драмой, а не трагедией»? Познакомиться с высказываниями о Катерине критиков (Добролюбов «Луч света в темном царстве», Писарев «Мотивы русской драмы»); определиться, точка зрения какого критика вам ближе;

· а) продолжить цитату(обязательно):

Добролюбов Писарев
Характер Катерины составляет… Добролюбов принял личность Катерины…
Решительный, цельный русский… Ни одно светлое явление не…
Это характер по преимуществу… Что это за суровая добродетель…
У Катерины все делается… Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины,…
. В Катерине видим мы протест… Воспитание и жизнь не могли дать…
Горько такое освобождение; но что же делать, когда… Катерина разрубает затянувшиеся узлы…
Нам отрадно видеть избавление… Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий…

· б) выписать другие понравившиеся высказывания, характеризующие Катерину(обязательно)

· в)определить свое отношение к данным тезисам, подобрать аргументацию(обязательно).

Урок № 6

Тема: Споры критиков вокруг драмы «Гроза».

Цели: познакомить обучающихся ссодержанием критических статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева, закрепить знания по работе с критической статьёй (план, конспект); научить сопоставлять взгляды критиков, их оценку образа Катерины; аргументировано отвечать на вопросы про­блемного характе­ра.

Оборудование:  тексты, тетради

Методические приёмы:  беседа, ответы на проблемные вопросы, выступления уч-ся.

 

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Работа по группам:

Споры вокруг «Грозы» определяются, во-первых, природой жанра, так как произведение, предназначенное для сцены, предполагает различные трактовки, во-вторых — своеобразием содержания, так как в пьесе социально-нравственный конфликт, в-третьих — активным развитием критической мысли в данный период.

Этап

На левой и правой сторонах доски известные уже цитаты:

Писарев:«Вся жизнь Катерины состоит из внутренних противоречий, она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера; она на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством.»

Добролюбов: «Конец пьесы нам кажется отрадным; в нем дан страшный вызов самодурной силе».

- Кому ближе первое мнение? Кому второе? Кто на данном этапе не может принять какую-либо точку зрения? (методика «Градусник»)

«Добролюбовцы» и «Писаревцы» занимают места друг напротив друга. В каждой группе выбирается руководитель. Его задача координировать работу группы, чтобы у каждого участника была возможность высказаться. «Неопределившиеся» садятся между этими группами и получают по 2 сигнальные карточки: восклицательный и вопросительный знак. Они внимательно слушают высказывания ораторов и, если считают выступление убедительным,поднимают карточку с восклицательным знаком. Если возникает вопрос, недопонимание, поднимают карточку с вопросительным знаком и после выступления задают вопрос или просят уточнить высказывание. Карточки с вопросительным знаком раздаются также группам-оппонентам. Карточки с восклицательным знаком для этих групп показались излишними, т.к. у них была возможность выразить согласие-несогласие словами: «Я согласен с предыдущим оратором….»

 

Этап

Заполнение таблицы продолжениями цитат (мультимедиапроектор)

Добролюбов Писарев
Характер Катерины составляет шаг вперед…во всей нашей литературе        Добролюбов принял личность Катерины за светлое явление
Решительный, цельный русский характер              Ни одно светлое явление не может возникнуть в «темном царстве»…  
Это характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный        Что это за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями?
У Катерины все делается по влечению натуры Добролюбов отыскал…привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца… Воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума…
Горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила ее характера.    Катерина разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством – самоубийством.
Нам отрадно видеть избавление Катерины. Кто не умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может быть назван светлым явлением
Катерина….-луч света в «темном царстве» Катерина…привлекательная иллюзия

 

Этап

Учащимся предлагается высказаться по любому из утверждений по принципу СОГЛАСЕН-НЕ СОГЛАСЕН с критиком,но перед началом выступлений группам дается 2-3 минуты для координации своих действий: кто по какому вопросу желает высказаться.

Таким образом, дискуссия начинается с комментирования чужих высказываний и переходит к формулировке и аргументации собственного мнения.

 

Этап

После того, как все желающие высказались, обеим группам задается вопрос: «В чем причина столь разной оценки одного и того же образа?»

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагается выслушать экспертов(один рассказывает о личности и взглядах Добролюбова, времени написания статьи, другой о личности и взглядах Писарева и изменении в политической обстановки за годы, разделяющие 2 статьи).

Вывод:  что на восприятие литературного образа влияют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения автора статьи.

1. Взгляды Добролюбова на пьесу:

«Островский обладает глубоким пониманием русской жизни».

«Он захватил такие общие стремления и потребности, которыми проникнуто все русское общество».

«Произвол, с одной стороны, и недостаток сознания прав своей личности,с другой, — вот основания, на которых держится все безобразие взаимныхотношений».

«Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».

«Характер Катерины… составляет шаг вперед во всей нашей литературе».

«Русский сильный характер в „Грозе“ поражает нас своей противоположностью всяким самодурным началам».

«Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе… самый сильный протест бывает тот, который поднимается… из груди самых слабых и терпеливых».

«Грустно, горько такое освобождение… В том-то и сила ее характера, оттого-то „Гроза“ и производит на нас впечатление освежающее».

«Конец этот кажется нам отрадным… в нем дан страшный вызов самодурной силе».

2. Взгляды Писарева — это полемика с Добролюбовым.

«Натура» Добролюбова и «личность» Писарева.

Оценка Катерины как героини, еще не ставшей развитой личностью.

Стихийность и противоречивость образа, действующего под влиянием чувства.

Оценка самоубийства как действия неожиданного.

3. Взгляды Ап. Григорьева.

Народность — главное в творчестве Островского.

Именно народность определяет своеобразие характера Катерины.

 

 III. Итог урока.

Самоанализ групп:

· Было ли интересно работать над своими темами?

· Что удалось?

· В чем испытали трудности?

· Что узнали нового?

· Какие навыки в речевом общении на приобрели?

· Над чем можно было бы еще поработать?

·  Какие разногласия и конфликты возникли? Как их решили?

· Все ли имели шанс принять участие в обсуждении? Если нет, пытались ли их вовлечь в дискуссию?

 IV. Домашнее задание.  Подготовить­ся к сочине­нию-рассуждению по драме «Гроза» (вспомнить особенности построения текста-рассуждения) «Какие мысли и чувства будит во мне драма «Гроза?»

Урок № 7

Тема: Р.р. Сочинение - рассуждение по драме А. Н. Островского «Гроза».

Цели урока: формирование умения работать над сочинением по прочитанному тексту художественного стиля.

Задачи урока:

  1. повторить основные признаки художественного стиля; совершенствовать навыки анализа текста художественного стиля;
  2. развивать речевой слух, мыслительную деятельность, творческие способности учащихся;
  3. воспитывать чувство товарищества.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Вид урока: урок-исследование.

Форма: коллективная работа.

Ход урока


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: