Дефиниции и интерпретация понятия «краудсорсинг»

Понятие краудсорсинг впервые применили Джефф Хау и Марк Робинсон. Это произошло в июне 2006 года. Если аутсорсинг подразумевает работу за пределами ведомства компании исполнителями-профессионалами за установленное вознаграждение, то краудсорсинг предполагает выполнение работы любителями. Как следствие, расходы при этом сведены к минимуму, либо их вообще нет.

Д. Хау считает, что это «процесс, в котором компания переносит определённые функции, которые до этого выполнялись сотрудниками, аутосорсинговыми предприятиями, поставщиками, на неопределенное, достаточно большое количество людей в формате открытого запроса» [36, с. 76].

Д. Бребхэм характеризуя данное явление, выдвинул на первый план «решение проблем и «производственные модели, как первоначальные источники краудсорсинга», автор говорит об «онлайновой» природе данного феномена [Приводится по 36, с. 76].

Э. Эстеллес и Ф. Гонзалез предложили несколько громоздкое определение. Тем не менее, оно универсально и отображает все стороны этого явления. «Краудсорсинг – это тип партисипативной онлайн-деятельности, в которой индивид, институт, НКО или компания посредством универсального открытого призыва предлагает группе индивидов с различающимся уровнем знаний, гетерогенностью, количеством добровольно принять участие в решении той или иной задачи» [Приводится по 36, с. 77].

Определение дает основание для выделения основных неотъемлемых элементов краудсорсинга:

1. Присутствие некой отчетливо обозначенной толпы;

2. Наличие у организации определенного задания с внятно обозначенной целью;

3. Получение вознаграждения участниками;

4. Осведомленность участников о вознаграждении;

6. Основа процесса - онлайн-среда;

7. Возможность принимать участие для всех, кто хочет;

А. Н. Панкрухин полагает, что «краудсорсинг – это передача функций по созданию потребительских ценностей, а затем и других маркетинговых функций неопределенному круг лиц из числа реальных и потенциальных потребителей на основании публичной оферты (предложение со стороны фирмы-потребителя» [52, с. 4].

Э. Хиппель считает, что «краудсорсинг – это инновации с расчетом на потребителя» [Приводится по 39, с. 136 ].

По мнению Дж. Леймейстера, «групповой разум может дать более позитивный эффект, чем разум отдельного человека, поэтому у краудсорсинга большие возможности, он может создавать сети взаимодействия людей» [Приводится по 39, с.136].

Е. А. Антипина утверждает, что «краудсорсинг – это социальное явление в сфере коммуникаций и коллективной работы, когда люди объединяют итоги своего умственного труда и другие ресурсы для того, чтобы создать общий продукт, который основан на умении и видении многих» [Приводится по 57, с. 650].

Существует много определений, данных краудсорсингу. Вот их общая суть:

- возложение ряда функций на неопределенный круг лиц;

- решение важных вопросов большим числом добровольцев, нередко осуществляющих координацию своей работы средствами ИКТ;

- бизнес-модель: привлекается толпа добровольцев для производства услуг и товаров, выдвижения идей либо решения определенного круга вопросов;

- способ перекладывания решения бизнес-задачи на стороннее людское сообщество;

- применение коллективного разума по определенной разработанной модели для решения злободневных проблем, стоящих перед организацией или обществом.

Исходя из определений, можно заключить, что краудсорсинг – разновидность коллективной работы людей, когда осуществляется обмен знаниями, обучение участников, производство инновационных продуктов. Работа эта является взаимовыгодной и основана на согласии и доверии

В модель краудсорсинга включены организация, методология, грамотный персонал, ориентированный на то, чтобы решить задачи развития в соответствии с имеющимися в наличии условиями.

Краудсорсинг призван решать задачи, которые связаны между собой:

- аккумуляция и переработка информации, конструктивных идей;

- сбор предложений, касающихся проектов документов;

- привлечение независимых экспертов.

Существует несколько видов краудсорсинга:

- пассивный (односторонний, только принимает) и активный (ведение диалога);

- внутренний (ограничен отдельной организацией либо экспертным сообществом) и внешний (ничем не ограничен);

- традиционный (выбор одной идеи из множества) и интеллектуальный (поиск многих идей, основанный на совместном отборе).

Можно назвать основной принцип рассматриваемого явления. Он заключается в том, что группа обладает большими знаниями, чем отдельно взятый человек, но искусство в том, чтобы организовать соответствующие условия. Смысл его не сводится к обсуждению на форумах предложений, идей, проектов. Это хорошо организованная и методически выстроенная система работы организации с энергичными людьми, выгодная обеим сторонам.

Положительные и отрицательные стороны краудсорсинга представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1 – Достоинства и несовершенства краудсорсинга

Достоинства Несовершенства
Снижение затрат Могут возникнуть сомнения в том, что работа выполнена качественно
Возможности привлечения многих людей, имеющих интерес к проблеме, для ее решения Трудно запланировать время, требуемое для решения проблемы
Возможность воспользоваться знаниями профессионалов Нужно затратить усилия, чтобы привлечь внимание людей, которые готовы выполнить задачу
Возможность удаленной работы Можно применять только для небольшого круга задач

 

Выделяют несколько видов краудсорсинга.

1. С учетом привлечения участников:

- массовый - максимальное число людей. Принимающих участие в проекте;

- открытый – приглашаются отдельные целевые группы при неограниченном доступе других лиц; для нужного эффекта необходимо участие конкретного числа представителей целевой группы, зависит от того, насколько сложна тема;

- закрытый;

2. По аудитории

- внутренний;

- внешний.

3. По содержанию и длительности:

- постоянный – несколько проектов одного направления, которые открыты 2-3 месяца;

- целевой – разовые проекты на 2-3 месяца, друг от друга не зависят.

Типы краудсорсинга по признакам классификации представлены на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 Типы краудсорсинга [39, с.144].

 

Можно заключить, что инициатива краудсорсинга как коллективной работы исходит либо от организации, либо от какого-либо лица,  самопроизвольно не возникает.

Приглашение принять участие в инициативе происходит в открытой форме, обращенной к онлайн-сообществу, все, по желанию, могут приглашение принять.

Работа на основе краудсорсинга выгодна организации, поскольку она решит задачу, перед ней поставленную. Выгоду получают и исполнители в виде морального удовлетворения, а также внешней мотивации.

В заключительной части данного параграфа следует привести рабочее определение понятия «краудсорсинг в общедоступной библиотеке».

Под ним мы понимаем процесс привлечения пользователей к решению тех или иных проблем библиотечно-информационной деятельности; передачу библиотекой своих определённых функций пользователям; использование интеллектуального, творческого потенциала членов местного сообщества для решения конкретных задач.

Справедливо также говорить о том, что краудсорсинг является методом, т. е. способом решения производственных задач в организации деятельности общедоступных библиотек.

Для уточнения содержания рассматриваемого понятия необходимо дифференцировать краудсорисинг и волонтёрство или добровольчество.

Под волонтёрством понимают благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, т. е. добровольческую деятельность.

Анализ вышеприведённых определений показывает, что волонтёрство является результатом краудсорсинга.

Осознавая потребность в помощи, понимая, что для решения той или иной проблемы кадровый потенциал оказывается недостаточным, общедоступная библиотека осуществляет привлечение волонтёров. Процесс выявления, отбора, вербовки и подготовки добровольцев по сути своей и является краудсорсингом. Он направлен на решение той или иной задачи, стоящей перед библиотекой, посредством добровольческой деятельности пользователей и членов местного сообщества.       

  


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: