Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию

Урок литературного чтения в 1 классе

(Свиридова В.Ю. Литературное чтение: Учебник для 1 класса)

Система развивающего обучения Л.В. Занкова

Тема урока: «Средства выражения авторского отношения к герою. Отличие позиции автора от позиции героя. Проверь себя»

А. Барто «Я одна ничья сестра …», В. Орлов «Кто кого обидел первый…», В.Д. Берестов «Гляжу с высоты …», Л.Фадеева «Мне понравилось стоять»

Цель: овладение навыками правильного и выразительного чтения, осознанного восприятия и оценки содержания текста.

Задачи:

  1. Развивать умение определять главную мысль произведения, давать характеристику герою произведения, использовать простейшие приёмы анализа текстов, анализировать языковые средства для выражения отношения автора к герою
  2. Расширять словарный запас; работать с учебником, ориентироваться в нём по содержанию; ориентироваться на ленте времени
  3. Развивать навыки самоконтроля и самооценки, умение работать в группе; работать над развитием коммуникативных навыков; формировать самооценку учащихся, самостоятельность

Обязательные элементы содержания: Смысл заглавия. Сравнение позиции автора и его героя.

Термины «монолог», «диалог»

Средства наглядности.

У учителя: ЭОР, диск «Проверь себя», учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами», «Дерево радости».

У учащихся: ноутбуки (7 штук), учебник, хрестоматия к учебнику, «Читаем сами», набор разноцветных кружков, по одной фишке для оценки участников конкурса чтецов, цветные карандаши.

Ход урока

1. Организационный момент. Цель:Создание эмоционального настроения, включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

- Добрые утро, друзья! Прежде, чем начать наш урок, пожелайте друг другу добра.

Дети кладут ладошку на ладошку соседа и произносят:

- Я желаю тебе сегодня добра. Ты мне желаешь сегодня добра. Если будет трудно, я тебе помогу.

- И я вам тоже желаю добра. А теперь пора и за дело приниматься, ума-разума набираться!

2. Читательская разминка по пособию по чтению «Учись читать»

Цель: Развитие навыка чтения на материале словаря учебник, а именно: повышение слитности, скорости, выразительности, осознанности чтения. (с.22)

3. Введение в тему. Цель: Формирование умения целеполагания, представления о результатах деятельности.

- Послушайте выступление Маши С. и по выступлению постарайтесь определить, чему сегодня будет посвящён наш урок литературного чтения.

Обида (Любовь Степанова)

Славик взял у меня мяч

И с мячом помчался вскачь.

Я бежала, догоняла,

Но споткнулась и упала.

На траве сижу и плачу,

Все колени содрала,

До чего ж плохой он мальчик -

Я сегодня поняла.

Д. – Маша прочитала стихотворение, значит, сегодня мы будем читать стихи.

Д. – Это стихотворение о том, что девочка упала, заплакала, ей больно! Она обиделась на мальчика.

Д. – Значит, мы будем читать о детях, об отношениях между детьми.

У. – Действительно, мы будем читать стихотворения разных авторов о детях, будем учиться на примере героев общаться друг с другом, будем учиться дружить. А в конце урока мы проверим наши знания по разделу.

4. Открытие новых знаний. Цель: Организовать открытие новых знаний.

УУД: Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации;

Познавательные: определение критериев для сравнения;

Коммуникативные: взаимодействие с партнерами, сотрудничество в сборе информации;

Регулятивные: саморегуляция, способность к волевому усилию.

1. – В.Орлов «Кто кого обидел первый …» с.49. – Не читая, определите, в какой форме написано это стихотворение? Докажите. (Это диалог)

- Прочитайте про себя и определите, между кем происходит разговор? (Разговор ведут три человека. Двое отвечают на вопрос третьего.)

- Прочитайте вслух. Почему вы улыбнулись? (Это юмористическая ситуация)

- Что делает происходящее особенно смешным?

Выборочное чтение. (Одинаковость ответов делает ситуацию особенно смешной.)

- Присутствует ли при этом автор? Как поэт относится к мальчикам?

- Был ли повод для обид? (Возможно, ничтожный, или вообще не было.)

- Докажите. (Он очевидно настолько мал и неважен, что давно забыт в пылу ссоры.)

- Могли бы героями этого стихотворного диалога быть девочки?

- Как думаете, зачем поэт написал это стихотворение? (Нельзя обижаться по пустякам. Нужно уметь прощать обиды)

- А как же тогда быть с обидой девочке из стихотворения Л. Степановой?

Д. – Не играть с ним. Девочка поняла, что он плохой.

Д. – А может быть он и не совсем плохой, просто решил поиграть, а девочка случайно упала.

Д. - Простить мальчика и не обижаться, ведь она сама упала.

(Выслушиваются разные мнения.)

У. – Присутствует ли при этом автор?

– Мы определили, что в данных стихотворениях отсутствует автор. Но в то же время мы чувствуем его отношение к своим героям. Почему? (В итоге беседы дети читают информацию на с.48)

2. – А. Барто «Я одна ничья сестра …»

Ознакомительное чтение про себя, вслух.

- В какой форме написано это стихотворение? (В форме монолога)

- От чьего имени ведётся рассказ? (От имени девочки)

- Найдите рифмы в этом стихотворении.

- Стихотворение смешное или грустное? Тебе жалко девочку? Почему?

- Определим настроение текста, подобрав подходящую интонацию.

- Представь себя этой девочкой... и прочитай или расскажи ее монолог выразительно. При этом сделай... (счастливое, злое, деловое...) лицо.

У. – Присутствует ли при этом автор? Нет. Но мы чувствуем по манере речи этой девочки авторскую оценку. На самом ли деле девочка так одинока и так уж враждебен к ней окружающий мир? Нет. Девочка явно преувеличивает своё одиночество. Это подчёркнуто троекратным повтором «одна, ничья, одна», троекратным повтором «цапнул, кусай, царапай» и повтором личного местоимения «я» в каждой строке.

3. – Стихотворение В. Берестова «Обида» помещено в рубрику «Совет». - Подумай, о чём этот совет и почему он помещён после таких стихотворений.

- Какой вывод мы можем для себя сделать? (Нужно уметь прощать обиды и не обижаться по пустякам)

5. Включение в систему знаний. Цель:. Включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление. (Научились находить главное, систематизировать знания.)

1. У. – Читая произведения, мы обращали внимание, что одни из них написаны в форме монолога, а другие - диалога.

- На каких страницах учебника мы уже встречали примеры монолога и диалога? (Дети перелистывают страницы учебника, приводят примеры)

· Предполагает ли монолог наличие собеседника, слушателя?

(В основном, да. Особенно в монологе ребенка, рассчитанном на слушателя: родителей, взрослого, сверстника. Если только мы не имеем дело с внутренней речью героя. В стихотворении Агнии Барто девочка обращается не только к коту, но «ко всему миру»).

· Где труднее отличить точку зрения автора от точки зрения его героя: в монологе или в диалоге?

(В монологе. Например, лирический герой стихотворения Валентина Берестова «Обида» бесконечно близок автору.)

- В чем обнаруживается отношение автора к своим героям? (В монологе и диалоге отсутствует авторский комментарий, в котором можно вычитать авторское отношение к происходящему. Авторская оценка видна в выборе событий и манере речи героев.)

2. Конкурс чтецов в свободной форме, где каждый читает любое из трех стихотворений или принимает участие в инсценировке, звучат и другие стихи по выбору учителя или учащихся, которые перекликаются с данными по этической проблематике: чувство обиды и как с ним бороться.

  • Стихотворение «Давай мириться» (инсценировка)
  • Стихотворение Вячеслава Лейкина «В последний раз»
  • А. Барто «Совесть»
  • Б. Заходер «Никто» (инсценировка)

У. - Я думаю, что каждый из нас, хотя бы раз, оказывался на месте героев этих стихотворений. И мы понимаем, что главное – не обижаться на других, а работать над собой.

- Оцените выступление своих одноклассников, вручив фишку тому, чьё выступление вам больше всего понравилось. Сначала это сделают девочки, а затем мальчики. Выявляется победитель конкурса чтецов.

6. Физминутка (дети выполняют в парах). - Немного отдохнём.

Ты дрозд и я дрозд (показывают)

У тебя нос и у меня нос.

У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,

У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.

Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).

7. Применение знаний и умений в новой ситуации. Цель: Систематизация знаний и повторение. Подготовка учащихся к подведению итогов урока (Развитие коммуникативных навыков при работе в парах и группах).

1. У. – Ситуации, о которых мы читали, говорили, происходили с героями в разное время дня. Но очень много времени вы проводите на уроках в школе. Людмила Фадеева написала для вас стихотворение «Мне понравилось стоять» о вашем сверстнике.

Стихотворение читает учитель.

- Почему вы улыбнулись?

- Почему же герою стихотворения так понравилось стоять?

- Каким можно назвать мальчика? (любит мечтать, наблюдательный)

- Как вам кажется, он ещё будет шуметь?

У. – Хочется верить, что такой внимательный и впечатлительный мальчик непременно научится вести себя уважительно к учителю и одноклассникам.

Работа в парах. Задание: Отметьте простым карандашом, какие строчки следует читать виновато, какие – мечтательно, задумчиво, какие – с удивлением или досадой? (Дети перечитывают стихотворение несколько раз)

Проверка. Выразительное чтение стихотворения вслух.

- Как думаете, зачем Л.Фадеева написала это стихотворение?

Д. - Я думаю, что нехорошо на уроках шуметь и мешать своим одноклассникам и учителю.

Д. – Как бы ни было интересно за окном, нельзя отвлекаться на уроках и шуметь.

2. Подводим итоги главы «Долина рассказов: тайна за тайной»

  • Работая в парах: учащиеся отвечают на вопросы на с.51.
  • Работа в группах: выполняют задание по ленте времени.

- Вместе с Федей Весёлкинымзавершим подведение итогов главы работой на ноутбуках (диск «Проверь себя» - Проверка №3)

У. – Каковы результаты проверки? (Представитель группы озвучивает оценку работы на ноутбуке)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: