Khairiyya Mazin борется за сохранение умирающих танцевальных традиций гавази Египта

Стиль гавейзи

Гавейзи - это цыганская кочевая народность, которая живёт в Верхнем (южном) Египте.

Считается, что их кочевые предки пришли из Раджастана (Индия).

Гавейзи - это цыгане. Пожалуйста, без мистификаций - "особое племя".
Были изгнаны из Каира во время прихода французов за связь с солдатами наполеоновской армии (авалим отплыли в верх по течению Нила), около 150 танцовщиц - гавейзи были утоплены в Ниле за это же.
До прихода Наполеона гавейзи не были проститутками, но потом арабы стали против того, что они выступали для французов и создали непреодолимые условия для танцев, оставшиеся без работы танцовщицы стали зарабатывать другими способами. Именно тогда и создался отрицательный образ танцовщицы как проститутки. Флобер в своем рассказе о своем романе с танцовщицей зацементировал его.

 

Гавейзи (ghawazi) – цыганское племя, обосновавшееся в Южном Египте, первое значимое упоминание о котором датировано 18-м веком. Индии в то время, он и был распространен по миру приблизительно в X столетии. Во время своих путешествий кочевые цыгане гавейзи впитывали местные традиции, включая в свою культуру и стили танца. Интересно, но в то время, когда они уже обосновались в Египте, танец ghawazee был популярен на территории Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока.

Гавейзи – это профессиональный женский танец Верхнего Египта со своим собственным четко различимым стилем, передаваемым от матери к дочери из поколения в поколение. Исторически сложилось так, что основной доход табора складывался из средств, полученных от выступлений цыган на ярмарках, свадьбах и частных вечеринках. Если мужчины были ответственны за музыкальное сопровождение, то женщины должны были очаровывать пристрастную публику искусством танца, несколько отличным от других проявлений восточного танца.

 

Более полутора веков термином «гавейзи» называют профессиональных танцовщиц окрестностей Египта, выступающих в традиционном стиле, не разбавленном чуждыми балетными па и движениями, заимствованными из латиноамериканских и современных танцев. Гавейзи Верхнего Египта поддерживают четко различимый региональный и этнический стиль танца, на который ни в коей мере не повлияли стили Каира и Александрии. Региональный стиль диктуется требованиями традиционного музыкального аккомпанемента, который обеспечивается барабанами и мизмарами (этническими духовыми инструментами). Для танцовщиц гавейзи характерно использование сагатов, игра на которых возведена в ранг неотъемлемого от танца искусства.

 

Основной доход гавейзи составлял от выступлений женщин - танцовщиц на свадьбах, ярмарках и различных частных праздниках. Мужчины обеспечивали музыкальное сопровождение. Танец стиля гавейзи передавался из поколения в поколение, матери учили дочек. Так как от женщин-танцовщиц зависело благосостояние цыганской семьи, то рождение девочек считалось более радостным событием, чем мальчиков.

Настоящий танец цыганок гавейзи в первозданном виде сохранился в Верхнем Египте (сейчас уже вряд ли найти), где было меньшее влияние западной цивилизации, западных стилей. Танцовщицы гавейзи впитали в свой танец местные народные стили Египта.
Танцы гавейзи очень приземлённые, можно сказать тяжёлые. Движения устойчивые, уверенные.
Постановка корпуса в основном на полной стопе, слегка согнутые в коленях ноги.
Классической осанки нет, руки обычно выше плеч. Все переходы в танце и движения происходят, как правило, с мелкой тряской.
Но танцы чувственные. При выступлениях цыганок гавейзи часто звучали их эмоциональные крики.
Цыганки-гавейзи жестами и мимикой постоянно общались с публикой, призывая их поддерживать свой танец хлопками, могли по несколько часов держать внимание публики в своих руках.
Тряски грудью используются в меньшей степени (в оригинале).
Движения бёдер, обычно, в виде скручивания вперёд и назад параллельно поверхности земли.
Присутствуют вращения.
Движения танца в партере тоже есть, но в незначительном количестве, редкие прогибы спины.

Впервые упоминание о цыганах гавейзи было в 18-м веке. Их танцы распространились повсеместно в Египте к 1700 годам. Многим людям в египетском религиозном обществе не нравилось, что женщины выступали с танцами. И в 1834 году гавейзи были изгнаны из Каира и его окрестностей. Причиной было то, что они отказывались носить паранджу (на самом деле причина была в том, что многие танцовщицы были куртизанками).

Поэтому в Египте, когда запретили женщинам танцевать в общественных местах, появилось небольшое число мужчин, которые исполняли танцы гавейзи. Их называли Кхавал (Khawal). Они своей одеждой, причёской и макияжем изображали женщин гавейзи и исполняли их танцы.
Мужчины - танцоры пользовались успехом до конца восемнадцатого начала девятнадцатого веков.

Гавази с древних времён был всегда семейным танцем и имел свои отличающиеся стили, которые передавались от матери к дочери. Мужчины таких семей исполняли музыку, а танцевали женщины, во время праздников и свадеб,таким образом вся семья могла заработать. Музыка гавази, их стили и традиции культуры достаточно сильно отличаются от народа Саиди, который живёт в тех же краях, где и гавази.

Движения в этом стиле не так разнообразны как в Ракс Шарки, но танцовщицы способны буквально часами кокетничать со зрителем. Часто используются сагат.

Народность Гавази происходит от цыган и является самым известным народом, танцующим в Египте.
Женщины Гавази зовутся «Ghawasee», а мужчины «Ghazee». Говорят, что они не похожи на египтян и считается, что их женщины – самые красивые. Гавази живут в любой большой деревне Египта, особенно на севере страны, а также в городах дельты Нила. Женщины гавази веками танцевали на улицах, на базарах и на праздниках, свадьбах. Это были самые известные танцовщицы Египта.
Стиль этого танца был не слишком изысканным, но полным цыганского темперамента.















Костюм

 

Традиционный костюм гавази — платье, одеваемое поверх пышных шаровар и блузы, на бедра повязывается платок. Часто одевается шляпка, украшенная «висюльками», лентами и др. Характерным атрибутом этого танца являются цимбалы.

Современный вариант костюма очень изменился и стал похожим на костюм для Балади. Он может быть практически любого цвета, более или менее украшенным.


КУРС (KURS) – Золотое чашеобразное украшение, с бриллиантами и другими драгоценными камнями

ТАРБУШ (TARBOOSH) – Головной шерстяной или войлочный убор без полей в виде усеченного конуса

РАБТА (RABTAH) – Сложная прическа из перевитых прядей волос

ЙЕЛЕК (YELEK) – Длинный шелковый, хлопковый или муслиновый кафтан

АНТЕРИ (ANTEREE) – Короткий кафтан или жилет, длиной слегка ниже талии

ШИНТИЙАН (SHINTIYАN) – Шаровары из шелка, хлопка или муслина

КАМИЗ (KAMEES) – Блуза с длинными рукавами из белого льна, шелка, муслина, хлопка или цветной, иногда черной, ткани

САФА (SAFA) – от 11 до 25 косичек. В каждую из косичек вплетено по 3 черных шелковых ленты с мелким орнаментом


Кафтан одевается поверх рубашки (блузки). Он был немного ниже колен. Рукава у кафтана расклешённые. Низ - свободные шаровары. Шаль с бахромой и пришитыми монетами повязывается вокруг бёдер. На голове была шляпка в форме усечённого конуса, без полей. Золотое украшение в виде чаши с драгоценными камнями надевалось впереди шляпки.
Или используется платок, который закрывает полностью волосы, а спереди украшается монетами.
В волосы, в косички (особая причёска) вплетались ленты, бусины, монеты.
Раньше цыганки гавейзи также носили много разных украшений, красили сурьмой ресницы глаз и вокруг глаз. Ладони рук, ступни ног, как правило, окрашивали красной краской из хны.

 

Следует отметить, что в костюмах Гавази прослеживается связь с народным турецким костюмом того времени. И тут нет ничего удивительного, так как Египет входил в состав Османской Империи с 1517 по 1805 года. Турки-османцы, в свою очередь, многое переняли из персидского костюма. Древняя персидская культура оставила после себя изумительные фрески, изображавшие женщин, одетых в узкие приталенные кафтаны и свободные шаровары.

Верхнее платье в костюмах танцовщиц гавейзи обычно надевается поверх пышных шароваров и блузы, на бедрах повязывается объемный платок с бахромой. Зачастую красочной деталью костюма становится шляпка, с большим количеством вплетенных маленьких ленточек и бусинок.

 

Отличаясь незначительно от остального населения Египта, гавази все же вправе считать себя особой расой.Все они носят массу украшений: бусы, ручные и ножные браслеты, цепочки из золотых монет вокруг головы и часто кольцо в носу; гавази обязательно красятся хной и кухлем.


Музыка

Темп музыки, обычно, быстрый.
Ритм стиля гавейзи точно не определён.
Используются ритмы других стилей.
Ритм максум. Быстрое саиди, беледи, фалляхи...
В музыкальном сопровождении присутствуют барабаны, обязательно звуки мизмара (арабский духовой инструмент), также - ребаб (струнный арабский смычковый инструмент).
В музыке обычно присутствуют низкие басовые «линии».
В танце используются сагаты, бубен (для сбора денег))).

По поводу музыки все, насколько я понимаю довольно интересно. Недавно статья попалась исследовательницы, которая обучалась у Каирии. Так вот она пишет о том, что гавази Нижнего Египта фактически танцуют так называемый "старый египетский стиль" и используют, насколько я понимаю, характерную для него музыку. Гавази верхнего египта представляют собой несколько семейств, каждое из которых имеет свой язык (причем, что интересно, языки могут быть вообще из разных языковых групп), особенности в манере танцевания, технические особенности (которые, больше различают они сами) и свое музыкальное сопровождение. Общее для всех - наличие в оркестре мизмар, барабанов и сагат. И еще интересный момент - гавази - это только народность. Как и любого народа у них есть разные танцы, в статье опять же приведены несколько примеров. (Статью, если интересно могу выложить куда-нибудь - она довольно большая, не хочется форум сильно перегружать )
На МК Наталья Бокова (Каира) говорила о том, что музыка для гавази по ритму обычно максум или быстрое саиди (темп в любом случае быстрый) и в музыкальном сопровождении должны хорошо прослушиваться сагаты. Т.е. насколько я помню, приналичии трех составляющих: ритм, темп и сагаты - под эту музыку можно танцевать гавази. Кстати говоря, очень интересный и познавательный был МК - и про музыку и про особенности постановки корпуса поговорили. Если интересно, могу тоже кратенько описать.
Вообще из того что я слышала - музыка похожа на Helm. Попозже попробую кое-что выложить.
Вот еще цитата по поводу музыки и видео:"Некоторые ресурсы, если вы заинтересованы подлинной музыкой Ghawazee: Aisha Ali из Калифорнии выпускает замечательные CD, называющиеся Music of the Ghawazee. Также Aisha Ali выпускает известную документальную видеозапись Dances of Egypt. На ней показаны реальные съемки танцовщиц Ghawazee. Для получения замечательных иллюстраций и справочной информации о танцах среднего Египта, приобретите Serpent of the Nile, Women and Dance in the Arab World, Wendy Buonaventura". Кстати, надо попробовать поискать.

 

Кто такие Гайвази (Ghawazee)? Гайвази (Ghawazee) — одно из самых знаменитых танцующих племен Египта. Женщины Гайвази зовутся Ghazeeye, а мужчины — Ghazee. Название Ghawazee обычно относится к женщинам-танцовщицам. Не смотря на то, что они исповедуют мусульманство и разговаривают на том же языке, что и египтяне, как таковыми египтянами они не являются, они — члены отдельного племени. Говорят, что Ghawazee внешне отличаются от остальных египтян, и многие считают их самыми красивыми женщинами в Египте.

Когда были популярны Гайвази (Ghawazee)? Западные исследователи относят расцвет танца Ghawazee, как составной части египетского общества, к 1700 годам. Этот расцвет продолжался до 1834 года, когда Ghawazee были изгнаны под религиозным давлением. Основной причиной изгнания было то, что они не носили паранжу.

Где жили Гайвази (Ghawazee)? В каждой большой деревне Египта, особенно в Верхнем Египте, и в городах, расположенных в дельте Нила, Ghawazee жили в поселениях из палаток и бараков. Они считали рождение девочек удачным, а мальчиков – экономически невыгодным. Все без исключения женщины Ghawazee воспитывались как проститутки и танцовщицы. До того как девушка выйдет замуж, ее отец продавал ее тому, кто предложит наивысшую цену. После этого она обычно выходила замуж за мужчину из своего племени.

Где танцевали Гайвази (Ghawazee)? Племя всегда перемещалось из города в город, посещая базары и направляясь в поселения труппы. Женщины Ghawazee танцевали на улицах, обычно собирая деньги в бубен после выступления. Пока мужчины племен играли на инструментах, женщины танцевали в одиночку или вместе с другими девушками, аккомпанируя себе цимбалами. Часто они танцевали на веселых мероприятиях в гаремах, на свадьбах и рождениях. Они были самыми известными танцовщицами Египта.

Как они одевались? Среди всех египтян они были самыми удачливыми жителями. Их экономическая структура позволяла их женщинам обзаводиться значительным богатством, прославляться и удачно выходить замуж. Богатые Ghawazee одевались в шелка и носили ожерелья, браслеты на ногах, тяжелые золотые браслеты и монеты поперек лба. Иногда они носили кольцо в носу. Обычно их одежда была почти идентична той, что носили египтянки среднего класса. И мужчины, и женщины чернили глаза краской для век и красили ладони и ступни хной, как это было принято в средних и высших слоях египетского общества. Некоторые Ghawazee обзаводились значительным состоянием и богатым домом, рабами и скотом.

Какие типичные танцевальные движения Ghawazee? Их танцы грубые, довольно тяжелые, чувственные и определенно не изящные. Шимми, удары и вращения — сущность всех форм беллиданса, но их тряски бедрами обычно представляли собой скручивания вперед и назад параллельно полу, а не вертикальные движения вверх и вниз. Танцы содержали много пронзительных криков и zaghareets, немного партера и прогибов (backbends), иногда скольжения головой, все это сопровождалось игрой на цимбалах. Жесты чаще всего подразумевали призыв к аудитории участвовать и хлопать в такт музыке, или же предполагали получение денег.

 

 

А это несколько фотографий Khairiyya Yusuf Mazin, наиболее известной танцовщицы-гавазеи в Египте (фото 2009г.).

http://www.gildedserpent.com/art48/grap … woshSM.jpg
http://www.gildedserpent.com/art48/grap … yya2sm.jpg
http://www.gildedserpent.com/art48/grap … anceSM.jpg

 

 


















KHAIRIYYA MAZIN борется за сохранение умирающих танцевальных традиций гавази Египта.

(Перевод Е. Мних)

Snake's Kin Studio представляет…
Освобождающее оружие или Эдвина – отредактировано в прошлом!
Ориенталист, журналист Edwina Nearing, основала студию ближневосточного танца в University of California Berkeley & American University of Beirut и отправилась в путешествие по Среднему востоку в 1968г. Эдвина в прошлом редактор раздела События прошлого на Среднем востоке для журнала Habibi, подписывавшаяся как Qamar El-Mulouk, ее книга продолжила серию «Чудо гавейзи» ("The Mystery of the Ghawazi») и содержит важнейшие познания в блоке знаний о Среднем востоке.
Эта статья обновлена и издана Gilded Serpent

Не более года назад египетская королева восточного танца Нагва Фуад вернулась на сцену после отсутствия в течение нескольких лет, только ее уходом в феврале этого года можно объяснить апатию публики. Ее уход сигнализирует неблагородный конец эры истории восточного танца, хотя восточный танец сам по себе будет жить и процветать, если не в Египте, то в Европе или в Ливане. Но, если уйдет Khairiyya Yusuf Mazin, то большей части своеобразных традиций танцев гавази, которые покинут Египет, придет конец.

Гавази – известные танцовщицы, которые так часто упоминались в статьях расходов западных путешественников с 18 века и возможно были основным течением восточного танца в Египте. Сто пятьдесят лет назад профессиональные танцовщицы, родившиеся в Каире и его окрестностях, назывались гавази. В настоящее время термин «гавази» используется в Египте для описания танцовщиц с окраин, которые до сих пор танцуют в традиционной манере, которые ничего не добавляли в свой репертуар из балета, латиноамериканского и современного танца, как это сделали египетский танцовщицы из ночных клубов.

Для сложившейся ситуации можно назвать множество причин: исламский фундаментализм, экономическое воздействие, западное влияние и официальная оппозиция, но старый египетский обычай звать гавази на свадьбы и другие праздники в деревнях умер. Гавази из Нижнего Египта (относительно небольшая территория, ограниченная с одной стороны Каиром, а с другой - Александрией) долгое время приходили в эти города на работу где они одновременно влияли и оказывались под влиянием старого стиля восточного танца, который практиковался многими другими танцовщицами, выступавших в основном на свадьбах и частных вечеринках. Таким образом, стиль гавази Нижнего Египта возможно обусловлен этим смешением, кажущимся довольно однородным и не сильно отличающимся от старого каирского стиля танцовщиц на свадьбах. Существует скудное количество фактов для других предположений.

Следует отметить, что, если кто-нибудь из тех, кто собирается посетить Каирию или кого-либо из членов Banat Mazin, даже и укажет точный адрес, он будет доставлен в дом безработных танцоров из семей Карам или Амаль Шауки. Эти кузины Каирии бывшие новичками в танцевальной профессии до того как их уволили, провалили себя как Банат Мазин с неосторожностью перед теми, кому они пытались продавать уроки танцев и прохо изготовленные костюмы гавази. Пока у Карам Шауки мягкий, приятный стиль танца, ее репертуар из традиционных шагов и движений гавази ограничен, а ее сестра Амаль – менее совершенная танцовщица. Tuqoum или старый стиль костюма гавази типа «жилет-юбка» они приготовили для продажи иностранцам, но он является неполным и выглядит неаккуратным. Например, юбки, которые должны быть около 3 метров в диаметре, - всего 1 метр и не обработаны lowayya (видимо, низ не обработан чем-то красивым???), рюшкой (???), которая облегчает перебрасывание юбки и помогает ослепительной работе бедер, которой так известны гавази Мазин. Иностранного ученика, который вдруг обнаружит, что находится на широкой перегруженной улице с островком транспорта вниз от центра и зданиями на обеих сторонах скорее всего привезли к Шаукисам. В случае, если он пройдет вдоль улицы на восток один-два квартала до ближайшего большого перекрестка и повернет направо, он окажется на улице Каирии (это улица с небольшим движением, с жилыми домами на одной стороне и железнодорожными путями с другой). Квартира Каирии расположена во втором доме от угла, если стоять к ним лицом, на верхнем этаже в углу с окнами с бирюзовыми жалюзями.

Каирия берет 100 египетских фунтов (около 29$) за урок и разрешает снимать на видео и фотографировать. Она до сих пор востребована на вечеринках, на праздниках на танцевальных фестивалях как в Египте так и за его пределами. Каирия может дать и несколько уроков по шитью. К примеру, исследователи танца Cara Currie и Anke Ockeloen, которая аккомпанировала автору статьи в Люксоре в 1995 г. выбрали для изучения три танца гавази: Raqsat Al-Takht, Raqsat Al- Jihayni and 'Asharat Al-Sibs и записали на видео большую часть интенсивной сессии в номере Каирии в отеле Wena Luxor Hotel. Так как квартира Каирии очень маленькая, она обычно предпочитает проводить уроки где-нибудь еще, но иногда может и поселить ученика у себя (обычно они могут зайти к Каирии на стаканчик чая или на ланч).Лучшее время застать ее дома – это днем, нерано утром и не вечером. К сожалению у нее до сих пор нет телефона, но она уже давно привыкла видеть странников у своей двери и всегда принимает учеников с изяществом и апломбом. Кроме того Sarwat 'Ajami, генеральный менеджер Travellers Egypt в Люксоре всегда готов помочь иностранцам связаться с Каирией (адрес его офиса: Television Square, Luxor Fax and telephone: 095 374027; alternate telephone 095 378255). В заключении, Каири можно написать письмо по указанному выше адресу.

Автор надеется, что все, кто любит традиционное искусство Среднего востока, сделают все, чтобы помочь Каирии оставаться активной в мире танца и сохранять древнее искусство гавази.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: