1. Цели архивной практики: дать бакалаврам целостное представление о функционировании архивов разного уровня образования и разных форм собственности, а также становлении и развитии архивного дела.
Целью практики является:
закрепление теоретических знаний, полученных при изучении базовых дисциплин, в частности архивоведения;
развитие и накопление специальных навыков, изучение и участие в разработке организационно-методических и нормативных документов для решения отдельных задач по месту прохождения практики;
изучение организационной структуры предприятия и действующей в нем системы управления;
ознакомление с содержанием основных работ и исследований, выполняемых в архиве;
изучение особенностей строения, состояния, поведения и функционирования конкретных процессов архивных отделов (выполнение социально-правовых запросов).
2. Задачи архивной практики:
Задачи: Согласно ФГОС ВО по направлению 46.03.01 – История бакалавр, завершивший изучение дисциплины, достигает следующих результатов:
В области общепрофессиональных компетенций:
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2, З.1, В.2);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания (ОПК-3, З.2, У.2, В.2)
В области профессиональных компетенций:
научно-исследовательская деятельность:
способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3, З.3, У.2, В.3);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, месте человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5, З.4, У. 3, В. 1)
способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию (ПК-6, З.5, З.6, У.4, У.5, В.5, В.6);
способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, месте человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-15, З.7, У.6, В.7).
Знать (иметь представление):
- базовые понятия, термины, профессиональную лексику курса;
- основные этапы истории дисциплины, ее современное состояние и перспективы развития, корпус исторических источников и литературу;
- специальную литературу, содержащую историко-географическую информацию, основные законы естественнонаучных дисциплин, их проявления в развитии исторической географии;
- основы теории, истории и методики генеалогии;
- понятийный аппарат камеральной и полевой археографии; основные требования к проведению историко-документальной экспертизы и научной публикации исторических источников;
- нормативно-правовую базу, регулирующую издание исторических источников.
Уметь:
- определять движущие силы и закономерности исторического процесса, место и роль природно-географических факторов в историческом развитии, применять содержание естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, использовать теоретические знания и методы исследования в области исторической географии на практике, критически анализировать и излагать историко-географическую информацию;
- применять методику генеалогии для анализа и оценки информации исторических источников;
- применять принципы отбора документов для научной публикации, правила издания исторического источника и справочного аппарата.
Владеть (иметь опыт):
- способностью к обобщению, анализу, восприятию историко-географической, генеалогической и археографической информации, навыкам изучения соответствующих источников, повышения своего профессионального уровня в данных областях знания.
В целом соотношение целей, задач и требований к уровню освоения архивной практики можно представить в виде матрицы компетенций.
Индекс | Компетенция по ФГОС ВО | Структура компетенции | Дисциплина | |||||
Знания | код | Умения | код | Владение опытом | код | |||
ОПК-2 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | 1- иметь представления о принципах работы электронных каталогов библиотек. | З- | У- | 1-пользоваться электронными каталогами библиотек, составлять библиографические картотеки. | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика | |
ОПК-3 | способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности элементы естественнонаучного и математического знания | 2-иметь базовое представление об естественнонаучной картине мира. | З- | 1-объяснять фундаментальные законы естественнонаучной картины мира. | У- | 2-владение опытом творческого решения, поставленных проблем | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика |
ПК-3 | способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования | 3-базовые понятия, термины источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования. | З- | 2-применять методику специальных исторических дисциплин. | 3-составлять генеалогические и ономастические таблицы. | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика | |
ПК-5 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, месте человека в историческом процессе, политической организации общества | 4-знания о движущих силах и закономерностях исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества | 3-объяснять движущие силы и закономерности исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, месте человека в историческом процессе, политической организации общества | 4-владение опытом творческого решения, поставленных проблем | ||||
ПК-6 | способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию | 5-основные вехи политической, социально-экономической и культурной жизни России, место страны в системе международных отношений; 6-основные факты, даты имена выдающихся исторических деятелей. | 4-быть способным к переоценке исторического опыта России; 5-формулировать вопросы по обсуждаемой проблеме, участвовать в дискуссии. | У- | 5-участия в учебных и исследовательских проектах, 6-составления тестов, кейсов, фрагментов хрестоматий. | В- | Б2.У.2 Учебная архивная практика | |
ПК-15 | способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роли насилия и ненасилия в истории, месте человека в историческом процессе, политической организации общества | 7-базовые основы работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ | 6-быть способным к к работе с информацией для обеспечения деятельности аналитических центров, общественных и государственных организаций, СМИ | 7-владение опытом творческого решения, поставленных проблем | Б2.У.2 Учебная архивная практика |