Воздвижение креста. 1610-1611. Холст, масло. 464,2х340

      Боковые створки составляют с центральной частью единую композицию.

 Переведен с дерева на холст. 

 Снятие со креста. 1612. Дерево, масло. 420,5х320.                                                                                                                    

      Левая створка: Встреча Марии с Елизаветой.

Правая створка: Принесение во храм (или Сретение, т.е. встреча святого Симеона с младенцем Христом во храме).

      Оба алтаря выполнены в традиционной для Северного Возрождения форме триптиха-складня.

Черты стиля барокко:

· Идея прославления героя.

· Динамичная, построенная по диагонали композиция.

· Обилие второстепенных персонажей.

· Ракурсы.

· Контрасты цвета и света.

 

 

Союз Земли и Воды. Ок. 1618. Холст, масло. 222,5х180,5. Государственный Эрмитаж,

                                                                                                                              Санкт-Петербург.

      Картина является аллегорией на выход Фландрии к морю, когда стране было возвращено устье реки Шельды. Изображены бог моря Нептун и богиня плодородия Кибела.

Манера письма Рубенса, сформировавшаяся на данный момент, сочетает в себе широкое письмо с детальной прорисовкой, лессировки с пастозным письмом в светах. Часто художник применял тонированный грунт.

 

Возчики камней. Ок. 1620. Холст, масло. 87х126,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-

                                                                                                                                           Петербург.

      Первоначальное впечатление, что картина выполнена в жанре пейзажа, при внимательном рассмотрении меняется: необычное освещение, совмещающее дневное и ночное. Молодой человек и старик, преодолевающие на повозке трудную горную дорогу. Старое и молодое деревья: - все эти особенности говорят и том, что картина представляет собой аллегорию человеческой жизни, проходящую в тяжелом труде от рассвета до заката, и движущуюся от рождения до смерти.

Зрелый период. 1620-1630 годы.

Персей и Андромеда. 1620-1621. Холст, масло. 99,5х139. Государственный Эрмитаж,

                                                                                                                              Санкт-Петербург.

      Известный мифологический сюжет спасения Персеем Андромеды. В геометрическом центре находится голова медузы Горгоны, но композиционный центр смещен влево, где изображены главные герои. Резкий контраст обнаженного тела Андромеды с доспехами Персея – этот эффект подсмотрен у Тинторетто в картине «Спасение Арсинои».

 

Охота на львов. 1621. 246х374. Холст, масло. Пинакотека, Мюнхен.

      Одна из его картин на темы охоты («Охота на гиппопотама и крокодила», «Охота на львов и тигров»). Сплетение тел напоминает копированный им картон Леонардо «Битва при Ангиари».

 

Серия картин «История Марии Медичи». 1622-1625. Холст, масло. Лувр, Париж .

      Включает 22 картины. Мария Медичи с исторической точки зрения в первую очередь жена Генриха IV и мать Людовика XIII. История ее жизни не блещет событиями, гений Рубенса превратил ее в торжественное эпохальное действо с огромным числом мифологических персонажей.

Прибытие Марии Медичи в Марсель. 394х295.

Коронация Марии Медичи. 394х727.

      Эскиз 49х63 хранится в Эрмитаже.

 

Портрет камеристки инфанты Изабеллы. 1623-1626. 63,5х47,8. Дерево, масло.

                                                                        Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Портрет дочери. 1615-1616. Холст, масло. 37х27. Картинная галерея княжества

                                                                                                                       Лихтенштейн. Вадуц.

В 1626 году умирает его жена. Рубенс соглашается на роль дипломатического агента для заключения мира между Испанией и Англией.

Стеновский период. 1630-1640.

Последний период жизни художника связан с новой музой: Рубенс женится на 16-летней дочери торговца коврами, своего друга,  Елене Фоурмен. Со второй половины 30-х годов чаще живет в своем поместье в замке Стен, желая отойти от публичной жизни. Образ Елены Фоурмен можно узнать во многих мифологических героинях картин Рубенса этого периода.

 

Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье. 1631. Дерево, масло. 163,5х136,9. Старая

                                                                                                                       пинакотека, Мюнхен.

Портрет Елены Фоурмен с детьми. 1636. Дерево, масло. 113х82. Лувр, Париж.

Шубка. 1638. Дерево, масло. 176х83. Музей истории искусства, Вена.

Через его мастерскую прошли все значительные художники Фландрии. Его ученики принимали активное участие в исполнении заказов: фигуры людей в его картинах писали Ван Дейк, Якоб Йорданс, пейзажи Лукас ван Юден, Ян Вильденс, зверей писал Франс Снейдерс, цветы и фрукты – Ян Брейгель Бархатный.

 

V.  Антонис ван Дейк (1599-1641).

Портретист.

      Родился в семье богатого антверпенского коммерсанта. Учился у Хендрика ван Балена, с 16 лет у него была уже своя мастерская.

С 1618 года работает в мастерской Рубенса: пишет портреты и фигуры людей в заказных картинах.

 

Первый антверпенский период – до1621 года..

Автопортрет. 1622. Холст, масло. 116,5х93,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Семейный портрет. 1621. Холст, масло. 113,5х93,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.                                                                                                                                              

      Глубокий психологизм, широкая манера письма. Часто использовал схему двойного портрета.

Италия. Генуя. 1621-1627.

Много пишет заказных портретов. Создает парадный аристократический портрет.

Кардинал Бентиволио. 1620-е годы. Холст, масло. 195х147. Палаццо Питти, Флоренция.

Маркиза Бриньола-Сале. 152,2х98,7.

      Многие женские портреты, написанные в Италии, решены по одной схеме: модель стоит трехчетвертном повороте, обращена влево, импозантность образу придает вытянутость фигуры. Фон – колоннада, может быть пейзаж, а также монументальная драпировка, рядом с портретируемой стоит стул, на который она может опираться.

 

Второй антверпенский период – 1627-1632.

«Иконография Ван-Дейка». 1626-1633. Офорт.

Гравюры по его рисункам с натуры (16 авторских офортов), а также собственные офорты других художников.

 

Мария Луиза де Тассис. Ок. 1630. Холст, масло. 128х92. Музей Лихтенштейн, Вена.

Портрет эрцгерцогини Изабеллы

Англия. 1632-1641.

Успех, большая мастерская. Развивается генуэзский тип парадного портрета.

 

Карл I на охоте. 1635. холст, масло. 272х212. Париж, Лувр.

Тройной портрет Карла I.

Семья Карла I.

Джордж Дигби и Уильям Рассел. 1637. 242х155.

Герцог Ричмондский.

Анна Керк и Анна Далькит.

       Для поздних английских портретов характерны яркие краски, тщательная прописка всех деталей, отсутствие психологизма.

 

V. Якоб Йорданс (1593-1678).

    Учился у Адама ван Ноорта, женился на его дочери.Занимался в мастерской Рубенса, помогал писать картины (писал фигуры людей).

С середины 17 века, после смерти Рубенса и отъезда ван Дейка в Англию, становится ведущим художником фламандской школы. Выполнял также работы для голландских заказчиков. Работал в разных жанрах: писал картины на религиозные сюжеты, мифологические, аллегорические, а также портреты.

 

Поклонение волхвов. 1618.

Аллегория плодородия. 1622-1625.

Портрет молодых супругов. 1615-1620.

      Но лучше всего у него получались картины бытового жанра.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow