Боковые створки составляют с центральной частью единую композицию.
Переведен с дерева на холст.
Снятие со креста. 1612. Дерево, масло. 420,5х320.
Левая створка: Встреча Марии с Елизаветой.
Правая створка: Принесение во храм (или Сретение, т.е. встреча святого Симеона с младенцем Христом во храме).
Оба алтаря выполнены в традиционной для Северного Возрождения форме триптиха-складня.
Черты стиля барокко:
· Идея прославления героя.
· Динамичная, построенная по диагонали композиция.
· Обилие второстепенных персонажей.
· Ракурсы.
· Контрасты цвета и света.
Союз Земли и Воды. Ок. 1618. Холст, масло. 222,5х180,5. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Картина является аллегорией на выход Фландрии к морю, когда стране было возвращено устье реки Шельды. Изображены бог моря Нептун и богиня плодородия Кибела.
Манера письма Рубенса, сформировавшаяся на данный момент, сочетает в себе широкое письмо с детальной прорисовкой, лессировки с пастозным письмом в светах. Часто художник применял тонированный грунт.
Возчики камней. Ок. 1620. Холст, масло. 87х126,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-
Петербург.
Первоначальное впечатление, что картина выполнена в жанре пейзажа, при внимательном рассмотрении меняется: необычное освещение, совмещающее дневное и ночное. Молодой человек и старик, преодолевающие на повозке трудную горную дорогу. Старое и молодое деревья: - все эти особенности говорят и том, что картина представляет собой аллегорию человеческой жизни, проходящую в тяжелом труде от рассвета до заката, и движущуюся от рождения до смерти.
Зрелый период. 1620-1630 годы.
Персей и Андромеда. 1620-1621. Холст, масло. 99,5х139. Государственный Эрмитаж,
Санкт-Петербург.
Известный мифологический сюжет спасения Персеем Андромеды. В геометрическом центре находится голова медузы Горгоны, но композиционный центр смещен влево, где изображены главные герои. Резкий контраст обнаженного тела Андромеды с доспехами Персея – этот эффект подсмотрен у Тинторетто в картине «Спасение Арсинои».
Охота на львов. 1621. 246х374. Холст, масло. Пинакотека, Мюнхен.
Одна из его картин на темы охоты («Охота на гиппопотама и крокодила», «Охота на львов и тигров»). Сплетение тел напоминает копированный им картон Леонардо «Битва при Ангиари».
Серия картин «История Марии Медичи». 1622-1625. Холст, масло. Лувр, Париж .
Включает 22 картины. Мария Медичи с исторической точки зрения в первую очередь жена Генриха IV и мать Людовика XIII. История ее жизни не блещет событиями, гений Рубенса превратил ее в торжественное эпохальное действо с огромным числом мифологических персонажей.
Прибытие Марии Медичи в Марсель. 394х295.
Коронация Марии Медичи. 394х727.
Эскиз 49х63 хранится в Эрмитаже.
Портрет камеристки инфанты Изабеллы. 1623-1626. 63,5х47,8. Дерево, масло.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Портрет дочери. 1615-1616. Холст, масло. 37х27. Картинная галерея княжества
Лихтенштейн. Вадуц.
В 1626 году умирает его жена. Рубенс соглашается на роль дипломатического агента для заключения мира между Испанией и Англией.
Стеновский период. 1630-1640.
Последний период жизни художника связан с новой музой: Рубенс женится на 16-летней дочери торговца коврами, своего друга, Елене Фоурмен. Со второй половины 30-х годов чаще живет в своем поместье в замке Стен, желая отойти от публичной жизни. Образ Елены Фоурмен можно узнать во многих мифологических героинях картин Рубенса этого периода.
Портрет Елены Фоурмен в свадебном платье. 1631. Дерево, масло. 163,5х136,9. Старая
пинакотека, Мюнхен.
Портрет Елены Фоурмен с детьми. 1636. Дерево, масло. 113х82. Лувр, Париж.
Шубка. 1638. Дерево, масло. 176х83. Музей истории искусства, Вена.
Через его мастерскую прошли все значительные художники Фландрии. Его ученики принимали активное участие в исполнении заказов: фигуры людей в его картинах писали Ван Дейк, Якоб Йорданс, пейзажи Лукас ван Юден, Ян Вильденс, зверей писал Франс Снейдерс, цветы и фрукты – Ян Брейгель Бархатный.
V. Антонис ван Дейк (1599-1641).
Портретист.
Родился в семье богатого антверпенского коммерсанта. Учился у Хендрика ван Балена, с 16 лет у него была уже своя мастерская.
С 1618 года работает в мастерской Рубенса: пишет портреты и фигуры людей в заказных картинах.
Первый антверпенский период – до1621 года..
Автопортрет. 1622. Холст, масло. 116,5х93,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Семейный портрет. 1621. Холст, масло. 113,5х93,5. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Глубокий психологизм, широкая манера письма. Часто использовал схему двойного портрета.
Италия. Генуя. 1621-1627.
Много пишет заказных портретов. Создает парадный аристократический портрет.
Кардинал Бентиволио. 1620-е годы. Холст, масло. 195х147. Палаццо Питти, Флоренция.
Маркиза Бриньола-Сале. 152,2х98,7.
Многие женские портреты, написанные в Италии, решены по одной схеме: модель стоит трехчетвертном повороте, обращена влево, импозантность образу придает вытянутость фигуры. Фон – колоннада, может быть пейзаж, а также монументальная драпировка, рядом с портретируемой стоит стул, на который она может опираться.
Второй антверпенский период – 1627-1632.
«Иконография Ван-Дейка». 1626-1633. Офорт.
Гравюры по его рисункам с натуры (16 авторских офортов), а также собственные офорты других художников.
Мария Луиза де Тассис. Ок. 1630. Холст, масло. 128х92. Музей Лихтенштейн, Вена.
Портрет эрцгерцогини Изабеллы
Англия. 1632-1641.
Успех, большая мастерская. Развивается генуэзский тип парадного портрета.
Карл I на охоте. 1635. холст, масло. 272х212. Париж, Лувр.
Тройной портрет Карла I.
Семья Карла I.
Джордж Дигби и Уильям Рассел. 1637. 242х155.
Герцог Ричмондский.
Анна Керк и Анна Далькит.
Для поздних английских портретов характерны яркие краски, тщательная прописка всех деталей, отсутствие психологизма.
V. Якоб Йорданс (1593-1678).
Учился у Адама ван Ноорта, женился на его дочери.Занимался в мастерской Рубенса, помогал писать картины (писал фигуры людей).
С середины 17 века, после смерти Рубенса и отъезда ван Дейка в Англию, становится ведущим художником фламандской школы. Выполнял также работы для голландских заказчиков. Работал в разных жанрах: писал картины на религиозные сюжеты, мифологические, аллегорические, а также портреты.
Поклонение волхвов. 1618.
Аллегория плодородия. 1622-1625.
Портрет молодых супругов. 1615-1620.
Но лучше всего у него получались картины бытового жанра.