Образец выполнения задания

В данном абзаце официально-делового стиля в первом предложении формулируется тема абзаца: «Использование для бокового борта самосвала профиля из стали СТЗ». Главную мысль выражают третье и четвертое предложения, которые являются концептуальными. Другие предложения расширяют и углубляют главную мысль, доказывая основные положения абзаца и иллюстрируя их цифровыми данными. Вывод в данном абзаце отсутствует. Способ распространения главной мысли в абзаце – приведение примеров, подтверждающих главную мысль.

БЛОК III. ИСПРАВЛЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКИХ ОШИБОК

Для выполнения заданий данного блока обязательно знание следующих теоретических понятий:лексические нормы официально-делового стиля; стилистическая окраска языковых средств; виды лексических ошибок (неудачный выбор слова без учета его значения, смешение паронимов, неправильное употребление профессионализмов, жаргонизмов, разговорных и просторечных слов, канцеляризмов и др.); речевая избыточность (плеоназм, тавтология, многословие); устойчиваясочетаемость слов; речевые клише и штампы; фразеологизмы; типы ошибок, связанных с неправильным употреблением фразеологизмов; употребление прописных букв.


Задание 1. Исправьте лексические ошибки, связанные с неудачным выбором слова без учета его значения, со смешением паронимов, с неправильным употреблением профессионализмов, жаргонизмов, разговорных и просторечных слов, канцеляризмов.

1. Что за желание брать на себя обязанности, о ко­торых никто не просил? 2. Раз­витие фотографического рынка в России имеет очень важную роль. 3. В распоряжение сотрудников лаборатории была представлена вся документация. 4. Косметической фирме требуются: косметологи, визажисты, массажеры. 5. Ряд вопросов может рассматриваться на цеховых оперативках. 6. Про­водится обязательная обработка зернохранилища на предмет очистки его от грызунов. 7. Вышеупомянутые члены бригады предложили упростить конструкцию узла карданного вала нижеследующим способом.


ПРИМЕЧАНИЕ

При выполнении подобных заданий следует учитывать, что, кроме указанных в задании ошибок, в предложении могут быть и другие ошибки разных типов, которые тоже нуждаются в исправлении.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Зачем выполнять работу, которая не входит в Ваши должностные обязанности? 2. Развитие фотографического рынка в России имеет очень важное значение. 3. В распоряжение сотрудников лаборатории была предоставлена вся документация. 4. Косметической фирме требуются косметологи, визажисты, массажисты. 5. Ряд вопросов может рассматриваться на цеховых оперативных совещаниях. 6. Про­водится обязательная обработка зернохранилища для очистки его от грызунов. 7. Члены бригады предложили упростить конструкцию узла карданного вала.

Задание 2. В следующих предложениях исправьте ошибки, связанные с неправильным употреблением фразеологизмов и устойчивых сочетаний. Объясните, в чем они заключаются (пропуск слова, замена слова, изменение грамматической формы фразеологизма, смешение фразеологизмов, употреблении фразеологизма без учета его значения). 1. Особое внимание на совещании было отведено качеству продукции. 2. Мастер обещал в счета устранить все неполадки.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Особое внимание на совещании было уделено качеству продукции. (Ошибка в употреблении фразеологизма заключается в замене

слова.) 2. Мастер обещал в два счета устранить все неполадки. (Ошибка в употреблении фразеологизма заключается в пропуске слова.)


Задание 3. В следующих предложениях устраните речевую избыточность и определите ее тип. 1. Предсказать, какие планы на завтра он запла­нировал, крайне трудно. 2. Хулиган выражался грубыми вербальными словами.


Образец выполнения задания

Исправленный вариант: 1. Предсказать, что он запла­нировал на завтра, крайне трудно. (Тип речевой избыточности – тавтология.) 2. Хулиган говорил грубые слова. (Тип речевой избыточности – плеоназм.)

Задание 4. Отметьте лексические и фразеологические сред­ства, нарушающие стилевую однородность предложения; исправьте предложение. Отдаленный северный район, там, где пару лет назад редко можно было встре­тить человека, стал бурно развиваться.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: Отдаленный северный район, где раньше редко можно было встре­тить человека, стал интенсивно развиваться. (Пару лет назад – разговорная конструкция, неуместная в официально-деловом стиле речи; бурно – слово имеет эмоциональную окраску, неуместную в документе; там – лишнее слово).

БЛОК IV. ИСПРАВЛЕНИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ОШИБОК

Для выполнения заданий данного блока обязательно знание следующих понятий и разделов: морфологические нормы официально-делового стиля; употребление конструкций с отглагольными существительными; формы степеней сравнения имен прилагательных; словесно-числовая запись числовой информации; образование и употребление причастий.

Задание 1. Исправьте предложение с немотивированным или стилистически неоправданным употреблением отглагольных существительных.

В проходной следили за снятием верхней одежды.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: На проходной следили за тем, чтобы рабочие снимали верхнюю одежду.

Задание 2. Объясните, почему использование форм сравнительной или превосходной степени прилагатель­ных является ошибочным. Исправьте предложение.

Цифры – самое убедительнейшее доказательство снижения инфляции.

Образец выполнения задания

Исправленный вариант: Цифры – самое убедительное доказательство снижения инфляции. (В предложении смешиваются формы простой и составной превосходной степени прилагательных.)


Задание 3. Исправьте ошибки в употреблении числительных и существительных при них.

Уровень безработицы возрос за месяц с 8,4 до 8,6 процентов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: