Три источника света: от очага, из окна и небесный свет. Богоматерь у колыбели напоминает Хендрикье, вся сцена решена как бытовая.
Портреты стариков, или портреты-биографии.
Портрет старика в красном. 1652-1654. Холст, масло. 108х86. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Старушка в платке. 1654. Холст, масло.74х63. Музей им. А.С.Пушкина, Москва.
Возвращение блудного сына. 1669. Холст, масло. 262х205. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Драматический сюжет решен очень сдержанно, выделяются три фигуры главных героев: младшего сына, припавшего к отцу, и старшего брата. Остальные – в полутени.
Графика.
Рисунки
Офорты.
Выполнены в манере «травленый штрих»: пластина меди покрывается кислотоупорным лаком, по которому процарапывается иглой рисунок. Затем пластина травится в кислоте, которая выедает бороздки в местах штрихов. Оттиск передает легкость и экспрессию авторского рисунка.
Три дерева. 1643. 21,3х27,9.
Сохранилась печатная форма к эстампу.
|
|
Три креста. 1653-1660. 21,3х27,9.
Рембрандта называют художником-философом, который в известных сюжетах ставит общечеловеческие вопросы. Не увлекаясь внешним действием и эффектами, он придал своим картинам необыкновенную психологическую глубину. Свет в его произведениях приобретает композиционное значение, помогает выделить главное.
VII. Малые голландцы.
Так называют голландских художников, работавших в 17 веке, вследствие небольшого размера их картин, обыденных мотивов (бытовой жанр, натюрморт, пейзаж). Для их работ характерна также тщательность отделки деталей, передача фактуры материального мира.
Бытовой жанр.
Андриан ван Остаде (1610-1685).
Драка. 1637. Дерево, масло. 25х33,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Художник в своей мастерской. Автопортрет. 1663. 38х35,5. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Ян Стен (1626-1679).
Гуляки. 1660. Дерево, масло. 39х30. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Одна из лучших картин художника и в цветовом отношении, и с точки зрения рисунка. Обращает на себя внимание известный символ: гуляющий туфель. Цвет построен на контрасте красного и зеленого.
Больная и врач. 1659-1660. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Усмешка врача неслучайна: перешептывание врача с пожилой женщиной намекает на то, что причиной болезни является любовная горячка, а не физическое недомогание. Этот сюжет художник часто повторял.
Оба художника изображают жизнь простых людей, их творчество принадлежит к линии демократической. Другие художники бытового жанра описывает жизнь богатых голландцев, о чем говорят и костюмы, и интерьеры.
|
|
Герард Терборх (1617-1681).
Автопортрет. 1668. Маурицхёйс, Гаага.
Бокал лимонада. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Картина интересна по композиционному построению, где в центре оказывается бокал с лимонадом. Но при внимательном рассмотрении галантная сцена теряет лоск и превращается в банальную сцену продажной любви. Терборх прекрасно передавал блеск шелка и другие признаки материального мира.
Питер де Хоох (1629-1684).
Хозяйка и служанка. Ок. 1660. Холст, масло. 53х42. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Изображение благоустроенного, размеренного жизненного порядка.
Дворик в Дельфте. 1658. Холст, масло. 73,5х60. Национальная галерея, Лондон.
Ян Вермеер Дельфтский (1632-1675).
Творчество этого художника значительно отличается от других малых голландцев. Его картины сильны чистотой красок и внимательным наблюдением световоздушной среды.
У сводни. 1656. Холст, масло. 143х130. Дрезденская картинная галерея, Дрезден.
В этой картине, написанной на популярный сюжет,левая фигура кавалера – предположительно автопортрет.
Молочница. 1658. Холст, масло. 45,5х41. Рейксмузеум, Амстердам.
Девушка, читающая письмо у открытого окна. 1657-1659. Холст, масло. 83х64,5 Галерея старых мастеров, Дрезден.
Мастерская художника. 1666-1667. Холст, масло. 130х110. Музей истории искусств, Вена.
Девушка с жемчужной сережкой. 1665. Холст, масло. 44,5х39. Маурицхёйс, Гаага.
Многие решены однотипно: окно слева, холодный дневной свет.
Натюрморт.
Натюрморты первой половины века скромны: на нейтральном фоне изображены так называемые завтраки с небольшим количеством предметов: бокал на толстой ножке (так называемый рёмер), лимон, белая скатерть, булка, фрукты, может быть сыр, простая оловянная посуда. Характерным объектом становится лимон с свисающей спиралью шкуркой. Предметов роскоши мало. Цвет сдержанный, в основном теплый по тону.
Виллем Клас Хеда (1593/94-1680/82).
Родился в семье архитектора в Гарлеме, всю жизнь жил и работал в родном городе.
Завтрак с крабом. 1648. Холст, масло. 118х118. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Натюрморт с позолоченным кубком. 1635. Дерево, масло. 88х113. Рейксмузеум, Амстердам.
Питер Клас (1597-1660).
Завтрак. 1648. Дерево, масло. 60х84. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Ванитас. 1630. Дерево, масло. 39,5х56. Маурицхёйс, Гаага.
Мотив, который получил в 17 веке, особенно среди протестантов-кальвинистов, широкое распространение. Он носит морализаторский характер, главная мысль – бренность человеческого бытия. Многие предметы носят символический характер.
Во второй половине века натюрморты становятся роскошнее, появляется дорогая посуда, в том числе китайский фарфор, кубки-наутилусы, ковровые скатерти и т.д. Цветовое решение построено на контрастах теплого и холодного.
Виллем Кальф (1619-1693).
Учился, возможно, в Гарлеме. С 1640 года жил во Франции, где прославился своими «крестьянскими натюрмортами» - натюрмортами в интерьере. В 1646 году возвращается в Голландию, женится и поселяется в Амстердаме. Занимался торговлей предметами искусства и их экспертизой.
Натюрморт с оружием. 1643. Холст, масло. 200x170 см. Музей Тессе, Франция.
Натюрморт с бокалом. Ок. 1659-1660. 49,3х43,9. Маурицхёйс, Гаага.
Десерт. 1653-1654. Холст, масло. 105х87,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Натюрморт с кувшином и фруктами. 1660. Холст, масло. 62х71. Рейксмузеум, Амстердам.
Пейзаж.
Голландские художники развивали национальный пейзаж, изображая картины родной страны: летний и зимний с катающимися на коньках людьми, горный, морской и городской.
Якоб ван Рёйсдал (1628/29-1682).
|
|
Мельница близ Вейка. Ок. 1670. Рейксмузеум, Амстердам.
Характерный для Голландии мотив с мельницей и морем.
Еврейское кладбище. 1660-е. Холст, масло. 137х189. Картинная галерея, Дрезден.
Та же тема бренности жизни и непрерывного ее обновления.