Возможно — приблизительно в 1085 году н. э., через 31—33 года после «нулевого года», совпадающего с 10S3 годом н. э. Или в 1095 году н. э. («пасхальная» датировка).-Но так или иначе это событие конца XI века.
РАСПЯТИЕ ХРИСТА В НОВОМ РИМЕ НА БОСФОРЕ
Распятие Иисуса Христа происходит, вероятно, в Новом Риме на Босфоре. В городе, который именно в ту эпоху стал новой столицей Византийской империи. Этот же город называли Иерусалимом, а также Троей.
ПЕРВИЧНЫЙ СМЫСЛ ЦИФР X И I
Цифра X, то есть «десять», в латинском обозначении века первоначально была просто начальной буквой X имени Христос. Поэтому в первое время сокращение «XI век» означало «Христа Первый век», то есть «Первый Век от Воплощения Иисуса Христа».
А цифра I, то есть «один», в арабском обозначении года первоначально указывала первую букву I имени Иисус. Поэтому, например, выражение «1255 год» пер-
467
воначально означало: «от Иисуса 255 год». Потом об этом забыли, что и породило хронологический сдвиг многих документов на 1000 лет или на 1053 года.
|
|
ХРИСТИАНСТВО СТАНОВИТСЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕЛИГИЕЙ ВИЗАНТИИ
Христианство объявлено государственной религией в Византийской империи и во всех подвластных ей фемах — провинциях. Таким образом, географические очертания Византийской империи в это время примерно совпадают с областью распространения христианства.
ДВЕНАДЦАТЫЙ ВЕК
Христианство остается более или менее единой религией на всей территории Византийской империи — единственной мощной империи той эпохи. Об этой эпохе «Раннего христианства» известно очень мало.
ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК
ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА ОСТАЕТСЯ ЕДИНОЙ ИМПЕРСКОЙ РЕЛИГИЕЙ
Христианство по-прежнему остается единой государственной религией в Византийской империи, но на востоке и на западе империи начинает приобретать несколько различные формы, объясняемые географическими, климатическими и другими условиями различных местностей.
ВОСТОК УДЕРЖИВАЕТ СТРОГУЮ ФОРМУ ХРИСТИАНСТВА
На Востоке, например, в фемах—провинциях Руси и Турции, удерживается более строгая, сдержанная, отчасти даже аскетичная форма первичного христианства.
468
НА ЗАПАДЕ ХРИСТИАНСТВО
ПРИОБРЕТАЕТ ФОРМУ АНТИЧНОГО ПАНТЕОНА
ОЛИМПИЙСКИХ БОГОВ
В западных фемах-провинциях — во Франции, Италии и др. первичное христианство постепенно приобретает черты культа, знакомого нам по описанию «античных» авторов как «античный» пантеон, включающий в себя в том числе и вакхический оргиастический культ. Это — Зевс (Юпитер), Афродита (Венера), Посейдон (Нептун), многочисленные другие олимпийские боги, вакхические праздники и т. п.
|
|
В это время византийский имперский центр ослабевает. Христианство пока остается единым, но назревают крупные противоречия между, условно говоря, его «восточной» и «западной» ветвями.
НОВЫЙ РИМ ПОД КОНТРОЛЕМ ВОСТОЧНОГО ХРИСТИАНСТВА
Распад Византийской империи приводит к тому, что Новый Рим — как колыбель, центр и святыня единого вселенского христианства — оказывается под контролем «восточной» ветви христианства. «Западная» ветвь не может смириться с этим и заявляет свои права на «Гроб Господень» в Иерусалиме, то есть в Новом Риме ш Константинополе.
ЗАПАД ОТВЕЧАЕТ КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ
Запад начинает крестовые походы, провозглашенной целью которых является «освобождение Гроба Господня» из рук «неверных». Поэтому походы западных крестоносцев направлены именно на Новый Рим — Иерусалим. Под «неверными» первоначально понимались «восточные» христиане; из этой ветви христиан возникли потом православные и мусульмане.
Вспыхивает Троянская война, длящаяся много лет.
469
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВЕХ ВЕЛИКОЕ • «М0НТО1&СК0Е» НАШЕСТВИЕ
Русь-Орда и Турция-Атамания выигрывают Троянскую войну. Происходят бурные политические и военные события — начинается Великое = «Монгольское» нашествие с Востока — из Владимиро-Суэдальской Руси — на Запад.
ПЯТНАДЦАТЫЙ ВЕК
Происходит раскол ранее единого христианства на несколько крупных ветвей — религий. Перечислим их.
Православие, то есть ортодоксальное христианство, вероятно, наиболее близкое к первичному культу, более сдержанное и суровое по духу. Центром православия становится Древняя Русь. Православие распространено также на Балканах и на Востоке.
Ислам или мусульманство — на Востоке, первона
чально довольно близкое к православию. Также строгая
и аскетичная религия. ■
Католицизм — в основном на Западе. Наиболее удалившийся от первичного сдержанного культа XI века.
Некоторое время существовал в форме греко-римского пантеона богов с элементами вакхического орги-астического культа. По мнению Морозова, вследствие распространения вакхической практики в некоторых странах Западной Европы распространились болезни, названные венерическими, по имени Венеры — богини любви.
Для устранения подобных нежелательных социальных последствий потребовалась реформа католического культа, для чего в некоторых странах Западной Европы и была позднее введена инквизиция. После церковной реформы и успешной работы инквизиции католическая ветвь христианства приобрела современные, уже хорошо знакомые нам формы, также довольно сдержанные.
Еще один вариант христианства — буддизм на Восто-
470
ке. Индия, Китай и другие страны Юго-Восточной Азии.
Иудаизм— как на Западе, так и на Востоке. Первоначально — форма доиисусовского христианства. С течением времени подвергся довольно сложной эволюции.
Остальные религии ж столь широко распространены. В основном они отщепляются от перечисленных выше лишь в XVI веке.
Дммнй Елопт - Ммц-Яйм • Втн* Pirn. Сслшм tn стелит ныымгк* Ал»стдрн«й. |
Итак, по нашему мнению, все известные сегодня мировые религии, перечисленные выше, вышли из одного корня, из одного центра — первоначального христианства XI века н. э. Это объясняет, в частности, выводы, сделанные большой школой ученых, работавших в XIX веке в области так называемой «сравнительной религии». После обработки огромного материала они обнаружили настолько много общего между всеми указанными религиями, что вынуждены были придумать целую теорию, будто «более позднее» христианство заимствовало, например, у «более раннего» буддизма почти все основные элементы культа. Такое «объяснение» было продиктовано неправильной скалигеровской хронологией. И -потому оказывается неверным.
|
|
Рис. 28. Наша реконструкция истории основных империй. Сначала Византия, затем Великая - «Монгольская» империя XIV— XVI веков и ее раскол в XVI—XVII веках на несколько царств
471
ЕВАНГЕЛИЯ И БИБЛИЯ
Евангелия написаны либо в конце XI века, либо в начале XII века. Все остальные книги Библии — как Нового, так и Ветхого Завета — написаны, вероятно, не ранее конца XI или начала XII века н. э. Известные сегодня редакции Евангелий и Псалтири восходят к XIV веку. А остальные книги Ветхого Завета редактировались в отдельных случаях вплоть до XVII века.
Глава 2