Вариант № 1
Задание 1 № 48
Какая группа доказательств эволюции живой природы изображена на рисунке?
1) палеонтологические
2) биогеографические
3) эмбриологические
4) сравнительно-анатомические
Объясните свой ответ, используя иллюстрацию.
Задание 2.1 № 1071
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите тип симметрии животного.
Задание 2.2 № 1072
Рассмотрите изображённое на фотографии животное и опишите его, выполнив задания. Укажите среду обитания животного.
Задание 2.3 № 435
Установите последовательность расположения систематических групп изображённого животного, начиная с самой крупной. Используйте слова и словосочетания из предложенного списка. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
СПИСОК СЛОВ И СЛОВОСОЧЕТАНИЙ:
1) Насекомые
2) Животные
3) Чешуекрылые
4) Членистоногие
5) Шелкопряд тутовый
Ответ:
Царство | Тип | Класс | Отряд | Вид |
Задание 2.4 № 436
|
|
Укажите одно из значений, которое имеет тутовый шелкопряд в жизни человека.
Задание 3 № 195
Известно, что обыкновенный бегемот, или гиппопотам, — крупное полуводное травоядное млекопитающее. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Масса крупных самцов достигает 4 тонн, длина тела 3 метра, высота в плечах до 1,65 м. Ноздри, глаза и уши несколько приподняты, что позволяет бегемоту дышать, смотреть и слышать, оставаясь почти полностью под водой.
2) Характерной особенностью бегемота является его полуводный образ жизни — большую часть времени он проводит в воде, выходя на сушу только ночью на несколько часов для кормежки.
3) Шкура бегемота имеет серо-коричневый цвет с розоватым оттенком и достигает толщины 4 см.
4) Общая длина пищеварительного тракта (желудок и кишечник) составляет 60 метров, что позволяет бегемоту значительно полнее усваивать клетчатку из растений.
5) Половой диморфизм выражен слабо, самки меньше самцов на 10%.
6) Бегемот относится к отряду парнокопытных, так как его конечности имеют четыре пальца, каждый из которых оканчивается подобием копытца.
Задание 4.1 № 5
Определите тип питания организмов, приведённых в списке.
СПИСОК ОРГАНИЗМОВ:
1) ламинария
2) мухомор
3) кукушкин лён
4) кукушка
5) дождевой червь
6) репчатый лук
Запишите цифры, под которыми указаны организмы в списке, в соответствующую ячейку таблицы.
Ответ в каждую ячейку запишите в виде последовательности цифр, в порядке их возрастания.
|
|
Ответ:
Автотрофный тип питания | Гетеротрофный тип питания |
Задание 4.2 № 1011
Какой тип питания характерен для сальмонеллы, изображённой на рисунке?
Обоснуйте свой ответ.
Задание 5.1 № 484
Рассмотрите рисунок, на котором представлен цикл развития трипаносомы, и ответьте на вопросы.
Какой цифрой обозначен на рисунке основной хозяин?
Задание 5.2 № 1079
Почему малярийного комара считают переносчиком малярии? Сформулируйте ответ на основе описания процесса заражения человека малярией.
Задание 6.1 № 882
В приведённой ниже таблице между позициями первого и второго столбцов имеется взаимосвязь.
Целое | Часть |
нервная система | брюшная нервная цепочка |
пищеварительная система | … |
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) лёгкие
2) кишечник
3) жабры
4) сердце
Задание 6.2 № 883
Какие функции выполняет брюшная нервная цепочка у дождевого червя? Укажите одну функцию.
Задание 7 № 8
К какому классу относят животных, строение головного мозга которых показано на рисунке?
1) Костные рыбы
2) Земноводные
3) Пресмыкающиеся
4) Млекопитающие
Задание 8.1 № 203
Установите соответствие между признаком животного и классом, для которого он характерен.
ПРИЗНАК | КЛАСС ЖИВОТНЫХ | |
A) теплокровность Б) температура тела зависит от температуры окружающей среды B) сердце трёхкамерное, два круга кровообращения Г) тело при перемещении обычно соприкасается с землёй Д) характерно двойное дыхание Е) артериальная и венозная кровь в сердце не смешиваются | 1) Птицы 2) Пресмыкающиеся |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ:
А | Б | В | Г | Д | Е |
Задание 8.2 № 204
Приведите по три примера животных, относящихся к указанным классам. Запишите их названия в таблицу.
Птицы | Пресмыкающиеся |
Задание 9 № 73
Вставьте в текст «Системы органов» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СИСТЕМЫ ОРГАНОВ
Орган — это ___________ (А), имеющая определённую форму, строение, место и выполняющая одну или несколько функций. В каждом органе обязательно есть кровеносные сосуды и ___________ (Б). Органы, совместно выполняющие общие функции, составляют системы органов. В организме человека имеется выделительная система, главным органом которой являются ___________ (В). Через выделительную систему во внешнюю среду удаляются вредные ___________ (Г).
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:
1) ткань
2) часть тела
3) нервы
4) кишечник
5) желудок
6) почки
7) продукт обмена
8) непереваренные остатки пищи
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 10.1 № 404
Если у животного мозг, изображенный на рисунке, то для этого животного, вероятнее всего будут характерны:
1) Перья
2) Чешуя
3) Шерсть
4) Боковая линия
5) Воздушные мешки
Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные характеристики.
Задание 10.2 № 405
При низких температурах воздуха птицы распушают перья. Как такое поведение помогает пернатым?
Задание 11 № 340
Верны ли следующие суждения о сходстве птиц и пресмыкающихся?
А. У птиц и пресмыкающихся имеется хорошо развитый киль.
Б. У птиц, так же как и у пресмыкающихся, кишечник, мочеточники и органы размножения открываются в клоаку.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Задание 12 № 21
Изучите данные приведённой ниже таблицы и ответьте на вопросы.
|
|
Некоторые особенности человекообразных обезьян и человека
Признаки | Гиббон | Орангутан | Шимпанзе | Горилла | Человек |
Абсолютная масса мозга (в г) | 130 | 400 | 345 | 420 | 1360 |
Отношение массы мозга к массе тела | 1:73 | 1:83 | 1:61 | 1:220 | 1:45 |
Длина шейного отдела (в % длины туловища) | 17 | 24 | 23 | 24 | 26 |
Полная длина верхних конечностей (в % длины туловища) | 230 | 182 | 175 | 154 | 150 |
Полная длина нижних конечностей (в % длины туловища) | 147 | 119 | 128 | 112 | 171 |
Количество шейных позвонков | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
Количество грудных позвонков | 13 | 12 | 13 | 13 | 12 |
Общее количество позвонков | 33–34 | 30–31 | 33–34 | 32–33 | 33–34 |
У представителей какого рода человекообразных обезьян самый высокий показатель отношения массы мозга к массе тела?
Какие человекообразные обезьяны лучше всех приспособились к жизни в кронах деревьев? Назовите двух представителей.
Какой признак из числа приведённых может служить доказательством принадлежности всех приматов к классу Млекопитающие?
Задание 13.1 № 1521
Рассмотрите фотографию собаки, предки которой принадлежали породе такса, и выполните задания.
Выберите характеристики, соответствующие внешнему строению собаки, по следующему плану: окрас шерсти, форма ушей, форма хвоста.
А. Окрас
Б. Форма ушей
В. Форма хвоста
Задание 13.2 № 1522
Екатерина решила выяснить, соответствует ли изображённая на фотографии собака породы такса стандартам для использования её в целях чистопородного размножения в клубе собаководства. Помогите Екатерине решить эту задачу, воспользовавшись фрагментом описания стандарта данной породы.