Понятие краудсорсинг впервые применили Джефф Хау и Марк Робинсон. Это произошло в июне 2006 года. Если аутсорсинг подразумевает работу за пределами ведомства компании исполнителями-профессионалами за установленное вознаграждение, то краудсорсинг предполагает выполнение работы любителями. Как следствие, расходы при этом сведены к минимуму, либо их вообще нет.
Д. Хау считает, что это «процесс, в котором компания переносит определённые функции, которые до этого выполнялись сотрудниками, аутосорсинговыми предприятиями, поставщиками, на неопределенное, достаточно большое количество людей в формате открытого запроса» [36, с. 76].
Д. Бребхэм характеризуя данное явление, выдвинул на первый план «решение проблем и «производственные модели, как первоначальные источники краудсорсинга», автор говорит об «онлайновой» природе данного феномена [Приводится по 36, с. 76].
Э. Эстеллес и Ф. Гонзалез предложили несколько громоздкое определение. Тем не менее, оно универсально и отображает все стороны этого явления. «Краудсорсинг – это тип партисипативной онлайн-деятельности, в которой индивид, институт, НКО или компания посредством универсального открытого призыва предлагает группе индивидов с различающимся уровнем знаний, гетерогенностью, количеством добровольно принять участие в решении той или иной задачи» [Приводится по 36, с. 77].
|
|
Определение дает основание для выделения основных неотъемлемых элементов краудсорсинга:
1. Присутствие некой отчетливо обозначенной толпы;
2. Наличие у организации определенного задания с внятно обозначенной целью;
3. Получение вознаграждения участниками;
4. Осведомленность участников о вознаграждении;
6. Основа процесса - онлайн-среда;
7. Возможность принимать участие для всех, кто хочет;
А. Н. Панкрухин полагает, что «краудсорсинг – это передача функций по созданию потребительских ценностей, а затем и других маркетинговых функций неопределенному круг лиц из числа реальных и потенциальных потребителей на основании публичной оферты (предложение со стороны фирмы-потребителя» [52, с. 4].
Э. Хиппель считает, что «краудсорсинг – это инновации с расчетом на потребителя» [Приводится по 39, с. 136 ].
По мнению Дж. Леймейстера, «групповой разум может дать более позитивный эффект, чем разум отдельного человека, поэтому у краудсорсинга большие возможности, он может создавать сети взаимодействия людей» [Приводится по 39, с.136].
Е. А. Антипина утверждает, что «краудсорсинг – это социальное явление в сфере коммуникаций и коллективной работы, когда люди объединяют итоги своего умственного труда и другие ресурсы для того, чтобы создать общий продукт, который основан на умении и видении многих» [Приводится по 57, с. 650].
|
|
Существует много определений, данных краудсорсингу. Вот их общая суть:
- возложение ряда функций на неопределенный круг лиц;
- решение важных вопросов большим числом добровольцев, нередко осуществляющих координацию своей работы средствами ИКТ;
- бизнес-модель: привлекается толпа добровольцев для производства услуг и товаров, выдвижения идей либо решения определенного круга вопросов;
- способ перекладывания решения бизнес-задачи на стороннее людское сообщество;
- применение коллективного разума по определенной разработанной модели для решения злободневных проблем, стоящих перед организацией или обществом.
Исходя из определений, можно заключить, что краудсорсинг – разновидность коллективной работы людей, когда осуществляется обмен знаниями, обучение участников, производство инновационных продуктов. Работа эта является взаимовыгодной и основана на согласии и доверии
В модель краудсорсинга включены организация, методология, грамотный персонал, ориентированный на то, чтобы решить задачи развития в соответствии с имеющимися в наличии условиями.
Краудсорсинг призван решать задачи, которые связаны между собой:
- аккумуляция и переработка информации, конструктивных идей;
- сбор предложений, касающихся проектов документов;
- привлечение независимых экспертов.
Существует несколько видов краудсорсинга:
- пассивный (односторонний, только принимает) и активный (ведение диалога);
- внутренний (ограничен отдельной организацией либо экспертным сообществом) и внешний (ничем не ограничен);
- традиционный (выбор одной идеи из множества) и интеллектуальный (поиск многих идей, основанный на совместном отборе).
Можно назвать основной принцип рассматриваемого явления. Он заключается в том, что группа обладает большими знаниями, чем отдельно взятый человек, но искусство в том, чтобы организовать соответствующие условия. Смысл его не сводится к обсуждению на форумах предложений, идей, проектов. Это хорошо организованная и методически выстроенная система работы организации с энергичными людьми, выгодная обеим сторонам.
Положительные и отрицательные стороны краудсорсинга представлены в таблице 1.1
Таблица 1.1 – Достоинства и несовершенства краудсорсинга
Достоинства | Несовершенства |
Снижение затрат | Могут возникнуть сомнения в том, что работа выполнена качественно |
Возможности привлечения многих людей, имеющих интерес к проблеме, для ее решения | Трудно запланировать время, требуемое для решения проблемы |
Возможность воспользоваться знаниями профессионалов | Нужно затратить усилия, чтобы привлечь внимание людей, которые готовы выполнить задачу |
Возможность удаленной работы | Можно применять только для небольшого круга задач |
Выделяют несколько видов краудсорсинга.
1. С учетом привлечения участников:
- массовый - максимальное число людей. Принимающих участие в проекте;
- открытый – приглашаются отдельные целевые группы при неограниченном доступе других лиц; для нужного эффекта необходимо участие конкретного числа представителей целевой группы, зависит от того, насколько сложна тема;
- закрытый;
2. По аудитории
- внутренний;
- внешний.
3. По содержанию и длительности:
- постоянный – несколько проектов одного направления, которые открыты 2-3 месяца;
- целевой – разовые проекты на 2-3 месяца, друг от друга не зависят.
Типы краудсорсинга по признакам классификации представлены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 Типы краудсорсинга [39, с.144].
Можно заключить, что инициатива краудсорсинга как коллективной работы исходит либо от организации, либо от какого-либо лица, самопроизвольно не возникает.
|
|
Приглашение принять участие в инициативе происходит в открытой форме, обращенной к онлайн-сообществу, все, по желанию, могут приглашение принять.
Работа на основе краудсорсинга выгодна организации, поскольку она решит задачу, перед ней поставленную. Выгоду получают и исполнители в виде морального удовлетворения, а также внешней мотивации.
В заключительной части данного параграфа следует привести рабочее определение понятия «краудсорсинг в общедоступной библиотеке».
Под ним мы понимаем процесс привлечения пользователей к решению тех или иных проблем библиотечно-информационной деятельности; передачу библиотекой своих определённых функций пользователям; использование интеллектуального, творческого потенциала членов местного сообщества для решения конкретных задач.
Справедливо также говорить о том, что краудсорсинг является методом, т. е. способом решения производственных задач в организации деятельности общедоступных библиотек.
Для уточнения содержания рассматриваемого понятия необходимо дифференцировать краудсорисинг и волонтёрство или добровольчество.
Под волонтёрством понимают благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, т. е. добровольческую деятельность.
Анализ вышеприведённых определений показывает, что волонтёрство является результатом краудсорсинга.
Осознавая потребность в помощи, понимая, что для решения той или иной проблемы кадровый потенциал оказывается недостаточным, общедоступная библиотека осуществляет привлечение волонтёров. Процесс выявления, отбора, вербовки и подготовки добровольцев по сути своей и является краудсорсингом. Он направлен на решение той или иной задачи, стоящей перед библиотекой, посредством добровольческой деятельности пользователей и членов местного сообщества.