Святое семейство. 1645. Холст, масло. 117х91. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

      Три источника света: от очага, из окна и небесный свет. Богоматерь у колыбели напоминает Хендрикье, вся сцена решена как бытовая.

 

Портреты стариков, или портреты-биографии.

Портрет старика в красном. 1652-1654. Холст, масло. 108х86. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Старушка в платке. 1654. Холст, масло.74х63. Музей им. А.С.Пушкина, Москва.

Возвращение блудного сына. 1669. Холст, масло. 262х205. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Драматический сюжет решен очень сдержанно, выделяются три фигуры главных героев: младшего сына, припавшего к отцу, и старшего брата. Остальные – в полутени.

Графика.

Рисунки

 

 

Офорты.

Выполнены в манере «травленый штрих»: пластина меди покрывается кислотоупорным лаком, по которому процарапывается иглой рисунок. Затем пластина травится в кислоте, которая выедает бороздки в местах штрихов. Оттиск передает легкость и экспрессию авторского рисунка.

 

Три дерева. 1643. 21,3х27,9.

      Сохранилась печатная форма к эстампу.

Три креста. 1653-1660. 21,3х27,9.

Рембрандта называют художником-философом, который в известных сюжетах ставит общечеловеческие вопросы. Не увлекаясь внешним действием и эффектами, он придал своим картинам необыкновенную психологическую глубину. Свет в его произведениях приобретает композиционное значение, помогает выделить главное.

 

 

VII. Малые голландцы.

      Так называют голландских художников, работавших в 17 веке, вследствие небольшого размера их картин, обыденных мотивов (бытовой жанр, натюрморт, пейзаж). Для их работ характерна также тщательность отделки деталей, передача фактуры материального мира.

 

Бытовой жанр.

Андриан ван Остаде (1610-1685).

Драка. 1637. Дерево, масло. 25х33,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Художник в своей мастерской. Автопортрет. 1663. 38х35,5. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Ян Стен (1626-1679).

Гуляки. 1660. Дерево, масло. 39х30. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Одна из лучших картин художника и в цветовом отношении, и с точки зрения рисунка. Обращает на себя внимание известный символ: гуляющий туфель. Цвет построен на контрасте красного и зеленого.

Больная и врач. 1659-1660. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Усмешка врача неслучайна: перешептывание врача с пожилой женщиной намекает на то, что причиной болезни является любовная горячка, а не физическое недомогание. Этот сюжет художник часто повторял.

Оба художника изображают жизнь простых людей, их творчество принадлежит к линии демократической. Другие художники бытового жанра описывает жизнь богатых голландцев, о чем говорят и костюмы, и интерьеры.

 

Герард Терборх (1617-1681).

Автопортрет. 1668. Маурицхёйс, Гаага.

Бокал лимонада. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

       Картина интересна по композиционному построению, где в центре оказывается бокал с лимонадом. Но при внимательном рассмотрении галантная сцена теряет лоск и превращается в банальную сцену продажной любви. Терборх прекрасно передавал блеск шелка и другие признаки материального мира.

Питер де Хоох (1629-1684).

Хозяйка и служанка. Ок. 1660. Холст, масло. 53х42. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

      Изображение благоустроенного, размеренного жизненного порядка.

Дворик в Дельфте. 1658. Холст, масло. 73,5х60. Национальная галерея, Лондон.

Ян Вермеер Дельфтский (1632-1675).

Творчество этого художника значительно отличается от других малых голландцев. Его картины сильны чистотой красок и внимательным наблюдением световоздушной среды.

У сводни. 1656. Холст, масло. 143х130. Дрезденская картинная галерея, Дрезден.

      В этой картине, написанной на популярный сюжет,левая фигура кавалера – предположительно автопортрет.      

Молочница. 1658. Холст, масло. 45,5х41. Рейксмузеум, Амстердам.

Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657-1659. Холст, масло. 83х64,5 Галерея старых мастеров, Дрезден.

Мастерская художника. 1666-1667. Холст, масло. 130х110. Музей истории искусств, Вена.

Девушка с жемчужной сережкой. 1665. Холст, масло. 44,5х39. Маурицхёйс, Гаага.

      Многие решены однотипно: окно слева, холодный дневной свет.

Натюрморт.

Натюрморты первой половины века скромны: на нейтральном фоне изображены так называемые завтраки с небольшим количеством предметов: бокал на толстой ножке (так называемый рёмер), лимон, белая скатерть, булка, фрукты, может быть сыр, простая оловянная посуда. Характерным объектом становится лимон с свисающей спиралью шкуркой. Предметов роскоши мало. Цвет сдержанный, в основном теплый по тону.

Виллем Клас Хеда (1593/94-1680/82).

Родился в семье архитектора в Гарлеме, всю жизнь жил и работал в родном городе.

Завтрак с крабом. 1648. Холст, масло. 118х118. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Натюрморт с позолоченным кубком. 1635. Дерево, масло. 88х113. Рейксмузеум, Амстердам.

Питер Клас (1597-1660).

Завтрак. 1648. Дерево, масло. 60х84. ГМИИ им. А.С.Пушкина

Ванитас. 1630. Дерево, масло. 39,5х56. Маурицхёйс, Гаага.

      Мотив, который получил в 17 веке, особенно среди протестантов-кальвинистов, широкое распространение. Он носит морализаторский характер, главная мысль – бренность человеческого бытия. Многие предметы носят символический характер.

Во второй половине века натюрморты становятся роскошнее, появляется дорогая посуда, в том числе китайский фарфор, кубки-наутилусы, ковровые скатерти и т.д. Цветовое решение построено на контрастах теплого и холодного.

Виллем Кальф (1619-1693).

Учился, возможно, в Гарлеме. С 1640 года жил во Франции, где прославился своими «крестьянскими натюрмортами» - натюрмортами в интерьере. В 1646 году возвращается в Голландию, женится и поселяется в Амстердаме. Занимался торговлей предметами искусства и их экспертизой.

Натюрморт с оружием. 1643. Холст, масло. 200x170 см. Музей Тессе, Франция.
Натюрморт с бокалом. Ок. 1659-1660. 49,3х43,9. Маурицхёйс, Гаага.


Десерт. 1653-1654. Холст, масло. 105х87,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660. Холст, масло. 62х71. Рейксмузеум, Амстердам.

Пейзаж.

Голландские художники развивали национальный пейзаж, изображая картины родной страны: летний и зимний с катающимися на коньках людьми, горный, морской и городской.         

Якоб ван Рёйсдал (1628/29-1682).

Мельница близ Вейка. Ок. 1670. Рейксмузеум, Амстердам.

      Характерный для Голландии мотив с мельницей и морем.

Еврейское кладбище. 1660-е. Холст, масло. 137х189. Картинная галерея, Дрезден.

      Та же тема бренности жизни и непрерывного ее обновления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: