Менины – придворные дамы, которые в соответствии с дворцовым этикетом предлагают воды принцессе Маргарите. Ситуацию зритель видит глазами королевской четы, которую пишет Веласкес и отражение ее можно видеть в зеркале на стене. Известны все персонажи, изображенные в картине, и хотя она написана в бытовом жанре, она близка и к жанру портрета.
Пряхи. 1657. Холст, масло. 220х289. Прадо, Мадрид.
Изображена ситуация в королевской мануфактуре гобеленов: на первом плане работают пряхи, на втором плане в помещении, открывающемся за аркой, дамы рассматривают готовый гобелен. Сюжетом его, по мнению специалистов, является древнегреческий миф об Арахне, искусной пряхе, которая возгордилась своим умением и вступила в состязание с самой Афиной (покровительницей ремесел и ткачества). Арахна сделала прекрасную работу, но выказала при этом непочтительное отношение к богам, за что и была наказана Афиной: превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.
Художник делает акцент на самом процессе, показывая его красоту и красоту работающего человека-создателя.
|
|
ИСКУССТВО ФРАНЦИИ 17 ВЕКА.
I. Исторические условия.
17 век во Франции – период абсолютизма, время правления Людовиков XIII и XIV (абсолютизм – господство дворянства и сосредоточение власти в руках короля).
Властями созданы условия для развития промышленности и торговли, расширяются колониальные владения страны. Но, как обычно, благоденствие страны строилось на эксплуатации народа, его обнищании.
II. Искусство.
17 век – период расцвета французской культуры: математики, физики, философии (Декарт: «Разум – главное средство познания истины»), литературы (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен).
В изобразительном искусстве развиваются три направления:
· стиль барокко, выражающий интересы двора;
· реалистическое направление первой половины 17 века, отражавшее мировоззрение третьего сословия (купцов, ремесленников, низшего духовенства);
· стиль классицизм, родившийся в первой половине 17 века и являвшийся в этот период отражением идей круга философов, писателей, художественной интеллигенции.
В 1648 году в Париже была основана Академия живописи и скульптуры, которая уже во второй половине 17 века стала органом контроля и управления искусством.
III. Никола Пуссен (1594-1665).
Основоположник стиля классицизма в живописи, мастер исторического и мифологического жанров, портретист, пейзажист.
Родился в семье отставного военного. Сам Пуссен местом своего рождения называл город Андели (Нормандия), по последним изысканиям это деревня Виллер в окрестностях города.
|
|
О годах детства и юности известно мало, с семьей связи он не имел. Учиться начал в родном городе и продолжил в 18 лет в Париже. Учителями его были: Кантен Варен, 3 месяца учился у Лаллемана, у Фердинанда Элле Старшего он познакомился с гравюрами с картин Рафаэля, общался с Куртуа – коллекционером гравюр.
По все видимости, именно поэтому у него появилось желание попасть в вечный город, который мог предоставить художнику богатые возможности изучения произведений мастеров прошлого и собственного становления.
В 1624 году художник поселяется в Риме, где он и прожил всю оставшуюся жизнь. Лишь на небольшой срок в два года (1640-1642) он возвращался в Париж.
В Риме Пуссен изучает античность (рисунок с рельефа триумфальной арки императора Тита), искусство эпохи Возрождения. Среди художников он выделял Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Караваджо.
Первые картины в Риме написаны были еще в стиле барокко.
Битва Иисусу Навина с амалекитянами. 1624-1625. Холст, масло. 97,5х134. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Иисус Навин – преемник Моисея, сражение произошло при выходе из Египта.
Амалекитяне – древнее племя иудейского происхождения, жили на Синайском полуострове и в пустыне Негев. Потомки Авраама и Сары через внука Исава Амалека.
Победу помогли одержать молитвы Моисея, воздетые руки которого поддерживали для перевеса сил евреев.
Динамичная, построенная по диагонали многофигурная композиция, сложные движения и ракурсы, плотное заполнение фигурами композиционной плоскости, яркие краски. Но цветовое решение выглядит негармоничным, и странно в пространстве слева выглядит положение фигуры убегающего амалекитянина.
Битва Иисуса Навина с амореями. 1624-1625. 97х134. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.
Аморрей – сын Ханаана, по имени которого названо племя скотоводов-семитов, кочевавших между Ханааном и Шумером. Владели восточным берегом реки Иордан и городами, в том числе Иерусалимом и Хевроном.
Картина выглядит более цельно по композиции и более гармонична по цвету, но пространственные положения некоторых фигур также вызывают недоумение. Пейзаж, как и в первой «Битве», фрагментарен.
В следующей картине уже появляются определенные черты классицизма.