Часто встречаются на ЕГЭ наречия ТАК,ТОГДА,ПОТОМУ,ПОЭТОМУ( местоименные)

ТЕОРИЯ, ЗАДАНИЕ 2(смысловые связи между предложениями- логика текста)

СОЮЗЫ

Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:

1. Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже

2. Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли

3. Противительные: а, но, да (=но), однако, зато

4. Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а

5. Пояснительные: то есть, а именно

6. Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём

7. В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.

Сочинительные союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ:
То есть – пояснительный союз, который автор использует для уточнения сказанной ранее информации.
Но, зато, однако – противительные союзы, которые используются для противопоставления.

Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:

· Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь

· Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что

· Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро

· Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы

· Следствия: так что

· Уступительные: хотя, несмотря на то что

· Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)

· Изъяснительные: что, как, чтобы

· В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.

Подчинительные союзы, часто встречающиеся в заданиях ЕГЭ:
Потому что, так как, поскольку – используются, чтобы указать на причину того, о чем говорится в предыдущих предложениях.
Так что – используются перед выводом рассуждений.





ЧАСТИЦА

Это часть речи, которая добавляет оттенки значения (усиления, уточнения, отрицания, указания, ограничения) к словам и служит для образования некоторых форм слова (условное и повелительное наклонение глагола, степени сравнения прилагательных и наречий).

1) Формообразующие: бы, давай(те), пусть, пускай, да. (Не путайте частицу "да" с союзом "да". Союз: старик да старуха (можно заменить на "и") Частица: Да здравствует солнце!).

2) Отрицательные: не, ни, нет (ни капли; нет, я не хочу)

3) Вопросительные: разве, неужели, ли, да, да ну

4) Указательные: вот, вон, а вот, а вон

5) Уточняющие: именно, ровно, точно, как раз

6) Выделительно-ограничительные: лишь, только, почти, разве лишь, только лишь, исключительно.

7) Восклицательные: что за, как

8) Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли

9) Утвердительные: да, так, ага

10) Усилительные: даже, же, ведь, все-таки, все же

Частицы, которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
Даже – частица вносит значение уточнения и подчеркивает важность мысли.
Ведь, именно – эти частицы вносят значение усиления.





МЕСТОИМЕНИЯ

1. Разряды местоимений:

Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах (мной, его и т.д.)

Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах (моего, твоей и т.д.)

!!! Притяжательные местоимения ее, его, их совпадают по форме с личными местоимениями он, она, они в Р.п. и В.п. Их легко отличить в тексте.
Сравните:
Ее книга лежала на столе. (Чья книга?) – ее. Это притяжательное местоимение.
Я хорошо знаю ее. (Знаю кого?) – ее. Это личное местоимение.

Возвратное: себя

Указательные: тот, те, этот, таков, столько, сей, оный и т.д.

Определительные: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, любой, другой и т.д.

Неопределенные: некто, нечто, некоторый, некий, кое-кто, что-нибудь и т.д.

Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей, ничего и т.д.

Вопросительные: кто, что, сколько, чей, какой, каков, чем, кому, кого и т.д.

Относительные: (=вопросительные в утвердительных предложениях, обычно находятся во второй части СПП)

2. !!!Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.) Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.




Часто встречаются на ЕГЭ наречия ТАК,ТОГДА,ПОТОМУ,ПОЭТОМУ(местоименные)

4.  Группы вводных слов по значению:

1. Чувства говорящего (радость, злость, сожаление и т.д.)
К счастью, к несчастью, к ужасу, к стыду, на беду, на радость и т.д.

2. Степень уверенности (предположение, возможность, неуверенность и т.д.)
Может, может быть, по-видимому, по сути, кажется, казалось бы, бесспорно, правда, надо полагать, по сути, безусловно и т.д.

3. Связь мыслей, последовательность изложения
Итак, следовательно, к слову сказать, во-первых, во-вторых, с другой стороны, к примеру, главное, таким образом, кстати, значит, наоборот и т.д.

4. Источник сообщения
По слухам, говорят, по мнению кого-либо, на мой взгляд, по-моему, по преданию, помнится, сообщают, передают и т.д.

5. Приемы и способы оформления мыслей
Другими словами, иными словами, попросту сказать, мягко выражаясь, одним словом и т.д.

6. Призыв к собеседнику или читателю с целью привлечь внимание
Знаешь (ли), знаете (ли), пойми, извините, простите, послушайте, поверьте, согласитесь, вообразите, пожалуйста и т.д.

7. Оценка меры того, о чем говорится
По крайней мере, самое большее, самое меньшее и т.д.

8. Степень обычности сообщаемого
По обыкновению, бывает, бывало, случается и т.д.

9. Выражение экспрессивности высказывания
Сказать по чести, честно говоря, по правде, по совести, смешно сказать и т.д.

Вводные слова и конструкции, часто встречающиеся во 2-м задании ЕГЭ:
Кроме того – конструкция используется, когда автор хочет дополнить ранее высказанную мысль.
Другими словами, иными словами – конструкция используется, если автор хочет сказать уже высказанную мысль иначе (более понятно).
Итак, таким образом, следовательно – автор использует данные вводные слова для подведения итога рассуждениям.
Конечно, разумеется, безусловно – указывают на степень уверенности в сказанных словах.
Например, так – вводные слова, которые используются для пояснения мысли.
Наоборот – вводное слово, употребляющееся для противопоставления одного предложения другому.
Во-первых, во-вторых, с одной стороны – автор указывает порядок следования мыслей.

 

Вводное слово, союз, частица, наречие Когда используется?
ИНЫМИ СЛОВАМИ, ДРУГИМИ СЛОВАМИ Применяется тогда, когда автор текста хочет сказать то же самое, но понятнее.
КРОМЕ ТОГО Употребляется, когда необходимо дополнить сказанное некоторыми, по мнению автора, важными мыслями или обстоятельствами.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИТАК, СЛЕДОВАТЕЛЬНО Используются, когда автор текста подводит итог своим рассуждениям.
НАПРИМЕР, ТАК Используются тогда, когда автор хочет пояснить то, о чём он говорил прежде.
НАОБОРОТ Используется тогда, когда автор текста противопоставляет одно предложение другому.
ВО-ПЕРВЫХ, С ОДНОЙ СТОРОНЫ Указывают на порядок изложения аргументов.
НЕСМОТРЯ НА ЭТО, ХОТЯ, ВОПРЕКИ ЭТОМУ Вносят в авторские рассуждения следующее значение: «вопреки тем обстоятельствам, которые указаны в предыдущей части текста».
ПОТОМУ ЧТО, ТАК КАК, ПОСКОЛЬКУ, ДЕЛО В ТОМ, ЧТО Автор использует тогда, когда указывает на причину описываемых явлений.
ПОЭТОМУ, ТАК ЧТО, ОТСЮДА Автор текста использует, когда хочет сделать вывод из своих рассуждений.
ТО ЕСТЬ Используется для уточнения сказанного ранее.
ОДНАКО, ЗАТО, НО Используются для противопоставления смысла одного предложения другому.
ИМЕННО, ВЕДЬ Вносят значение уточнения и подчёркивают важность мысли.
ДАЖЕ Вносят значение усиления.
НЕСЛУЧАЙНО Имеет значение «по этой причине».
ОЗНАЧАЕТ Автор хочет привести пояснение к сказанному прежде в качестве образца, иллюстрации своей мысли.

 


















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: