Принципы краудсорсинга в общедоступных библиотеках

Внедрение краудсорсинга в библиотеках может быть основано на принципах социального партнерства. Создание отношений партнерства, как внутри библиотеки, так и во внешней среде – сейчас важное условие развития библиотек.

Т. Пирсон выделил принципы социального партнерства. Таблица 1 содержит их формулировки применительно к работе библиотек.

 Таблица 1. Принципы социального партнерства

Принципы Действия библиотеки
Активность Приглашение к совместной работе при выгоде для всех сторон
Взаимное проникновение При сотрудничестве с партнерами воздействует на них, получает обратную связь.
Социкультурный баланс Стабильно развивается в социуме, благодаря тому, что обеспечивает равновесие, удовлетворяя интересы и потребности всех сторон.
Принцип процессов Предопределение всех процессов, которые осуществляются в пределах действия партнерства.

 

Готовность и открытость библиотеки к сотрудничеству и отношениям партнерства – это уже начало успеха. Для библиотек это новый вид сотрудничества с различными представителями социума – организациями, учреждениями, гражданами. Краудсорсинговое сотрудничество призвано воплотить интересы всех сторон. Библиотека при этом получает еще и общественное признание, открывающее новые возможности. Очень важно для библиотек развивать коммуникации по горизонтали и по вертикали с учреждениями в других регионах, в том числе и с библиотеками других регионов. Это также может способствовать развитию связей на основе краудсорсинга. Итогом может явиться появление новых проектов, свежих идей. Наглядным примером такого сотрудничества является работа Молодежного совета библиотек Омска, уже в течение десятилетия привлекающего к участию в своих проектах медиков, банкиров, производственников. При сотрудничестве с объединениями молодежи происходит обмен свежими молодежными идеями.

Привлекая организации, учреждения, граждан к коллективной работе, решая необходимые вопросы сообща, библиотеки получают ценные информационные ресурсы из внешней среды. Так, Центральная районная библиотека им. И. П. Мордвинова г. Тихвина уже в течение почти двадцати лет проводит конкурс литературного творчества «Арсис» в нескольких номинациях: художественная литература, поэзия, публицистика, эссе. Жители и гости города при этом реализуют свои творческие способности, библиотека получает ценный краеведческий материал в виде литературных произведений местных авторов и серьезных исследовательских работ по истории края. Так внешние ресурсы перетекают во внутренние. Привлечение помощи со стороны на условиях взаимной выгоды – важная сторона маркетинговой политики, которую должны осуществлять библиотеки.

За последние десятилетия активными участниками социального партнерства становиться учреждения культуры. Социальное партнерство, предполагает как многостороннее взаимодействие с государственной властью, некоммерческими и коммерческими учреждениями и организациями, общественными объединениями и средствами массовой информации.

Смысл социального партнерства сегодня – это взаимовыгодное взаимодействие в рамках общественного треугольника, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему [19, с. 103].

Социальное партнерство фактически пронизывает все сферы общественной жизни. В каждой отдельной сфере понятие «социальное партнерство» трактуется в разных контекстах, в зависимости от вида деятельности данной сферы.

Система социального партнерства в библиотеках – комплекс многовариантных отношений между субъектами партнерства, целью которых является обеспечение: ресурсное, организационное, интеллектуальное – максимального удовлетворения социокультурных потребностей муниципального сообщества [47, с. 95]. Акцент с социально-экономических, трудовых вопросов смещается в сторону некоммерческого партнерства, социального диалога. Служит целью создания оптимальных условий для реализации главной Миссии публичной библиотеки.

Круг партнёров современной библиотеки достаточно широк. Взаимодействие с ними можно охарактеризовать как некоммерческое партнерство, социальный диалог, корпоративные многосторонние контакты, цель которых – создание оптимальных условий для реализации главной Миссии публичной библиотеки – способствовать духовному воспроизводству личности, которое осуществляется посредством культуротворческой, информационно-аналитической, просветительской, воспитательной деятельности [42, с. 2].

Отправным документом, провозгласившим идеи социального партнерства во всем мире, является Декларация «О целях и задачах Международной организации труда (МОТ)» (Филадельфия, 1944 год). Основополагающий принцип этого документа: «…все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовного развития в условии свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей». Данный принцип соответствует основным функциям библиотеки, поэтому ее правомерно рассматривать в качестве потенциального субъекта партнерских отношений [46, с. 67].

Федеральный уровень законодательства, регулирующий процесс социального партнерства. В Конституции РФ (ст. 29, 43, 44) провозглашаются принципы социального партнерства, определены направления сотрудничества в области культуры. Формы, методы, механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе прописаны в Федеральном законе РФ «О коллективных договорах и соглашениях» (1992). В профильный Закон РФ «О библиотечном деле» введена глава «Организация взаимодействия библиотек». О необходимости взаимодействия библиотек с различными общественными организациями, активного сотрудничества с органами местной власти, средствами массовой информации, налаживание деловых и творческих контактов с деятелями культуры, искусства, представителями бизнеса. Библиотеки обязаны реагировать на происходящие социальные изменения – все это зафиксировано в Модельном стандарте в пункте № 1.4. деятельность публичной библиотеки (2001).

Правовой механизм социального партнерства организуется в конкретной библиотеке, базируется на разработке и внедрении локальных нормативных договорах и соглашений, которые показывают индивидуальность ее деятельности. Локальные нормативные акты – устав, положение, правила, должностные инструкции.

Локальные нормативные акты, нормативные договоры и соглашения играют исключительно важную роль как инструменты правового регулирования социального партнерства библиотек. Они способствуют организации и управлению, создают условия для рационализации юридической деятельности и оптимизации процесса правового упорядочения библиотечных правоотношений.

Они имеют разное содержание в зависимости от целей и предмета отношений:

- о предоставлении библиотечных и информационных услуг.

- об организации библиотечного обслуживания.

- об использовании или реализации (в том числе совместной) продукции (издательской, информационной, библиографической).

- об исключительном праве.

- о передаче материальных ресурсов и полномочий.

- о творческом сотрудничестве (обмен опытом, специалистами, интеллектуальной собственностью).

Последний пункт  в рамках настоящего исследования представляет наибольший интерес.

Основные положения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (6октября 2003 г., № 131-ФЗ), устанавливает правовые, территориальные, организационные и экономические нормы функционирования местного самоуправления в РФ, в полном объёме вступил в силу с 1 января 2009 года.

С принятием этого закона вектор задач муниципальной библиотеки изменился в сторону формирования системы многоаспектного сотрудничества с органами власти и другими субъектами муниципальных образований с положения социального института. На основании данного закона библиотека стала расцениваться как активный субъект.

Таким образом, принципы социального партнерства, законодательство, регулирующее данную сферу, определяют принципы краудсорсинга (рис. 2).

 

         
Модульность  
 

 

 


Рисунок 2. Принципы краудсорсинга

 

Теперь рассмотрим те возможности, которые имеются в библиотеках для реализации перечисленных выше принципов.

Принципы доступности и глобальности. Сейчас уже практически нет ни одной библиотеки, которая бы не имела своего представительства в сети в виде сайта, не была бы представлена в социальных сетях, где размещаются материалы, краеведческие издания, виртуальные книжные выставки.

Традиционную структуру библиотечных сайтов составляют пять блоков:

1. Общая информация о библиотеке (её история, структура, контингент обслуживаемых пользователей, перечень услуг или продукции предоставляемых локальным и удалённым пользователям);

2. Электронные каталоги (данные об имеющихся типах, объёме и уровнях доступа к электронным каталогам: доступного в локальной сети библиотеки, предоставленного в сети Интернет для удалённых пользователей, электронные каталоги отдельных видов изданий);

3. Базы данных библиотеки (доступные в режиме on-line, на CD-ROM и предоставление доступа к ним для различных категорий пользователей, локальные базы данных);

4. Обслуживание пользователей и обеспечение возможности взаимодействия с библиотекой: электронная доставка документов, дистанционное обучение удалённых пользователей: подготовка списков по запросам пользователей, выполнение библиографических запросов по электронной почте, виртуальная справочная служба (интерактивное выполнение справок), путеводитель по ресурсам (электронные адреса с гиперссылками на ресурсы других библиотек, позволяющими осуществить навигацию в сетевом пространстве);

5. Специализированное обслуживание (издательская деятельность библиотек, виртуальные центры деловой (правовой) информации, обучение, электронные публикации библиотек, электронные коллекции и прочее).

Таким образом, выход на целевые группы пользователей, которые могут быть заинтересованы в том или ином проекте, библиотеки имеют. Остается пожелать всем библиотечным ресурсам в сети интернет побольше интерактивности, наличия технологий обратной связи (форумы, блоги, опросы). Это дает возможность обсудить проблемы, получить свежие идеи от пользователей, посмотреть на свою работу со стороны.

Для реализации целей краудсорсинга очень полезно будет размещение на сайте деловых предложений библиотеки (предложение к сотрудничеству всех заинтересованных лиц).

Принцип открытости. Реализуя данный принцип, библиотека должна организовать такую среду, которая бы максимально располагала к общению и сотрудничеству в рамках краудсорсинга. Первым шагом должна стать хорошо продуманная коммуникативная политика, где можно использовать все виды коммуникаций.

А. В. Соколов выделяет следующие элементы социальной коммуникации:

- донор - тот, кто передает сообщение;

- реципиент - тот, кто получает сообщение;

- канал - то, как сообщение передается;

- смысл представляемого сообщения;

- код, или правила языка передаваемой информации;

- смысловой контекст передаваемых сведений [Приводится по 30].

Согласно теории социальных коммуникаций, элементы делят на вербальные и невербальные. Вербальная коммуникация - это устные и письменные сообщения, где в качестве знаковой системы выступает человеческая речь. Невербальная коммуникация - передача сообщения без использования слов (посредством жестов, мимики или пространства) - самая старая и основная форма коммуникации.

Социальные коммуникации делятся также на формальные (документальные) и неформальные (межличностные) [30]. Неформальные коммуникации устанавливаются непосредственно между донором и реципиентом путем личных контактов. Для установления краудсорсинговых связей очень важны неформальные контакты, которые помогают выявить интересы пользователей, установить контакты, дать толчок для взаимодействия по актуальным вопросам.

Развитие средств информации и коммуникации; возросшая потребность в профессиональном общении; потребность в обмене научной и практической информацией; понимание необходимости научного сотрудничества; расширяющийся круг профессиональных контактов, - всё это вызывает повышение роли специалиста в профессиональных коммуникациях. Профессиональная коммуникация, осуществляется специально подготовленными людьми и, как правило, имеет цель.

Целью профессиональной коммуникации является организация, регулирование, оптимизация профессиональной, научной, коммерческой или иной деятельности. Данный вид коммуникации даёт возможность реализовать такой принцип краудсорсинга, как принцип компетенции – участие в проектах знающих людей, представляющих то или иное профессиональное сообщество. Необходимость соблюдения данного принципа вызвана стремлением к более высоким результатам по проекту.

Маркетинговые коммуникации (продвижение, коммуникации-микс) – это процесс передачи обращения от производителя к потребителям с целью представить товар или услуги компании в привлекательном для целевых групп свете.

Частью маркетинговых коммуникаций является PR-деятельность. В.В. Брежнева отмечает такие цели Public Relations в библиотеках, как завоевание лидерства по качеству продукции и по объёму реализации, формирование спроса на новый вид информационной продукции, оживление интереса к услугам, традиционно представляемой библиотекой или информационной службой.

Несмотря на то, что для общения с каждой целевой аудиторией, избираются характерные цели и средства PR-воздействия, существуют общие правила коммуникации:

· любому обращению соответствует изучение настроя и осведомлённости аудитории о деятельности библиотеки.

· общение ведётся в сфере интересов и компетентности партнёров.

· коммуникацию всегда стараются установить на долгий срок.

· передаётся достоверная и объективная информация, подтверждённая работой.

Установленная при помощи связей с общественностью коммуникация будет способствовать созданию контактов с заинтересованными лицами, готовыми сотрудничать с библиотеками в рамках краудсорсинга. Используя социальные медиа для целей PR, можно эффективно и целенаправленно воздействовать на потребителя. Для этого можно использовать механизмы сбора информации о пользователях: стимулировать их указывать дополнительные сведении о себе, своих интересах, предпочтениях и хобби. Обработав эту информацию, можно предлагать людям именно тот вид деятельности, который их интересует, является способом их самореализации. Такой подход будет мотивировать людей и стимулировать к их сотрудничеству.

Эффективность работы через социальные медиа нужно постоянно контролировать. Важно следить за тем, как был воспринят материал, в случае негативного восприятия нужно принимать меры, направленные на правильное понимание события. Для поддержания интереса к проекту или услуге можно создавать информационные поводы и реализовывать различные события в виртуальном и реальном пространстве.

Наконец, еще один принцип краудсорсинга – это добровольное участие. Как показывает опыт, среди тех, кто пользуется библиотекой, а также тех, кто отказался от ее услуг, очень много талантливых и увлеченных людей, которым негде самореализовываться. Библиотека, предоставив такую площадку, получает выгоду в виде притока читателей, дополнительных информационных ресурсов, общественного признания. Все это в конечном итоге способствует выполнению миссии и повышению имиджа библиотек.

Охарактеризовав общие принципы краудсорсинга, следует перейти к формулировке специфических принципов краудсорсинга в общедоступных библиотеках, которые будут служить правилами или рекомендательными положениями для библиотечных специалистов.

Изучив различные источники, мы пришли к выводу, что общедоступная библиотека, понимая, что для решения той или иной проблемы её кадровый потенциал оказывается недостаточным, осознавая потребность в помощи со стороны пользователей или членов местного сообщества, может прибегнуть к краудсорсингу.

Для эффективного выявления, отбора, вербовки и подготовки добровольцев библиотекарям рекомендуется соблюдать следующие принципы:

- Принцип осведомлённости о способностях, ценностных ориентациях и резерве свободного времени у пользователей библиотеки.

Соблюдение данного принципа позволит библиотечным специалистам сформировать базу данных потенциальных волонтёров, привлекаемых для решения производственных задач библиотеки. Вышеуказанный принцип связан со следующим положением.

- Принцип неформального общения с пользователями.

Неформальное общение предполагает наличие своеобразной связи с каждым пользователем, наполнение коммуникации личными смыслами. В рамках библиотечно-информационного обслуживания оно далеко не всегда бывает уместным. Однако без неофициальных контактов мы не сможем узнать об увлечениях пользователей, их мечтах, аксиологических установках и личностных достижениях.

- Принцип субъект-субъектного взаимодействия с пользователями.

Данный принцип не является специфическим, т. к. он широко применяется в современной педагогике и других сферах деятельности. Однако его значение столь велико для развития краудсорсинга, что мы решили ввести его в число сформулированных нами принципов.

Субъект-субъектное взаимодействие предполагает паритетное участие библиотекарей и пользователей в планировании и осуществлении совместной деятельности.

При соблюдении рассматриваемого принципа общение происходит «по горизонтали». Библиотекарь не доминирует над пользователем, не позиционирует себя в качестве просветителя, т. е. субъекта, активно воздействующего на пассивный объект. Просвещая, библиотечный специалист воспринимает читателя как партнёра, а не как личность, нуждающуюся в «формовке».

- Принцип максимального учёта пожеланий волонтёра.

Привлекая добровольцев к решению производственных библиотечных задач, библиотекарь должен создавать им комфортные условия. Необходимо учитывать график работы волонтёров, их требования к материально-технической базе, объёму работ. Не следует слишком загружать пользователей. Наряду с этим рекомендуется полностью удовлетворять их потребности в той или иной деятельности, давать возможность пользователям довести работу до конца.

- Принцип адекватного продвижения результатов деятельности волонтёров.

Данный принцип является частным проявлением принципа максимального учёта пожеланий волонтёров. В то же время их можно дифференцировать, поскольку само по себе продвижение достижений библиотечных добровольцев носит принципиальный характер.

Мероприятия, проведённые в библиотеке пользователями -добровольцами, следует активно освещать в средствах массовой информации. Однако, готовя пост-релизы, необходимо учитывать их мнение. Далеко не все люди положительно относятся к огласке.

Раскрывая принцип адекватного продвижения результатов деятельности волонтёров, мы сформулировали следующие рекомендации:

- Сотрудничество со средствами массовой информации, требует качественной подачи фото- и видеоматериала, т. к. каждая фотография, каждый отснятый видеоматериал является «лицом» библиотеки. В связи с этим рекомендуется купить полупрофессиональную или профессиональную фото-, видеотехнику (в зависимости от бюджета);

- В библиотеке должны быть сотрудники, которые умеют владеть этой техникой, в связи с этим, необходимо отправить 1-2 сотрудников на курсы фотографии, а также видеосъемки и монтажа;

- Необходимо создание различных каналов коммуникации: Instagram, Facebook и др. Под каждое направление, может быть создана группа в социальной сети «ВКонтакте», что позволит объединить людей по интересам, например, если библиотека занимается краеведением, то должна быть группа, посвящённая истории края и т. д.;

- После каждого лекционного или иного культурно-просветительского мероприятия, проведённого волонтёрами, в сети следует размещать видеозаписи прошедших акций;

- Каждый сотрудник библиотеки должен уметь работать на камеру, вести диалог с представителями телевизионных компаний. Для этого сотрудникам библиотек необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе, включающей модуль «Актёрское мастерство».

Соблюдение вышеперечисленных принципов и разработанных на их основе рекомендаций будет служить фактором совершенствования деятельности общедоступных библиотек, организуемой посредством краудсорсинга.

Завершая первую главу, необходимо указать на то, что в процессе написания данной части выпускной квалификационной работы было уточнено содержание понятия «краудсорсинг», представлена характеристика краудсорсинга как метода решения задач в организации деятельности общедоступных библиотек, сформулированы принципы краудсорсинга в общедоступных библиотеках.

Во второй главе рассматривается опыт применения краудсорсинга в Централизованной библиотечной системе Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеке.

    

   


 

Глава 2. Опыт применения краудсорсинга в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области 2.1. Общая характеристика Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеки Централизованная библиотечная система Приморского района Санкт-Петербурга была образована в результате объединения шести общедоступных библиотек. В ноябре 2005 года был утверждён Устав и Постановлением Правительства Санкт-Петербурга учреждена ЦБС Приморского района. В настоящее время в состав централизованной библиотечной системы входят 13 библиотек. Девять из них осуществляют обслуживание взрослого населения. Две из них находятся в посёлках Лисий Нос и Ольгино. В состав ЦБС входит юношеская библиотека. В четырёх библиотеках системы созданы структурные подразделения, обслуживающие детей.     Библиотечный фонд ЦБС составляет около 600 тыс. единиц. Библиотеку посещают 51 тыс. читателей. Характеризуя культурно-досуговую, просветительскую работу ЦБС, следует указать на то, что в библиотеках системы происходят: - активная выставочная работа; - организация различных встреч творческого характера; - проведение литературно-музыкальных вечеров; - консультации юристов; - работа со старшим поколением: занятия по повышению их компьютерной грамотности; - доставка книг инвалидам на дом; - обзоры библиографические; - библиотечные уроки; - работа клубов по интересам. Читатели библиотек имеют возможность бесплатно пользоваться не только документами на бумажном носителе, но и ресурсами ЭБС, полнотекстовыми базами данных правовой системы «Консультант». Библиотеками системы предоставляется доступ к электронным ресурсам: · ЛитРесс – библиотека электронных книг. Она включает книги не только по художественной литературе, но и книги по деловой тематике, а также для образования. Благодаря данному ресурсу, читатели имеют возможность познакомиться с книгой быстрее, нежели ее получит библиотека; · Университетская библиотека on-line, в которую входит большая база учебников, пособий, монографий, периодики, различных справочных изданий, материалов аудиовизуального характера, отраслевых изданий, художественной литературы; · База «East View» универсального содержания. Представляет собой архив полных текстов отечественной периодики на самые разные темы по всем отраслям знаний, в том числе по библиотечному делу и информационному обслуживанию; · Библиотека ИД «Гребенников». В неё входят статьи из экономических журналов. База включает более трех десятков журналов, содержание которых посвящено маркетингу, рекламе, продажам, логистике, кадровой работе; · Электронная библиотека Корпоративной системы общедоступных библиотек города; · Национальная электронная библиотека. Помимо всего перечисленного, библиотеки системы предлагают следующие услуги: - помощь в виде консультации при поиске документов, при оформлении библиографического списка, по поиску в электронном каталоге; - подбор литературы по конкретным темам; - поиск сведений по интересующим вопросам; - рекомендательные списки по темам, подборки полных текстов; - выполнение справок; - электронная доставка документов. В библиотеке посёлка «Ольгино» работает краеведческий клуб «Родная земля: Лахта и Ольгино». Клуб занимается разысканием краеведческих материалов, документов, хранящихся в архивах. Старожилы Лахты и Ольгина делятся своими воспоминаниями о том укладе, который был традиционным для посёлков, нравах проживавших здесь ранее людей. Сотрудники библиотеки постоянно проводят беседы о современном состоянии населённых пунктов. Библиотека, расположенная в Коломягах, оснащена самой современной мебелью и техникой. Филиал специализируется на семейном чтении. Здесь можно принять участие в просветительских беседах, послушать лекцию, побыть гостем на литературно-музыкальном вечере. Читатели, по желанию, могут ответить на вопросы викторины, стать участниками конкурсов. В библиотеке проходят выставки, наполнение которых отличается разнообразием: фото, рисунки детей, работы художников, произведения прикладного творчества. Партнёрами библиотеки являются газета «Коломяжские вести», КЦСОН района. Коллектив библиотеки сотрудничают с образовательными организациями района, изобразительной студией «Золотая палитра», мастер-центром «Эксклюзив». Интересны и своеобразны также мероприятия библиотеки № 1, посетив которую, пользователь может стать гостем детского лектория «Ваша книга». Можно посмотреть интересные спектакли, подготовленные детской литературно-музыкальной театральной студией «Озорная гамма». Весёлые представления устраивает в библиотеке кукольный театр Н. Л. Соломахиной. В библиотеке работают различные клубы и объединения, например, «Бабушки в сети», «Невская лира», «Университет пожилых». Объединение «Невская лира» имеет литературную направленность, приглашает к сотрудничеству людей творческого склада, которые готовы и дальше совершенствоваться в этом направлении. Здесь можно принять участие в обсуждении насущных проблем современной литературы. В рамках объединения можно научиться правильно оценивать собственное творчество и творчество других. Театральная студия «Резонанс» объединяет молодежь и более зрелое поколение. Общим для них является интерес к искусству театра. Силами участников готовятся спектакли, концерты, в том числе и на базе библиотеки № 1. Клуб «Оптимист» объединяет людей среднего и пожилого возраста, которые, собираясь в клубе, принимают участие в беседах на философские, психологические, медицинские, социологические темы, празднуют юбилеи, отмечают праздники. Для участников клуба проводятся встречи с различными специалистами. В Центре правовой информации Центральной районной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина и в библиотеке № 1 при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики с открыты «Уголки мигранта». В уголках имеются буклеты, содержащие адреса и телефоны, необходимые мигрантам, в том числе и по вопросам правового сопровождения, устройства на работу. Муниципальное казённое учреждение «Отрадненская городская библиотека» находится в городе Отрадное Кировского района Ленинградской области. Библиотека в Отрадном - это информационная, культурная, просветительская организация, которая в своей работе ориентируется на то, чтобы удовлетворять и развивать читательские, досуговые потребности  местных жителей; способствовать становлению у детей и взрослых познавательного интереса и ценностного отношения к истории города Отрадное и Кировского района Ленинградской области. Обслуживание пользователей основано на теории читательского развития и концепции «Библиотека – третье место». Суть концепции заключается в том, что общедоступная муниципальная библиотека становится открытым пространством для общения, деловых коммуникаций населения, является одним из факторов построения местного сообщества. В качестве отличительных черт деятельности Отрадненской городской библиотеки можно отметить непрерывно растущий круг социальных партнёров. Активно развивая краеведческую, выставочную, экскурсионную, научно-методическую работу, библиотека не просто продолжает, а выводит на новый уровень развития сотрудничество с библиотечно-информационным факультетом Санкт-Петербургского государственного института культуры. Приведем только несколько примеров подобного сотрудничества. В текущем году библиотека принимала у себя в гостях участников VII Международной научно-практической конференции «Сахаровские чтения – 2019», которую организуют заведующий и преподаватели кафедры библиотековедения и теории чтения БИФ СПбГИК. Семинар библиотечных специалистов Кировского района также проходил на территории библиотеки. Библиотека города Отрадное предоставляет будущим библиотекарям возможность проводить исследования. Так в текущем учебном году старший научный сотрудник библиотеки осуществлял руководство выпускными квалификационными работами бакалавров по разнообразным темам, касающимся адаптации, обучения и повышения квалификации сотрудников библиотеки, планировки и оформления экспозиции муниципальной библиотеки». Студентов интересовали такие исследования, как возможности внедрения краудсорсинга, а также продвижение футуристического наследия в общедоступных библиотеках. Библиотека развивает отношения социального партнёрства с другими учреждениями, организациями, центрами. Среди них можно отметить Администрацию города, областную универсальную научную библиотеку, культурный центр «Фортуна», женский клуб «Ивушки», Центр внешкольной работы. Библиотека взаимодействует с образовательными учреждениями, как с  дошкольными, так и и средними общеобразовательными школами, Техникумом водного транспорта. Межрайонная организация Всероссийского общества слепых, театр-музей-макет «Петровская Акватория», библиотечное общество Санкт-Петербурга, ЦГПБ им. В. В. Маяковского, Ленинградская областная детская библиотека, Российская государственная библиотека для слепых и слабовидящих – в числе партнеров библиотеки. Библиотека г. Отрадное активно работает с газетами «Отрадное – вчера, сегодня, завтра», «Ладога». Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МО «Город Отрадное» также является социальным партнером библиотеки В октябре 2019 года в Отрадненской библиотеке началась реализация проекта «Приказано помнить», посвящённого 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Разработчиком комплекса проектных мероприятий является публицист, член Русского географического общества, Почётный донор России и Санкт-Петербурга, член Петербургского библиотечного общества, боец поискового отряда «Богатырь» Н. А. Белавинский. С октября по декабрь 2019 года им были прочитаны лекции: - «Героическая Брянщина»; - «Судьба человека в документах из домашнего архива»; - «Забыть – значит предать». Лекционный цикл «Приказано помнить» продолжится в 2020 году. По направлению краеведческой работы библиотеки можно выделить три просветительских программы краеведческой направленности, адресованных дошкольникам и школьникам: 1. «Край, в котором мы живём»; 2. «С чего начинается родина»; 3. «Проведение краеведческого исследования». Последняя программа применяется в индивидуальном библиотечно-информационном обслуживании. Её осваивают подростки. В библиотеке действует добровольное объединение «Клуб любителей истории Отрадного «КЛИО», созданное по решению директора МКУ «Отрадненская городская библиотека» и согласованию с администрацией МО «Город Отрадное». Общество осуществляет свою деятельность на территории г. Отрадное. Клуб не является юридическим лицом, ежегодно планирует свою работу в соответствии с планом работы МКУ «Отрадненская городская библиотека», один раз в год предоставляет отчёт о своей деятельности директору библиотеки. Деятельность Клуба направлена на достижение следующих целей: - объединение жителей города, для их совместной деятельности по изучению истории родного города; - осуществление просветительской, исследовательской и образовательной деятельности; - распространение и пропаганда идей любви к родному краю, сохранение памятников культуры, расположенных на территории г. Отрадное. Основной задачей «КЛИО» стала разработка карты «Кирпичные заводы Шлиссельбургского уезда и на реке Ижоре». Решению данной задачи были посвящены три заседания. Презентация карты состоялась 26 октября 2019 года в краеведческом отделе Отрадненской городской библиотеки. В библиотеке проходят ежегодные Краеведческие чтения. В чтениях принимают участие студенты Библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного института культуры, Санкт-Петербургского техникума библиотечных и информационных технологий, Техникума водного транспорта, учащиеся Отрадненских средних общеобразовательных школ №2 и №3, члены детского объединения «Наш друг – театр» Центра внешкольной работы г. Отрадное, сотрудники Отрадненской городской библиотеки. В 2019 году вниманию участников чтений были предложены доклады и сообщения по темам: - «Крепость «Орешек» и её роль в битве за Ленинград»; - «Семья Мартьяновых в годы Великой Отечественной войны»; - «Тема подвига героев Ивановского «пятачка» в песенно-поэтическом творчестве»; - «Судьбы из военной шкатулки»; - «Мой прадед в годы Великой Отечественной войны» и др. Важной составляющей Краеведческих чтений являются выступления юных артистов, занимающихся театральным творчеством под руководством педагога дополнительного образования С. В. Пекариной. Воспитанники Центра внешкольной работы декламируют стихи и исполняют песни. Ежегодно 22 августа в библиотеке проходит День Памяти начала Усть-Тосненской наступательной операции. Традиционной для библиотеки является просветительская работа, направленная на формирование у детей и взрослых знаний о памятниках природы регионального значения. Примером охраняемого государством природного объекта служит каньонообразный участок долины реки Лавы у деревни Городище. Данный памятник находится на территории Кировского района Ленинградской области. В Отрадненской библиотеке для взрослой аудитории проводятся виртуальные экскурсии по каньону реки Лавы. Завершая общую характеристику Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеки, необходимо отметить, что данные организации ориентируются в своей деятельности на информационные, познавательные, читательские, культурные, досуговые, коммуникативные потребности членов местного сообщества. Библиотекари ЦБС Приморского района и Отрадненской библиотеки разрабатывают, продвигают и оказывают пользователям разнообразные услуги, ведут активную просветительскую работу и проводят различные досуговые мероприятия.   2.2. Задачи, решаемые специалистами Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеки посредством краудсорсинга В силу многих обстоятельств библиотекарям приходится обращаться за помощью к пользователям. Обычно в подобных ситуациях предпочтение отдаётся людям, которые охотно делятся своими знаниями и умениями в библиотечных пространствах. Перечислим обстоятельства, которые становятся детерминантами применения краудсорсинга: - Ограничения, вызванные «жёсткой» дорожной картой, чёткими планами, ограничивающими варьирование тем для проведения мероприятий. В отдельных случаях сотрудники библиотек, следуют только указаниям руководства, при этом спонтанные инициативы библиотекарей не приветствуются. - Отсутствие у многих сотрудников библиотек навыков исследовательской работы, что мешает проводить исследования о родном крае, ветеранах Великой Отечественной войны. - Отсутствие личностного восприятия той темы, по которой проводятся запланированные мероприятия. - Отсутствие навыков обращения с фото и видеотехникой, которые необходимы для создания качественного контента, выходящего за пределы библиотеки. Все эти недочёты в определённой мере сказываются как реноме библиотеки, сотрудников библиотеки. Недочёты видят сами сотрудники библиотек, они также понимают, что возникающие лакуны необходимо заполнять. Краудсорсинг позволяет решать эти задачи. Проведём сравнительный анализ работы Централизованной Библиотечной Системы Приморского района города Санкт-Петербурга, в структуру которой входит библиотека №7, и Отрадненской городской библиотеки Ленинградской области. Уже не первый год сотрудники библиотек Приморского района приглашают на свои площадки Юрия Иосифовича Пейсаховича – одного из ликвидаторов Чернобыльской Аварии, члена Совета Региональной общественной организации «Союз Чернобыльцов Приморского района» Санкт-Петербурга. Библиотечные специалисты очень чётко осознают, как важно приглашать для проведения мероприятий людей, которые были свидетелями, участниками тех или иных исторических событий. Юрий Иосифович каждый год, в апреле проводит встречи в библиотеках Приморского района, посвященные этой трагедии. Еще один пример, который хотелось бы привести, это лекции, посвященные острову Валаам, которые читает Николай Алексеевич Белавинский – член Петербургского библиотечного общества, член Русского географического общества. Эти лекции основаны на эмпирическом опыте, т. к. Н. А. Белавинский почти 20 лет ездит на этот остров трудиться, а также проживает с братией монастыря, знает о многих вещах со слов насельников монастыря, сам был очевидцем того, как монастырь преобразовывался, пишет о нём в средствах массовой информации. Информация, создаваемая автором в результате приобретения уникального опыта, обычно вызывает интерес у пользователей, приходящих в библиотеку. Подобные лекции, всегда сопровождаются новым фоторядом, который интересен слушателям. Таким образом, ни одна встреча не бывает похожа на предыдущую. Пристального внимания заслуживает работа краеведческого отдела Отрадненской городской библиотеки, заведующей которого является Лилия Алексеевна Федотова. В библиотеке находятся три экспозиционных зала: · Зал боевой Славы, доминантой которого является макет Ивановского Пятачка; · Екатерининский зал, в котором представлены предметы, связанные с эпохой правления императрицы Екатерины Второй: макет Пеллинской почтовой станции, старинная фарфоровая ваза и соответствующая этим экспонатам мебель;   · Зал с историко-краеведческой экспозицией «Солдаты старых стен», в которой выставлена продукция кирпичных заводов Шлиссельбургского уезда Санкт-Петербургской губернии, расположенных по берегам рек Невского бассейна. Необходимо отметить, что в результате краудсорсинговых мероприятий в библиотеку были привлечены брикофилисты – коллекционеры старинных кирпичей с клеймами. Они оказали библиотекарям существенную помощь в создании кирпичной экспозиции. Содействие заключалось в: атрибуции кирпичей с клеймами; изучении истории заводов, на которых были изготовлены кирпичи; консультировании библиотекарей по данным вопросам. В библиотеке регулярно проходят заседания знатоков истории кирпичного дела. В конце 2019 года прошла презентация карты «Кирпичные заводы в Шлиссельбургском уезде и на реке Ижоре», составителем которой был местный краевед Сергей Александрович Худяков. Выходу в свет карты, предшествовали дискуссии коллекционеров старинных кирпичей. Жители города Отрадное гордятся историей своего края, а также библиотекой, которая трепетно хранит различные артефакты. Существенную роль в этом играют члены местного сообщества. Весной 2020 года в Отрадненской городской библиотеке открылась выставка «Первые жители земли», которую организовал Юрий Сергеевич Кузьмичев – коллекционер, житель города Отрадное. На выставке представлены уникальные экспонаты второго периода палеозойской эры, получившего название «ордовик». Все представленные экспонаты входят в личную коллекцию Юрия Сергеевича. К году Памяти и Славы были разработаны два проекта: «Дорогами Памяти», который начался в сентябре 2019 г. в библиотеке №7 Приморского района и «Приказано Помнить», который проходил с октября 2019 г. в Отрадненской городской библиотеке. Проекты, объединённые одной идеей – передача и сохранение исторической памяти. Автор того и другого проекта – Николай Белавинский, руководителями проекта стали Наталья Викторовна Воробьева – заведующая библиотекой №7 и Юлия Федоровна Андреева – директор Отрадненской городской библиотеки. Два проекта включают в себя цикл лекций, связанных с Великой Отечественной войной. На встречах со слушателями предоставлялись документы и награды из семейного архива, телерепортажи, фотографии военного времени. Также были показаны каналы и способы трансляции исторической памяти. К их числу принадлежат: работа с библиотеками, школами, анализ электронных ресурсов, взаимодействие со средствами массовой информации, фотовыставки, работа поисковых отрядов, участие в городских и муниципальных мероприятиях. Кроме этого, для информационного сопровождения была создана группа Вконтакте «Проекты: «Дорогами памяти», «Приказано помнить». В группе публиковались статьи о проектах, которые выходили в периодических изданиях, на электронных ресурсах, комментарии, отзывы, которые приходят по электронной почте, пресс и пострелизы. Группа начала свою работу 3 сентября 2019 года. Она насчитывает на сегодняшний день 6876 участников. Общее количество материалов о проектах в периодических изданиях составляет 83745 экземпляров. Общее число участников двух проектов достигло 400 человек. В марте этого года в связи с форс-мажорными обстоятельствами (COVID-19), библиотеки были закрыты для проведения мероприятий, поэтому реализация проектов была временно приостановлена, до момента, когда выйдет постановление Правительства Санкт-Петербурга и Ленинградской области, позволяющее продолжить реализацию проектов. Таким образом, краудсорсинг позволяет сотрудникам библиотек, расширять рамки деятельности посредством привлечения увлечённых людей, специалистов той или иной отрасли, людей сопричастных к историческим событиям. Основной мотивацией людей, которые откликаются на просьбы библиотек, служит внутреннее понимание того, что знание, которым обладает человек, необходимо передавать. Здесь очень схожи некоторые функции, которые выполняет библиотека: просветительская, исследовательская, мемориальная, и того человека которого приобщают сотрудники библиотек. Подтверждением востребованности краудсорсинга, служит одна из номинаций премии Екатерины Романовны Дашковой, которая называется «Сподвижник». Премия учреждена Петербургским библиотечным обществом, за личный творческий, интеллектуальный вклад, который вносит человек в развитие и деятельность библиотек. Таким образом, мы видим, что краудсорсинг получает развитие в библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Данный процесс не является инновационным, но нуждается в осмыслении и совершенствовании. Выводы о том, какими должны быть пути развития деятельности общедоступных библиотек, организуемой посредством краудсорсинга, представлены в заключении.  




Заключение

Цельвыполненной выпускной квалификационной работы заключалась в определении путей совершенствования деятельности общедоступных библиотек, организуемой посредством краудсорсинга.

Для достижения данной цели потребовалось решить следующие задачи:

1. Уточнить содержание понятия «краудсорсинг»;

2. Охарактеризовать краудсорсинг как метод решения задач в организации деятельности общедоступных библиотек;

3. Сформулировать принципы краудсорсинга в общедоступных библиотеках;

4. Изучить опыт применения краудсорсинга в общедоступных библиотеках Санкт-Петербурга и Ленинградской области;

5. Разработать рекомендации по совершенствованию деятельности общедоступных библиотек, организуемой посредством краудсорсинга;

6. Разработать и реализовать проекты в библиотеках Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеке.

В результате анализа источников было уточнено содержание ключевого понятия исследования и сформулировано рабочее определение.

Краудсорсинг в общедоступной библиотеке – это процесс привлечения пользователей к решению тех или иных проблем библиотечно-информационной деятельности; передача библиотекой своих определённых функций пользователям; использование интеллектуального, творческого потенциала членов местного сообщества для решения конкретных задач.

Для уточнения содержания рассматриваемой лексической единицы нами были дифференцированы понятия «краудсорисинг» и «волонтёрство» или «добровольчество».

Посредством анализа источников мы определили, что под волонтёрством понимают благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг, т. е. добровольческую деятельность.

Было установлено, что волонтёрство является результатом краудсорсинга, т. е. выявления, отбора, вербовки и подготовки добровольцев.

Исследование показало, что краудсорсинг в общедоступных библиотеках может применяться для решения следующих задач:

· совершенствование материально-технической базы библиотеки (выполнение ремонтных работ, наладка оборудования, перестановка мебели, разведение комнатных растений, разработка и реализация дизайн-проектов и др.);

· повышение качества культурно-просветительского обслуживания (проведение лекций, квестов, дискуссий, экскурсий и др.);

·  проведение маркетинговых исследований (анкетирование, интервьюирование, применение метода фокус-групп и др.);

· сбор краеведческих информационных ресурсов (описание прошлого края, семейных традиций, природных объектов);

· и др.

В ходе исследования были сформулированы принципы краудсорсинга в общедоступных библиотеках:

- Принцип осведомлённости о способностях, ценностных ориентациях и резерве свободного времени у пользователей библиотеки.

Соблюдение данного принципа позволит библиотечным специалистам сформировать базу данных потенциальных волонтёров, привлекаемых для решения производственных задач библиотеки.

- Принцип неформального общения с пользователями.

Неформальное общение предполагает наличие своеобразной связи с каждым пользователем, наполнение коммуникации личными смыслами. В рамках библиотечно-информационного обслуживания оно далеко не всегда бывает уместным. Однако без неофициальных контактов мы не сможем узнать об увлечениях пользователей, их мечтах, аксиологических установках и личностных достижениях.

- Принцип субъект-субъектного взаимодействия с пользователями.

Данное взаимодействие предполагает паритетное участие библиотекарей и пользователей в планировании и осуществлении совместной деятельности.

При соблюдении рассматриваемого принципа общение происходит «по горизонтали». Библиотекарь не доминирует над пользователем, не позиционирует себя в качестве просветителя, т. е. субъекта, активно воздействующего на пассивный объект. Просвещая, библиотечный специалист воспринимает читателя как партнёра, а не как личность, нуждающуюся в «формовке».

- Принцип максимального учёта пожеланий волонтёра.

Привлекая добровольцев к решению производственных библиотечных задач, библиотекарь должен создавать им комфортные условия. Необходимо учитывать график работы волонтёров, их требования к материально-технической базе, объёму работ. Не следует слишком загружать пользователей. Наряду с этим рекомендуется полностью удовлетворять их потребности в той или иной деятельности, давать возможность пользователям довести работу до конца.

- Принцип адекватного продвижения результатов деятельности волонтёров.

Мероприятия, проведённые в библиотеке пользователями -добровольцами, следует активно освещать в средствах массовой информации. Однако, готовя пост-релизы, необходимо учитывать мнение тех волонтёров, которые предпочитают не подвергать свою деятельность широкой огласке.

Раскрывая принцип адекватного продвижения результатов деятельности волонтёров, мы сформулировали следующие рекомендации для сотрудников общедоступных библиотек:

1. Сотрудничество со средствами массовой информации, требует качественной подачи фото- и видеоматериала, т. к. каждая фотография, каждый отснятый видеоматериал является «лицом» библиотеки. В связи с этим рекомендуется купить полупрофессиональную или профессиональную фото-, видеотехнику (в зависимости от бюджета);

2. В библиотеке должны быть сотрудники, которые умеют владеть этой техникой, в связи с этим, необходимо отправить 1-2 сотрудников на курсы фотомастерства, а также видеосъемки и монтажа;

3. Необходимо создание различных каналов коммуникации: Instagram, Facebook и др. Под каждое направление, может быть создана особая группа в социальной сети «ВКонтакте», что позволит объединить людей по интересам, например, если библиотека занимается краеведением, то должна быть группа, посвящённая истории края и т. д.;

4. После каждого лекционного или иного культурно-просветительского мероприятия, проведённого волонтёрами, в сети следует размещать видеозаписи прошедших акций;

5. Каждый сотрудник библиотеки должен уметь работать на камеру, вести диалог с представителями телевизионных компаний. Для этого сотрудникам библиотек необходимо пройти обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе, включающей модуль «Актёрское мастерство».

Со сформулированными принципами и разработанными рекомендациями были ознакомлены специалисты Централизованной библиотечной системы Приморского района Санкт-Петербурга и Отрадненской городской библиотеки.

Автор ВКР посредством краудсорсинга был привлечён вышеуказанными организациями к участию в подготовке библиотек к празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне.

Выступив в роли волонтёра, исполнитель выпускной квалификационной работы полностью подготовил и реализовал проекты: «Дорогами памяти», «Приказано помнить».

Таким образом, все задачи были решены, а цель исследования достигнута. 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: