Краудсорсинг как метод решения задач в организации деятельности общедоступных библиотек

Краудсорсинг может применяться во всех сферах жизни, помимо тех, где требуется наличие конкретных профессиональных навыков. Во всех случаях основу проектов с применением краудсорсинга составляют одаренные люди, готовые потратить своё личное время. Энтузиасты получают радость от той работы, которую они выполняют при подготовке проектов.

Несомненно, важную роль здесь играет мотивация. Людям должно быть интересно. Пробуждая интерес и побуждая людей к действию, нужно помнить, что должны быть соблюдены определенные условия. Это:

- обеспечение общения, доброжелательной атмосферы, комфорта;

- люди должны четко понимать последствия;

- добровольцы должны получить четкие инструкции, где должны быть указаны конкретные сроки;

- должен быть оценен личный вклад;

- необходимо предоставить свободу творчества.

У краудсорсинга есть ряд преимуществ, перечисленных ниже:

- масштабность – привлечение большого, практически неограниченного числа людей, как следствие, быстрый выход конечного продукта;

- разыскание и приглашение к участию в работе крупных специалистов;

- из множества вариантов решения вопроса выбирается оптимальный; один сотрудник не способен предложить такое количество идей;

- выполнение проекта или другой поставленной задачи четко вовремя.

Выяснено, что самые большие проекты по использованию коллективного разума – некоммерческие. Все перечисленные преимущества краудсорсинга нужно использовать библиотекам в своей работе. Данные учреждения готовят и реализуют большое количество проектов, к работе над которыми можно привлекать пользователей, которые являются активными, творческими, всегда готовыми помочь людьми. Итогом подобного сотрудничества будет продукт совместного творчества библиотеки и её читателей.

Еще одним типом краудсорсинга, который может активно использоваться в библиотеках – голосование. Поводов для проведения такого голосования достаточно: изменение графика работы учреждения, улучшение работы библиотеки, добавление новых видов услуг, вопросы комплектования фонда.

Поиск решения – это самый сложный в интеллектуальном плане тип краудсорсинга по виду решаемых задач. Как уже отмечалось в предыдущей главе, коллективный разум способен выдвинуть больше решений, чем один человек. Поэтому при поиске определенного решения целесообразно обсуждать это с пользователями. Очень удобно делать это через социальные сети, у всех библиотек есть там страницы. Можно воспользоваться также формой обратной связи на сайте, а также использовать блог. В результате из множества предложений пользователей можно выбрать наиболее подходящее.

Сбор информации. Примером использования в библиотеках могут служить краеведческие материалы, собранные стараниями местных краеведов и населения.

Важным типом краудсорсинга, который способствует развитию обратной связи со своими пользователями, является сбор мнений. В качестве примера можно назвать ст. 23 ФЗ «О библиотечном деле». В статье есть пункт, который регламентирует порядок реорганизации или закрытия библиотеки на селе. Согласно данному пункту, нельзя ликвидировать библиотеку, не спросив прежде население.

Как частный вариант, можно рассматривать краудфандинг – привлечение средств пользователей.

Если подумать о понятии краудсорсинга, можно всюду наблюдать примеры его использования. Однако не всегда можно понять то, что за этими примерами кроются приемы именно этого явления. Можно привести примеры, которые ярко иллюстрируют использование рассматриваемого нами направления при чтении книг людьми и в библиотеках.

Проект 1Book140 стал новой формой привычного и уже не очень пользующегося популярностью совместного чтения и обсуждения. Теперь люди читают одну и ту же книгу и делятся впечатлениями в сообществе социальных сетей. Так люди находят новую интересную для себя литературу.

Интересны идеи Национальной библиотеки Австралии, которая осуществила ряд проектов с использованием рассматриваемого нами направления в работе. Первым стал проект «Австралия в картинках». Суть в том, что силами около трех тысяч волонтеров и более чем полсотни учреждений в стране и за рубежом были собраны изображения (цифровые), посвященные истории и сегодняшнему дню страны [70, с. 26].

Можно назвать еще один интересный проект этой библиотеки. Его название «Восстановление истории семей». Более сотни добровольных помощников переводили в цифровой формат документы, которые имелись в библиотеке. Итогом стала оцифрованная информация о более, чем 300 фамилиях [70, с. 27].

Той же самой библиотекой был запущен проект редактирования оцифрованного содержания исторической периодики. Было отредактировано огромное число газетных статей. Было подсчитано, что сотрудники затратили бы на эту работу время длиной почти в три века.

В качестве еще одного примера можно привести волонтерскую программу «Цифровые размеры» Национальной библиотеки Финляндии. Проект представлен в виде игры он-лайн, где человеку предлагается обрабатывать книжные, журнальные, газетные страницы.

Помимо программ, предполагающих перевод в цифровую форму и обработку документов, существуют идеи общественной рекомендации книг. Так, публичные библиотеки Сингапура через информационные ресурсы привлекали пользователей принять участие в конкурсе «Предложи книги на наши полки».

Осенью 2015 года правительство Москвы утвердило проект «Моя библиотека». Целый месяц москвичи вносили свои идеи и предложения, которые составили основу плана совершенствования работы московских библиотек [35].

В результате доступ ко всем оцифрованным изданиям стал бесплатным, была введена новая услуга предварительного подбора книг, основой для закупки книг стало анкетирование читателей, был увеличен срок, на который выдаются книги. 

Согласно пожеланиям читателей, библиотеки были оборудованы велосипедными парковками и терминалами, где можно оплачивать услуги. Библиотеки города перешли на удобный для читателей график работы.

Кроме указанных улучшений в ходе проекта граждане одобрили идеи:

- создание удобной навигации;

- организация удаленного информирования о наличии тех или иных материалов, изданий;

- проведение лекториев, творческих мастерских, вечеров различной тематики;

- помощи учащихся школ при подготовке к урокам.

Таким образом, можно выделить два аспекта развития краудсорсинга в библиотеках:

- улучшение качества услуг;

- социально значимые проекты.

При реализации проектов с использованием коллективного разума можно отметить несколько этапов:

1. Привлечение общественности: чем больше людей, тем выше скорость, с которой решаются задачи. Кого вовлечь?

2. Организация и стимулирование процесса решения задач. Как вовлечь? Какие для этого использовать стимулы?

3. Отбор результатов: проводят участники, либо эксперты.

4. Отбор лучших участников: оценивается вклад в общую работу, степень воздействия на решение, участие в стимулировании сообщества работать на результат.

Возможные результаты использования краудсорсинга в библиотеках:

1. Коммуникативный:

- число привлеченных людей;

- число внесенных предложений и число самых перспективных из них;

- время, потраченное людьми.

2. Управленческий:

- число выявленных проблем;

- число управленческих решений, ориентированных на ликвидацию проблем;

- число мероприятий, проектов, услуг библиотеки, скорректированных социумом.

3. Имиджевый:

- рост числа положительных публикаций;

- изменение оценки работы библиотеки со стороны учредителя;

- рост популярности библиотеки, ее позитивного имиджа.

4. Финансовый:

- экономическая выгода в результате уменьшения доходов бюджета.

Завершая характеристику краудсоринга как метода, т. е. способа решения производственных задач в организации деятельности общедоступных библиотек, следует указать на то, что он может применяться для:

· совершенствования материально-технической базы библиотеки (привлечение пользователей для выполнения ремонтных работ, наладки оборудования, перестановки мебели, разведения комнатных растений, разработки и реализации дизайн-проектов и др.);

· повышения качества культурно-просветительского обслуживания (привлечение пользователей для проведения лекций, квестов, дискуссий, экскурсий и др.);

·  проведения маркетинговых исследований (привлечение пользователей для проведения анкетирования, интервьюирования, фокус-групп и др.);

· сбора краеведческих информационных ресурсов (привлечение пользователей к описанию прошлого края, семейных традиций и т. д.);

· др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: