МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебная дисциплина «Редактирование» входит в вариативную часть «Профессионального цикла» ФГОС ВПО по направлению подготовки 034700.62 «Документоведение и архивоведение». Задания к контрольной работе составлены в соответствии с рабочей программой. Контрольная работа по курсу «Редактирование» представляет собой форму самостоятельной работы с источниками (учебниками, учебными пособиями, словарями), выполняется в межсессионный период, является обязательным условием допуска к экзамену студентов заочного отделения и сдается преподавателю в сроки, определенные учебным планом. Целью выполнения студентом заданий контрольной работы является практическое овладение основными правилами и приемами редактирования текстов официально-делового стиля.
Задачи контрольной работы: 1) способствовать развитию у студентов навыков функционально-стилевого анализа официально-делового текста и стилистической правки служебных документов, умения оценивать варианты и выбирать из них тот, который диктуется условиями контекста, с учетом характера изложения и функционально-стилистической принадлежности языковой единицы; 2) научить анализировать стилистические ошибки, обосновывая произведенные в тексте исправления; 3) способствовать развитию языкового чутья студентов.
|
|
Каждый студент выполняет индивидуальный вариант работы из 10 предложенных в данных методических рекомендациях (номер варианта должен соответствовать последней цифре номера зачетной книжки; последняя цифра 0 предполагает выполнение варианта № 10). Перед выполнением контрольной работы необходимо ознакомиться с нижеследующими методическими рекомендациями.
Контрольная работа состоит из 7 блоков и включает в себя практические задания по ряду основных тем, изучаемых в рамках данного курса.
Блоки I-II помогут определить глубину знания основных текстовых категорий и композиции текста. Блоки III-V направлены на овладение нормами современного русского языка. Блок VI предполагает знание правил оформления перечня, употребления графических сокращений, аббревиатур, выделений. Блок VII предполагает применение на практике знаний о видах правки, особенностях корректуры, а также проверяет умение использовать корректурные знаки при правке текста.
Самостоятельная подготовка к контрольной работе включает в себя как повторение на более высоком уровне полученных в процессе профессиональной подготовки знаний разделов государственной образовательной программы дисциплины «Редактирование», так и углубление, закрепление и самопроверку имеющихся знаний, умений и навыков.
|
|
БЛОК I. ЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕДАКТИРОВАНИЯ
Для выполнения заданий данного блока обязательно знание логических законов, видов логических ошибок; логической схемы построения (тема абзаца, концептуальное предложение абзаца, способ распространения главной мысли в абзаце).
Задание 1. Исправьте логическую ошибку в предложении и объясните, в чем она заключается (сопоставление несопоставимых понятий, подмена понятия, расширение / сужение понятия и др.). Нужно сравнить показатели надежности приборов на первом этапе со вторым этапом.
Образец выполнения задания
В данном предложении логическая ошибка заключается в сопоставлении несопоставимых понятий: утверждается, что нужно сравнить показатели надежности приборов со вторым этапом. Исправленный вариант: Нужно сравнить показатели надежности приборов на первом этапе с показателями на втором этапе.
Задание 2. Определите, какие логические ошибки допущены в данном тексте. Найдите другие нарушения. Запишите исправленный вариант (если не хватает информации, покажите это в тексте).
В профсоюзную организацию предприятия поступило заявление о том, что в одной из лабораторий нарушается порядок очередности в предоставлении отпусков. Профком ознакомился с работой лаборатории и пришел к следующим выводам: 1) лаборатория испытания материалов систематически выполняет производственные задания; 2) руководство лаборатории оказывает действенную помощь каждому ее работнику; 3) результаты работы коллектива лаборатории не раз отмечались приказами завода и приказами по управлению; 4) графики отпусков составляются в срок и при участии профорга лаборатории; 5) предоставление очередных отпусков различным категориям работников лаборатории производится в соответствии с действующей инструкцией.
Образец выполнения задания
В данном тексте нарушен закон тождества (в процессе определённого рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе), поскольку первый, второй и третий пункты не связаны с тезисом (следовательно, нарушен принцип приведения в тексте документа только актуальной для рассмотрения темы информации), соответственно произошла потеря тезиса. Исправленный вариант:
В профсоюзную организацию предприятия поступило заявление о том, что в одной из лабораторий (Какой?- нарушено требование достаточности приведения фактического материала) нарушается порядок очередности в предоставлении
отпусков. Профком ознакомился с работой лаборатории и пришел к выводу, что предоставление очередных отпусков различным категориям работников лаборатории производится в соответствии с действующей инструкцией (Какой?- нарушено требование достаточности приведения фактического материала), графики отпусков составляются в срок и при участии профорга лаборатории.
БЛОК II. КОМПОЗИЦИЯ СЛУЖЕБНОГО ДОКУМЕНТА
Для выполнения заданий данного блока обязательно знание композиции документа, функционально-смысловых типов речи (описания, повествования, рассуждения), способов изложения материала.
Задание 1. Определите функционально-смысловой тип речи текста (описание, повествование, рассуждение) и приведите доказательства.
Текст для анализа
Текст пояснительной записки при необходимости разделяют на разделы и подразделы. Содержание разделов определяется цикловой комиссией.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всего документа, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
|
|
Образец выполнения задания
Текст представляет собой фрагмент инструктирующего документа. Функционально-смысловой тип данного текста – информационное описание, цель которого – дать представление о правилах оформления перечней.
Задание 2. Прочитайте абзац текста официально-делового стиля, выполните смысловой анализ приведенной в нем информации: определите тему абзаца, концептуальное предложение, тезис; опишите построение абзаца; выделите способ распространения главной мысли в абзаце.
Концептуальное предложение абзаца – это предложение, передающее главную мысль абзаца (тезис). Способы распространения главной мысли в абзаце: 1) детализация – приведение подробностей; 2) приведение примеров, подтверждающих главную мысль; 3) сопоставление (противопоставление) фактов, явление, идей, изложенных в концептуальном предложении, с другими фактами, явлениями, идеями; 4) объяснение тезиса; 5) причинное обоснование содержания концептуального предложения; 6) указание на следствие из содержания концептуального предложения; 7) определение понятий, введенных концептуальным положением;
8) аналогия – распространение главной мысли путем указания на аналог; 9) выделение из событий, явлений, лиц, поступков, признаков, обозначенных в концептуальном предложении абзаца, одного с последующей его детализацией; 10) формулировка вывода из содержания концептуального предложения; 11) вопросно-ответный способ; 12) дополнение мысли; 13) усиление темы абзаца; 14) подтверждение главной мысли абзаца; 15) предположение; 16) указание на условие осуществление или истинности утверждения (отрицания), сделанного в концептуальном предложении.
Классическое построение абзаца следующее: 1. Формулировка темы. 2. Разработка темы. 3. Итог сказанному. Однако в такой классической форме абзац встречается очень редко. Обычно конечный тезис отсутствует, и абзац функционирует в «усеченной» форме.
|
|
Текст для анализа
Вы предлагаете использовать для бокового борта самосвала профиль из стали СТЗ толщиной 3 мм. В настоящее время для этой цели используется прокат из низколегированной стали толщиной 2,5 мм. Хотя за счет стоимости материала и достигается уменьшение стоимости кузова, ему сопутствуют нежелательные последствия. К тому же предлагаемый Вами гнутый профиль ведет к увеличению трудовых затрат, так как в наших технических условиях вместо штамповки приходится производить подборку по длине.