Творческие высказывания (11 часов)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                     «Гимназия «Эврика»  

 

Рассмотрена и утверждена                                                                                                                          на заседании педагогического совета  протокол № 1 от 29.08.17   Утверждаю Директор гимназии___________ В.В. Голубев 02.09.17

Дополнительная общеразвивающая

Общеобразовательная программа

«Язык. Человек. Текст»

Социально-педагогической направленности

                 

Автор:

Казакова Л.Ф.

Педагог, реализующий программу:

Виснап Н.В., Масевнина В.А.

Возраст обучающихся: 15-18 лет

Срок реализации программы: 1 год

Великий Новгород

Год

 

Пояснительная записка.

Программа «Язык. Человек. Текст» составлена на основе следующих нормативных документов

· Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

· Федерального государственного образовательного стандарта среднего  общего образования

· Государственного образовательного стандарта среднего полного образования

· Основной Образовательной программы среднего общего образования МАОУ «Гимназия «Эврика»

 

Программа дополнительного образования «Язык. Человек. Текст» имеет социально-педагогическую направленность, составлена на основе авторской программы Казаковой Л.Ф. и реализуется в гимназии «Эврика».

Актуальность данной программы обусловлена тем, что на сегодняшний день одной из приоритетных целей  обучения русскому языку является воспитание чуткости к красоте и выразительности родной речи, развитие эстетического вкуса, интереса к изучению речи в различных стилистических проявлениях.

Целью курса   «Язык – человек - текст»  является формирование навыков незатрудненного владения родным языком в его устной и письменной формах и стилистических разновидностях, а также воспитание учащихся как тонких ценителей родного слова и носителей правильной и целесообразной речи, что очень актуально в современном обществе.

. Задачи курса:

ü обеспечить учащихся знаниями приемов словесного творчества;

ü сформировать у учащихся ясную и быструю ориентацию в смысловом задании;

ü сообщить учащимся знания о признаках хорошей речи, продемонстрировать эти признаки на литературных образцах и этим пробудить желание совершенствовать свою речь в аспекте правильности и целесообразности.

    В основе данной программы лежат следующие положения:

1. актуализация знаний учащихся;

2. тренировочные задания на практических занятиях;

3. формирование мотивации к изучению формы произведения;

4. развитие эстетического вкуса к художественному слову.

Новизна данной программы состоит в том, что занятия предусматривают систематическое наблюдение за использованием языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительно-выразительные возможности русского я зыка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Это подчеркивает педагогическую целесообразность программы.  

В результате обучения учащиеся должны уметь:

Ø применять основные приемы работы над творческими (сочинение, эссе и т.п.) и учебными (конспект, реферат) высказываниями;

Ø производить стилистический анализ литературного произведения;

Ø определять тему и основную мысль текста, произведения.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: участие в литературных конкурсах, предметных олимпиадах, литературных чтениях, творческие работы.

Программа рассчитана на один год  обучения. Количество учебных часов –30 в год. Возраст обучающихся 15-18 лет

Планируемые результаты.

Личностные результаты

•эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;  

•чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

•любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

•интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

•интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

•интерес к изучению языка.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

•самостоятельно формулировать тему и цели занятия;

•составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

•работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

•в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

•перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

•пользоваться словарями, справочниками;

•осуществлять анализ и синтез;

•устанавливать причинно-следственные связи;

•строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

•высказывать и обосновывать свою точку зрения;

•слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

•договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•задавать вопросы.         

Учебно-тематический план.

п\п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

всего теория практика
1 Язык и речь 2 1 1 Беседа, лекция, практическая  работа
2 Учебные высказывания 17 10 7 Лекции, игры, практикумы
3 Творческие высказывания 11 7 4 Лекции, беседы, практикумы, игры
  Итого 30 18 12  

Содержание образовательной программы.

Язык и речь (2 часа)

Теория – 1 час

Понятие об индивидуальном стиле речи. Взаимодействие лингвистического и экстралингвистического в процессе словесного творчества. Особенности литературных произведений.

Практика – 1 час

- определение жанра литературного произведения.

Учебные высказывания (17 часов)

Теория – 10 часов

Конспектирование и реферирование. Виды конспектов и рефератов. Компрессия информации при составлении реферата-конспекта, реферата-резюме. Составление монографического и обзорного реферата.

Выделение главной информации и ее переформулировка. Отбор новой и дублирующей информации при конспектировании нескольких источников по данному вопросу. Свертывание и фиксация известной информации. Выделение опорных слов, словосочетаний при слушании лекции, чтении учебной литературы.

Вспомогательные приемы при конспектировании и реферировании.

Практика – 7 часов

- оформление реферата-конспекта;

- оформление реферата-резюме;

- работа с текстом (определение ключевых слов);

- работа с текстом (определение микротем).

Творческие высказывания (11 часов)

Теория – 7 часов

Виды сочинений.

Типы текстов и жанры сочинений.

Соотношение языковых (функциональных) стилей и речевых жанров.

Практика – 4 часа

- составление алгоритма сочинения-рассуждения;

- составление алгоритма сочинения-размышления;

- эссе;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: