Основные империи Европы и Азии (реконструкция)

Схема реконструкции истории основных империй приводится на рис. 28.

ДРЕВНИЙ «ПЕРВЫЙ» РИМ

ЕГИПЕТ КАК МИЦ-РИМ. ПЕРВЫЙ РИМ -АЛЕКСАНДРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ

По-видимому, наиболее древним царством, отры­
вочные сведения о котором дошли до нас, является
Древний Первый Рим или Ветхий Рим, он же — Древ­
ний Египет.                     -

Его столица была расположена в устье Нила и назы­вается сегодня Александрией. Сведений об этом царст­ве у нас сегодня практически нет. Условно будем назы­вать Александрию Рим I, то есть Первый Рим.

ЕГИПЕТСКИЕ ПИРАМИДЫ ЕЩЕ ПОКА НЕ ПОСТРОЕНЫ

Никаких знакомых нам сегодня циклопических по­строек — пирамид, сфинксов, храмов, обелисков — в этом царстве пока нет. Все они будут возведены значи­тельно позднее.

472


ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ Х-ХП1 ВЕКОВ ПЕРЕНОС СТОЛИЦЫ В НОВЫЙ РИМ НА БОСФОРЕ

В X—XI веках столица царства переносится на за­падный берег пролива Босфор, и здесь возникает Новый Рим. Будем условно называть его Рим II, то есть Вто­рым Римом. Он же Иерусалим, он же Троя, он же Кон­стантинополь. А затем турецкий Стамбул.

ВИЗАНТИЯ КАК «ВТОРОЙ АНТИЧНЫЙ»

Любопытно, что имя «второй», вероятно, проступает в самом названии «Византия», которое могло когда-то означать BIS-ANTIC, то есть «Второй Древний» (Рим). Здесь bis = повтор, второй.

ХРИСТИАНСТВО - РЕЛИГИЯ ВИЗАНТИИ

Государственной религией Византии с XI века ста­новится христианство.

ФЕМЫ-ПРОВИНЦИИ ВИЗАНТИИ

Власть Византии распространяется на многие регио­ны Запада и Востока. Здесь расположены фемы-про-винции имперского центра. Каждая является в значи­тельной мере самостоятельным государственным обра­зованием, но возглавляется византийским наместни­ком — королем, царем, князем — и является вассалом Нового Рима — Константинополя.

Среди фем-провинций — Египет, Русь, Турция, Гер­мания, Италия, Франция, Испания и др. Характер под­чинения фем имперскому центру довольно гибок. Один из признаков вассального подчинения — выплачивание дани Новому Риму.

Кроме того, фемы объединены общей религией. Новый Рим — общепризнанный религиозный центр. Он же — Иерусалим, Святой Город.

Может быть, греческое слово «фема» или «тэма»

473


связано с ордынско-татарским словом «тумен», то есть с русским словом «тьма», что означало воинскую еди­ницу;






ГДЕ ПИШУТСЯ В ЭТО ВРЕМЯ ЛЕТОПИСИ?

Самостоятельная местная история в фемах еще прак­тически не записывается. Хроники ведутся пока лишь в Новом Риме (столице империи) и отражают в основном события, представляющие интерес для Нового Рима. Копии хроник иногда оказываются и в некоторых визан­тийских фемах-провинциях. Но в этих текстах все-таки в основном говорится о событиях центральной Византии и лишь вскользь — о событиях на периферии.

ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК - ОСЛАБЛЕНИЕ

ВИЗАНТИИ. БОРЬБА ВОСТОКА И ЗАПАДА

ЗА ВЛАСТЬ В ВИЗАНТИИ. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ

КАК ОТРАЖЕНИЕ ЭТОЙ БОРЬБЫ

ВИЗАНТИЯ СЛАБЕЕТ И ПОПАДАЕТ ПОД КОНТРОЛЬ ВОСТОКА

Византия слабеет как мировая империя. Ее фемы-провинции начинают набирать силы и ощущать свою самостоятельность. В XII—ХШ веках восточные фемы, особенно Русь, наиболее усилившаяся к этому времени, захватывают контроль над имперским центром.

Вероятно, пока еще не в виде буквального захвата Нового Рима, а в форме подчинения политики импе­рии своим интересам. Кратко говоря, Новый Рим начи­нает — вынужден — проводить «восточную политику» в большей мере, чем «западную».

ЗАПАД ПРОТИВИТСЯ

Западные фемы, естественно, недовольны таким переносом влияния в сторону Востока и предпринима­ют ответные меры. Разгорается борьба между Востоком и Западом за власть в Новом Риме — в центре Визан­тийской империи.

474



НА УСИЛЕНИЕ ВОСТОЧНЫХ ФЕМ ЗАПАД ОТВЕЧАЕТ КРЕСТОВЫМИ ПОХОДАМИ

Восток усиливается, и тогда западные фемы отвеча­ют на его усиление волной крестовых походов. Их ре­альная цель — перехватить власть в Византии. Для идеологического, обоснования военных походов на Восток (в Новый Рим) выдвинута идея «освобождения Гроба Господня от неверных». Лозунг, нам хорошо известный по документам средних веков. Мы лишь предлагаем те­перь взглянуть па него по-новому.

Запад объявил «неверными» своих недавних собра­тьев по вере — восточные фемы. А поскольку они те­перь контролировали Новый Рим, то есть «Гроб Госпо­день», находившийся, вероятно, в самом Новом Риме или около него на Голгофе (вероятно, гора у пригорода Бейкос на азиатском берегу Босфора), то на Западе, ес­тественно, зазвучала и нашла живой отклик главная мысль лозунга: пойти войной на «неверных» и освобо­дить Гроб Господень.

Именно поэтому крестовые походы направлялись в основном на Новый Рим — столицу империи.

Резюме. Запад ответил на усиление Востока кресто­выми походами — военно-идеологическими мероприя­тиями. Крестовые походы в действительности были борь­бой за власть в слабеющем имперском сердце Византии. Так был сделан первый шаг и в направлении религиозного раскола внутри прежде единой христианской религии. Го­воря обобщенно — на «восточные» и «западные» религии.

Еще раз подчеркнем: мы говорим здесь о Западе и Востоке в значительной мере условно, не уточняя дета­ли, которые сейчас загромоздили бы наш рассказ.

ТРИНАДЦАТЫЙ ВЕК — ГРАНДИОЗНАЯ ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА

ТРОЯНСКАЯ ВОЙНА КАК БОРЬБА ВОСТОКА И ЗАПАДА

Накопившиеся противоречия между Западом и Вос­током выливаются в кровопролитную и затяжную войну с далеко идущими последствиями для всей истории Ев-

475


ропы и Азии. Это и есть легендарная Троянская война, отразившаяся во многих документах также под назва­ниями: Тарквинийская война, Готская война и др.

Так, в изложении Гомера под именем «греки» в ней выступал Запад. А под именем «троянцы» (ТРК или ТРНК) — Восток, то есть готы, «монголы» = великие, турки, татары.

В скалигеровской истории средних веков эта же
война хорошо известна под собирательным именем
крестовых походов XIII века: взятие Константинополя в
1204 году, затем — падение Константинополя в 1261
году, потом — кровопролитные войны (якобы на терри­
тории Италии) середины XIII века. Основные герои:
Манфред, Карл Анжуйский.           k

Короче говоря, Троянская война XIII века н. э. раз^ бивается на целую серию отдельных кровопролитных войн, как это, собственно, и описано, например, «анти­чным» Гомером, средневековым Прокопием.

Крестовым походам современная история придает чрезвычайно большое значение.

В нашей реконструкции их роль возрастает ещеболь­ше.Троянская война XIII века — условно говоря, война между Востоком и Западом — фактически определила дальнейшие события в Европе и Азии на несколько столетий.









Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: