Введение в дисциплину
Современный туризм — важнейшая сфера жизнедеятельности человека, влияющая на восстановление и развитие его физических и интеллектуальных сил. Туризм способствует формированию национальной идентичности, является важным звеном патриотического воспитания, выступает как средство охраны природы и культурного наследия.
Вместе с тем в современных условиях туризм становится двигателем социально-экономического развития целых государств. Это связано с его всеобъемлющей спецификой: с одной стороны, туризм связан с традиционными отраслями индустриального общества, т.е. материальным производством, таким как сельское хозяйство, строительство, транспорт, с другой — со сферами, характерными для постиндустриального мира — предоставлением услуг и информационными технологиями.
Так, по данным ЮНВТО — Всемирной туристской организации в составе ООН (далее ЮНВТО), туризм консолидирует 53 отрасли народного хозяйства.
Современный международный туризм — одна из наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. В начале ХХIв. туризм занял лидирующее место в международных внешне-экономических связях, стал оказывать серьезное воздействие на развитие экономики отдельных стран и мирового хозяйства в целом, возросло его влияние на формирование валового нутреннего продукта (ВВП).
|
|
По данным отчета Всемирного совета по туризму и путешествиям, совокупный вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт оценивается на уровне 10,4%, или около 8,3 трлн. долл. США.
Рост мирового туризма составил в 2019г. 4% в год, в то время как мировой экономики — 2-3%.
В целом на туризм приходится 29% мирового экспорта услуг и 6% общего экспорта товаров.
Как статья экспорта туризм в мире занимает пятое место после нефти, продукции химической, пищевой и автомобильной промышленности, а во многих странах со средним уровнем развития находится на первом месте. Например, туризм как экспортная отрасль экономики лидирует в Испании и Греции. В высокоразвитых странах, таких как Австрия, Швейцария, Дания, по этому показателю он занимает второе-третье место. В ряде государств Европы, например, в Италии и Франции, во многих странах Юго-Восточной Азии — Таиланде, Индонезии, а также на Ближнем и Среднем Востоке — в Объединенных Арабских Эмиратах, Турции, Египте, туризм относится к числу основных бюджетообразующих отраслей. В туризме экспорт соответствующих товаров и услуг осуществляется не путем их доставки за границу, а в результате приезда зарубежных потребителей непосредственно на территорию Российской Федерации.
В настоящее время туризм является мощной мировой индустрией, где задействованы огромные массы служащих, основные средства производетва, крупные капиталы. Можно сказать, что туизм — это и серьезная политика глобального уровня.
|
|
Каждый 11-й работающий человек на планете так или иначе связан со сферой туризма.
Чрезвычайно важна отрасль туризма для развития малого и среднего бизнеса, 1 вложенный рубль дает от 3 до 5 рублей прибыли.
Сфера туризма является неотъемлемой частью глобального информационного пространства, оказывая влияние и на контент популярных ныне социальных сетей. Люди самовыражаются, делятся личным опытом, обмениваются впечатлениями, появляется желание больше путешествовать.
В 2019г. в мире было совершено 1,5 млрд. международных туристских поездок. Ежедневно 5 млн. человек совершают путешествия.
Европейский регион на первом месте, его посетило 742 млн туристов (51%). Прирост по сравнению с 2018г. составил +3,7%. На втором месте Азиатско- Тихоокеанский регион, его посетило 364 млн. туристов (25%). Прирост турпотока +4,6% по сравнению с 2018г. Американский регион на третьем месте, его посетило 220 млн. туристов (15%), прирост составил +2%. На четвертом месте Африканский регион: его посетило 71 млн. туристов (5%), прирост +4.2%. На последнем месте Ближний Восток, его посетило 64 млн. туристов (4%). Данный регион показал самый большой рост турпотока: +7,6%.
Франция — мировой лидер по туристским прибытиям в 2019г.
Страны лидеры по туристким прибытиям
Место | Страна | Регион по классификации UNWTO | Количество туристов из-за рубежа, млн |
1 | Франция | Европа | 93,2 |
2 | Испания | Европа | 82,8 |
3 | США | Северная Америка | 82,2 |
4 | КНР | Азия | 62,9 |
5 | Италия | Европа | 62,1 |
6 | Турция | Европа | 45,8 |
7 | Мексика | Америка | 41,4 |
8 | Германия | Европа | 38,9 |
9 | Тайланд | Азия | 38,3 |
10 | Великобритания | Европа | 35,1 |
Доход международного туризма составляет 1,7 трлн. долл.
Лидеры по доходам от международного туризма
Место | Страна | Доход, млрд долл. |
1 | Китай | 277,3 |
2 | США | 144,2 |
3 | Германия | 94,2 |
4 | Великобритания | 75,8 |
5 | Франция | 47,9 |
6 | Австралия | 36,8 |
7 | Российская Федерация | 34,5 |
8 | Канада | 33,3 |
9 | Республика Корея | 32,0 |
10 | Италия | 30,1 |
Лидерами по объему расходов, понесенных за рубежом выезжающими из стран туристами, являются Китай, Соединенные Штаты Америки и Германия.
Лидеры по расходам на международный туризм
Место | Страна | Доход, млрд долл. |
1 | Китай | 164,9 |
2 | США | 145,7 |
3 | Германия | 106,6 |
4 | Великобритания | 79,9 |
5 | Франция | 59,4 |
6 | Российская Федерация | 55,5 |
7 | Канада | 33,8 |
8 | Австралия | 31,9 |
9 | Бразилия | 30,0 |
10 | Италия | 28,9 |
Самые популярные мотивы — это отдых и рекреация, его выбирают 55% туристов. На втором месте деловой туризм с долей 13%. 57% туристов для путешествий выбирают воздушные перевозки.
Туристская индустрия активно развивается и давно стала массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями разных стран.
Туризм способствует укреплению и поддержанию здоровья и долголетия, которые являются важнейшими предпосылками человеческого развития. Являясь одной из привлекательных форм образования, туризм расширяет мировоззрение человека, а как известно, образованные люди проявляют больший спрос на качественные туристические услуги.
Важным социальным аспектом развития туризма и рекреации является мощное влияние данной деятельности на человеческое развитие, обеспечение оздоровления и отдыха населения, проведение содержательного досуга.
Рост популярности и активизация развития туристской отрасли объясняется многими факторами: люди стали более мобильными, открытыми миру; наличием свободного времени, комфортностью проживания и передвижения; все это способетвует появлению желания побывать в других странах, познакомиться с жизнью их народов.
|
|
Развитию международной туриндустрии способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира.
Следовательно, развитие туризма и рекреации является и индикатором человеческого развития, и фактором социально-экономического роста и повышения благосостояния в России.
Туризм относится к сфере услуг и имеет большое значение для развития субъектов РФ.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» отрасль признана государством как одна из приоритетных для национальной экономики.
Туристская индустрия стимулирует:
- развитие различных отраслей экономики (53 отрасли);
- развитие малого и среднего бизнеса;
- занятость и самозанятость населения;
- сглаживание диспропорции социально-экономического развития регионов;
- повышение качества жизни населения в регионах;
- увеличение объемов экспорта товаров и услуг
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Россия уже не первый год демонстрирует рост туристического потока из других стран. По данным Всемирной туристской организации при ООН (UNWTO), Россия занимает 16-е место в мире по количеству иностранных туристов и 9-е место в Европе (24,6 млн. туристов в 2018г.). Более 11 млн. туристов, въезжающих в Российскую Федерацию, приходится на Украину и Казахстан.