Урок развития речи.
Подготовка к сочинению в жанре письма.
Подход к теме.
Личные письма, письма близким… Почему люди пишут, свято хранят и передают их из
поколения в поколение? Потому что личные письма – это память о прошлом, это забота
о семье, друзьях, это заповеди потомкам. Внимание друг к другу делает нас богаче, чи-
ще, счастливей. Близкие – это тот родник, из которого мы черпаем силы всю свою жизнь.
Вот почему в минуты радости и грусти пишут люди письма родным и любимым.
Познакомиться с историей личного письма, содержанием и последовательностью его
написания – цель нашего урока.
Познакомьтесь с отрывком из «Песни о Гайавате» Г.Лонгфелло
«Первое в мире письмо».
Из мешка он вынул краски,
Всех цветов он вынул краски
И на гладкой на бересте
Много сделал тайных знаков,
Дивных и фигур, и знаков.
Все они изображали
Наши мысли, наши речи.
Дальше шли изображенья
Неба, звезд, луны и солнца,
Вод, лесов и горных высей,
Земли вместе с человеком.
Для земли нарисовал он,
|
|
Для восхода – точку слева,
Для заката – точку справа,
А для полдня – на вершине.
<…>
Звезды в центре – время ночи,
Краской линия прямая.
А волнистые полоски –
Для небес – дуги под ними,
Тучи, дождь и непогода.
Об изобретении первого письма.
Об удивительном изобретении первого письма живо и красочно, будто видел все рассказал американский поэт 19в. Генри Лонгфелло в книге «Песнь о Гайавате». Мудрый вождь индейцев Гайавата придумал, как передать своим потомкам знания. Рисуночное
письмо, пиктография - самый ранний способ фиксирования сообщений.
· Обратимся к толковому словарю И.С.Ожегова: «Письмо – написанный текст, посылае-
мый для сообщения чего-либо кому-либо».
- Почему письмо стало необходимым?
(Общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи невозможно
- Попробуем расшифровать письмо Гайаваты.
(Трудно, так как написавший придавал своим знакам одно значение, а читающий –
другое)
- О том, как развивалось письмо-послание и почему оно так приглянулось людям, по-
слушайте сообщение.
История развития письма как эпистолярного жанра».
Изображения в рисуночном письме постепенно упрощались, превращались в симво-
лы, знаки. Но и этим знакам многое было не под силу. Как нарисовать такие абстракт-
ные понятия, как «красиво», «грустно», «счастье»? Как передать рисунком имя челове-
ка? Знаками стали изображать звуки. Возникло иероглифическое письмо. Затем изобре-
ли буквы, обозначающие гласные и согласные звуки. Братья Кирилл и Мефодий во
второй половине 10в. составили алфавит для славянских языков. К сожалению, рукопи-
|
|
си тех лет не уцелели.
Письмо с конкретностью адресации и авторством возникло в Древней Греции. Эпи-
стола (в переводе с греческого, «послание» или «переписка») родилась во времена
Античности среди великих философов: Эпикура, Цицерона, Сенеки, Плиния Младшего.
Формула «Это – не для письма» уже тогда существовала. В древнегреческом риториче-
ском сочинении «О слоге» говорится: «Нужно знать, что для писем существует не толь-
ко свой стиль, но и свой предмет речи».
Несмотря на ограничения, людей всех эпох письмо привлекало, так как предраспо-
лагало к разнотемью, свободе и «болтовне». Сочетание новостей, просьб, поручений,
расспросов с наблюдениями о мире и человеке до сих пор придает письмам очарование.
В России в 18в. достиг своего расцвета жанр личного письма. В те времена в ходу
были книги-письмовники, руководства для написания писем, включающие в себя образ-
цы на все случаи жизни. Здесь пропагандировались особые обороты речи, строго регла-
ментировалась форма обращения к адресату, закрепленная в Табели о рангах, введенной Петром I. Для написания писем необязательно было обладать соответствующим образо-
ванием. Достаточно было просто иметь под рукой письмовник.
КАРТОЧКА 1.
Перед вами образец «новогоднего послания от племянника тетушке »:
Милая тетушка!
Вы, конечно, не сомневаетесь, что мне было бы очень приятно поздравить
Вас лично самому с Новым годом, но в настоящее время, при моих стесненных
обстоятельствах, это остается только желанием, и я поручаю моему перу, за
искусство которого спешу извиниться, выразить все, что я чувствую к Вам.
Примите же, дорогая тетушка, мое поздравление с Новым годом и поверьте,
что в глубине моего сердца я желаю Вам больше, чем могу выразить в письме.
Слова не значат так много, как поступки, которыми я постараюсь доказать всю глубокую привязанность. До свидания, Бог даст, до скорого.
Многолюбящий Ваш племянник Ч.Ч.
· Неравноправие женщин требовало закрепленного традицией выражения боль-
шей почтительности с их стороны. Типичное начало посланий мужа к жене:
От Дмитрия Ивановича жене моей Агафье поклон да детям мир и благосло-
вение, здравствуйте на многие лета. А я на Москве июля по 17 день, Бог дал,
жив, а впредь уповаю на милость Божию. Да прикажи за хлебом ходить так,
как и при мне хаживали.
А это ответ жены:
Государю моему Дмитрию Ивановичу женишка твоя Агафьица с детишка-
ми твоими челом бьет, здравствуй государь на его (Государя) службе. А дом
свой изволишь воспомянуть – и в дому твоем, дал Бог, все здорово…
Сотни одинаковых писем путешествовали по стране.
Письма ХIХ в. пишутся более свободно, утратили свою силу письмовники, но полу-
официальный характер писем сохраняется.
Милостивый государь дедушка
Афанасий Николаевич!
Спешу известить Вас о счастии моем и препоручить себя Вашему
отеческому благорасположению, как мужа бесценной внуки Вашей, Натальи
Николаевны. Долг наш и желание были бы ехать к Вам в деревню, но мы
опасаемся Вас обеспокоить и не знаем, в пору ли будет наше посещение…
С глубочайшим почтением и искренно сыновней
преданностию имею счастье быть, милостивый
государь дедушка, Вашим покорнейшим слугой
и внуком. Александр Пушкин.
Это пишет А.С.Пушкин 24 февраля 1831 года А.Н.Гончарову, деду Натальи Николаевны.
Письма ХХ века, письма войн, подвигов и преступлений, великих открытий и перемен,
продолжают протоколировать обстоятельства времени и жизни людей, служат призы-
вом и предостережением. Особенности эпохи запечатлены в них.
Разгадайте кроссворд. Запись терминов.
Форма и характер писем сейчас уже совсем не те, что в «оные времена», но некото-
|
|
рые слова, касающиеся писем, неизменны в течение сотен лет.
КАРТОЧКА 2.
1 | 5 | ||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
По горизонтали. По вертикали.
1.Способ передачи писем.
2.Получатель письма. 5.Отправитель письма.
3.Послание, письмо.
4.А.С.Пушкин о ней с иронией говорил:
Родные люди вот какие:
Мы их обязаны ласкать,
Любить, душевно уважать.
И, по обычаю народа,
О рождестве их навещать
Или по почте поздравлять,
Чтоб остальное время года
Не думали о нас они…