Основная методическая установка — организация самостоятельной работы учащихся.
Методы, приемы, организационные формы проведения занятий:
-лекции,
-беседы с проблемным изложением материала,
-семинарские и практические занятия,
-лингвистический эксперимент, задания на преобразование учебной информации,
-использование сведений о языке в новых учебных и творческих ситуациях,
-стилистический анализ языка литературного произведения, редактирование, «проба пера», комплексный анализ текста с точки зрения соответствия теме, основной мысли,
-выполнение заданий повышенной орфографической и пунктуационной трудности,
-само- и взаимоконтроль и др.
Методические приемы:
Ø принцип опережающей сложности;
Ø приоритет идеи и приоритет ответа;
На разных этапах подготовки на первый план выдвигается тот или иной принцип. Вначале, в период накопления идей, знакомств с новыми методами, главным является первый принцип. На более поздних стадиях, на этапах отработки и контроля, главным становится второй принцип.
|
|
Используя эти принципы, необходимо учитывать психологические особенности учащихся.
1. Анализ неудач. Прежде чем приступать к выполнению очередного задания, необходимо проанализировать причины неудач, имевшихся при выполнении предыдущего.
2. Моделирование реальных ситуаций. За годы обучения в
школе у ученика складывается ряд стереотипов, многие из которых следует изжить. На конкурсном экзамене ответов нет. Надо научиться работать без ответов, научиться приемам, формальным и интуитивным, с помощью которых можно проверить полученный ответ.
3.Еще один недостаток, присущий многим выпускникам школы,— это неумение найти у себя ошибку. В случае появления какого-либо очевидно невозможного промежуточного или окончательного результата многие абитуриенты просто теряются, не знают, что делать. Их всякий раз нужно фиксировать, заставлять учащегося самостоятельно преодолевать возникшие затруднения.
4. Выработка стиля работы. В большинстве случаев школьник,
достаточно хорошо оформляя «чистовик», не умеет грамотно и красиво работать с «черновиком». Надо приучить к аккуратной работе именно в черновике, относиться к чистому листу, на котором он начинает свою работу, с уважением, как к творческой лаборатории.
5. Быстрое повторение. Время от времени полезно просматривать уже готовые ответы.
Материально-техническое обеспечение
- Учебный кабинет с 15 партами и комплектом стульев, доска, мел, тряпка.
- Музыкальный центр с возможностью воспроизведения компакт-дисков и магнитных записей.
- Компьютер или ноутбук с DVD приводом, проектор, экран, желателен доступ в Интернет.
4. Слайды. Иллюстрации. Репродукции.
|
|
5. Видеофильмы.
6. Альбомыдемонстрационного материала
5.Список литературы для учителя
1. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика. –М. «Просвещение» 1979
2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М. «Просвещение», 1988.
3. Шанский Н.М. В мире слов. – М., «Просвещение», 1971.
4. Дерягин В.Я. Беседы о русской стилистике. – М. «Просвещение», 1978.
5. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М. «Просвещение», 1976.
6. Кодухов В.И. Рассказы о синонимах. – М.«Просвещение», 1984.
7. Абрамов В.П. Созвездия слов. – М. «Просвещение»,, 1989.
8. Граудина Л.К. беседы о русской грамматике. – М. «Просвещение», 1983.
9. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.«Просвещение», 1967.
10. Словарь паронимов.
11. Словарь управлений русского языка.
12. Словарь трудностей русского языка.
13. Словарь синонимов.
Список литературы для учащегося
1. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка. – М., «Просвещение», 1982.
2. Кежватова С.А. Сборник заданий для учащихся.
3. Толковый словарь под ред. С.И. Ожегова.
4. Энциклопедический фразеологический словарь под ред. Федорова.
5. Львов М.Р. «Словарь антонимов русского языка».М. «Просвещение», 1994
6. Одинцов В.В. «Школьный словарь иностранных слов». М. «Просвещение», 1994
7. «Разум сердца». Сборник крылатых слов и выражений. М. «Просвещение»,1989