Менины. 1656. Холст, масло. 318х276. Прадо, Мадрид

      Менины – придворные дамы, которые в соответствии с дворцовым этикетом предлагают воды принцессе Маргарите. Ситуацию зритель видит глазами королевской четы, которую пишет Веласкес и отражение ее можно видеть в зеркале на стене. Известны все персонажи, изображенные в картине, и хотя она написана в бытовом жанре, она близка и к жанру портрета.

    

Пряхи. 1657. Холст, масло. 220х289. Прадо, Мадрид.

Изображена ситуация в королевской мануфактуре гобеленов: на первом плане работают пряхи, на втором плане в помещении, открывающемся за аркой, дамы рассматривают готовый гобелен. Сюжетом его, по мнению специалистов, является древнегреческий миф об Арахне, искусной пряхе, которая возгордилась своим умением и вступила в состязание с самой Афиной (покровительницей ремесел и ткачества). Арахна сделала прекрасную работу, но выказала при этом непочтительное отношение к богам, за что и была наказана Афиной: превращена в паука, вечно ткущего свою паутину.

Художник делает акцент на самом процессе, показывая его красоту и красоту работающего человека-создателя.

 

 

ИСКУССТВО ФРАНЦИИ 17 ВЕКА.

 

 

I. Исторические условия.

      17 век во Франции – период абсолютизма, время правления Людовиков XIII и XIV (абсолютизм – господство дворянства и сосредоточение власти в руках короля).

Властями созданы условия для развития промышленности и торговли, расширяются колониальные владения страны. Но, как обычно, благоденствие страны строилось на эксплуатации народа, его обнищании.

II. Искусство.

      17 век – период расцвета французской культуры: математики, физики, философии (Декарт: «Разум – главное средство познания истины»), литературы (Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен).

В изобразительном искусстве развиваются три направления:

· стиль барокко, выражающий интересы двора;

· реалистическое направление первой половины 17 века, отражавшее мировоззрение третьего сословия (купцов, ремесленников, низшего духовенства);

· стиль классицизм, родившийся в первой половине 17 века и являвшийся в этот период отражением идей круга философов, писателей, художественной интеллигенции.

В 1648 году в Париже была основана Академия живописи и скульптуры, которая уже во второй половине 17 века стала органом контроля и управления искусством.

 

 

III.    Никола Пуссен (1594-1665).

Основоположник стиля классицизма в живописи, мастер исторического и мифологического жанров, портретист, пейзажист.

 

Родился в семье отставного военного. Сам Пуссен местом своего рождения называл город Андели (Нормандия), по последним изысканиям   это деревня Виллер в окрестностях города.

О годах детства и юности известно мало, с семьей связи он не имел. Учиться начал в родном городе и продолжил в 18 лет в Париже. Учителями его были: Кантен Варен, 3 месяца учился у Лаллемана, у Фердинанда Элле Старшего он познакомился с гравюрами с картин Рафаэля, общался с Куртуа – коллекционером гравюр.

По все видимости, именно поэтому у него появилось желание попасть в вечный город, который мог предоставить художнику богатые возможности изучения произведений мастеров прошлого и собственного становления.

В 1624 году художник поселяется в Риме, где он и прожил всю оставшуюся жизнь. Лишь на небольшой срок в два года (1640-1642) он возвращался в Париж.

В Риме Пуссен изучает античность (рисунок с рельефа триумфальной арки императора Тита), искусство эпохи Возрождения. Среди художников он выделял Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Веронезе, Караваджо.

Первые картины в Риме написаны были еще в стиле барокко.

 

Битва Иисусу Навина с амалекитянами. 1624-1625. Холст, масло. 97,5х134. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Иисус Навин – преемник Моисея, сражение произошло при выходе из Египта.

Амалекитяне – древнее племя иудейского происхождения, жили на Синайском полуострове и в пустыне Негев. Потомки Авраама и Сары через внука Исава Амалека.

Победу помогли одержать молитвы Моисея, воздетые руки которого поддерживали для перевеса сил евреев.

Динамичная, построенная по диагонали многофигурная композиция, сложные движения и ракурсы, плотное заполнение фигурами композиционной плоскости, яркие краски. Но цветовое решение выглядит негармоничным, и странно в пространстве слева выглядит положение фигуры убегающего амалекитянина.

 

Битва Иисуса Навина с амореями. 1624-1625. 97х134. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

      Аморрей – сын Ханаана, по имени которого названо племя скотоводов-семитов, кочевавших между Ханааном и Шумером. Владели восточным берегом реки Иордан и городами, в том числе Иерусалимом и Хевроном.

Картина выглядит более цельно по композиции и более гармонична по цвету, но пространственные положения некоторых фигур также вызывают недоумение. Пейзаж, как и в первой «Битве», фрагментарен.

 

В следующей картине уже появляются определенные черты классицизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: