Правая и левая стороны

ЛЕКЦИЯ 2

РАВНОВЕСИЕ В КОМПОЗИЦИИ ГРАФИЧЕСКОГО ЛИСТА

План

0. Композиция – определение, свойства: целостность, равновесие

1. Свойства пространства

· изобразительное поле

· центр

· ось

· скрытая структура пространства

· ориентация в пространстве: левое – правое, верх – низ

· гравитационные силы края изобразительного поля (листа)

2. Свойства объекта (элемента композиции)

· вес: легкое – тяжелое

· активность, силовые поля

· гравитационные силы объекта

· силовые линии, направленность, ориентация в пространстве

3. Равновесие

4. Геометрическое и оптическое восприятие формы


 


Конспект

Композиция

Композиция – это

Целостность равновесие средства гармонизации



СВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА

Изобразительное поле

изобразительным полем называетсяпространство графического листа, в котором выстраивается изображение, «картинка».

композиционным пространством называется пространство, обладающее структурой силовых полей и линий, определяющих положение объектов находящихся в нём.

Силовые поля и линии пространства

Изобразительное поле является в одно и то же время пустым и непустым, содержательным и бессодержательным.

 невидимые, но значимые

Центр

Физический центр изобразительного поля, определяется геометрическим способом, находится на пересечении вертикальной и горизонтальной осях симметрии, а также диагоналей. рис.

Оптический центр – центр изобразительного поля, определяемый визуально находится немного (на 1\4) левее и выше физического центра. рис.

Размер оптического центра можно увидеть, если долго и пристально смотреть на белый лист бумаги. В районе оптического центра появится пульсирующее пятно, его размер и определяет размер оптического центра.

Характер композиции зависит от:

характера элемента композиции, расположенного в оптическом центре,

наполнения оптического центра.

 

рис.

 


 


Зависимость характера композиции от заполнения оптического центра

  Характер оптического центра     Характер композиции  
Оптический центр пустой   Эффект обмана, провал центра, выдвижение рамы или от состояния чистоты, спокойствия до безнадежного отчаяния  
Элемент в центре больше оптического центра   Приближение элемента, движение из картинной плоскости на зрителя
Элемент левее оптического центра   Элемент (движется) на зрителя
Элемент правее оптического центра   Убегание элемента от взгляда зрителя
Элемент выше оптического центра   Прибавляет высоту композиции
Элемент ниже оптического центра   Низкая середина и высокие края картинной плоскости (провисание)  
Оптический центр темный   Состояние драматизма, мрачность, вводит зрителя в состояние погружения себя  
Оптический центр светлый   Состояние жизнерадостности, оптимизм, вводит зрителя в состояние экстравертности  
Оптический центр пустой Элемент в центре меньше оптического центра   Удаление элемента, движение вглубь картинной плоскости от зрителя

 


 

оси объективного характера, связанные со структурой изобразительного поля, это вертикальная и горизонтальная оси.

 рис.

 

Другой тип оси – ось композиции – условная линия, объединяет равнозначные элементы вдоль себя.

рис.

 


Скрытая структура пространства

 

Ориентация в пространстве: верх – низ, левое – правое

Ориентация в пространстве

низ гравитация земля небо лево право

где начинается верх, заканчивается низ, мера человек

низ земля плотное тяжёлое верх небо лёгкое воздушное

связь всех пространственных единство интеграция модель мироздания

Верх и низ

Неоднозначность восприятия нижней и верхней половины изобразительного поля можно назвать асимметрией пространства композиции. Вероятно, причиной этой асимметрии являются силы гравитации.

Нижняя часть зрительно воспринимаемой композиции требует большего веса.

рис.

Возможны два пути:

· либо придать нижней части вес, достаточный для того, чтобы вся композиция выглядела сбалансированной,

· либо дополнить её избыточным весом, чтобы основание выглядело намного тяжелее, чем верх.

В этом случае увеличение размера нижней половины действует просто как компенсация. За счёт этой компенсации можно заставить выглядеть обе половины равными.

Опыт обращения с физическими объектами подсказывает человеку, что тяжёлое основание связано с устойчивостью. Знание этого оказывает определённое влияние на оценку зрителя при восприятии визуального равновесия.

Однако нельзя утверждать, что в искусстве всегда создаются модели, которые обязательно выглядят тяжелее в основании.

 

Правая и левая стороны

правое важнее позитивнее

левое менее значительное негативное

разное восприятие объектов, элементов композиции, расположенных в левой части и в правой  рис.

Восприятие плоскости у европейцев отличается от её восприятия японцами, арабами и другими представителями восточной культуры, которые при письме располагают строчки вертикально или с права на лево. Мы же прочитываем плоскость слева направо и из верхнего угла в нижний. Поэтому точка, смещённая в верхний левый угол, не вызывает никакого дополнительного вопроса, а воспринимается естественно. Однако перенесение её в любое другое место привлекает более активное внимание зрителя. При решении композиции на плоскости необходимо учитывать и использовать особенности восприятия самой плоскости, а также точки, линии или пятна на ней.

Любой изображаемый предмет выглядит тяжелее, если он находится в правой стороне картины. Все, что находится в этой части картины, имеет большее значение. Легче удерживается внимание зрителя на деталях. Эта особенность связана с «прочтением» картины слева направо — это привычка, перенесённая по аналогии с чтения книги. Взгляд скользит по левой половине пространства и останавливается в правой половине.

Такой характер восприятия так же обусловлен доминированием левого полушария коры головного мозга, в котором, если только человек не «левша», содержатся высшие мозговые центры – речи, чтения и письма. Если это доминирование в равной степени относится и к левому визуальному центру, то это означает, «что более активно нами осознаются зрительно воспринимаемые данные, которые воспринимаются в пределах правого визуального поля». Вид справа является более отчётливым, поэтому именно в данной области происходит восприятие наиболее выделяющихся из окружающей среды предметов. Внимание к тому, что происходит слева, может скомпенсировать асимметрия, а глаз спонтанно передвигается от места, впервые привлёкшего наше внимание, к пространству наиболее отчётливого восприятия.

Из выше сказанного можно сделать с вывод: если графическое изображение, композиция отражается в зеркале, то меняется её внешний вид, а иногда и значение, смысловые оттенки.

 

В левой половине изобразительного поля элементы воспринимаются легче,  чем в правой половине.

 

диагонали

позитивная растущая рис.

негативная умирающая рис.

 

Центр — это часть сложной скрытой структуры.

 

важность центра

Наиболее устойчивое состояние объект приобретает в том случае, если его центр совпадает с центром изобразительного поля.

На объект оказывают влияние силы, образуемые структурными линиями: диагоналями, вертикальными и горизонтальными осями, пересекающимися в центре изобразительного поля. рис. «британский флаг» первого и второго и последующих порядков. степень активности. фракталы

 

Центр оказывается, таким образом, местом пересечения этих четырёх основных структурных линий. Другие точки, расположенные на этих линиях, являются менее энергичными и сильными, чем центр, но и они обладают эффектом воздействия.

Где бы ни был расположен объект, он подвергается действию сил со стороны всех скрытых структурных факторов. Относительная сила и расстояние этих факторов определяют их совместный эффект в общей конфигурации сил.

В центре все силы находятся в состоянии равновесия, и, следовательно, центральное расположение способствует наиболее спокойному состоянию. рис.

Другое сравнительно спокойное состояние можно найти, например, перемещая объект по диагонали. Любое расположение, которое совпадает с одной из особенностей “британского флага, будет вносить элемент стабильности, которая может быть, естественно, нарушена какими-то другими факторами.

“Мёртвый центр” не является мёртвым. Какого-либо притяжения здесь не чувствуется потому, что в средней точке силы притяжения во всех направлениях находятся в состоянии равновесия. Уравновешенность средней точки для чувствительного глаза в силу напряжённости оживает. Представьте себе неподвижность каната, который тянут с одинаковым усилием в разные стороны двое мужчин. Он неподвижен, но энергия в нем рвётся наружу. фото человечки сжатие растяжение

 

Если влияние с какой-то стороны преобладает, притяжение будет именно в эту сторону.

Когда объект расположен точно посередине между центром и углом, то большинство зрителей видят в нем усилие в сторону центра.

Неприятное чувство возникает в том случае, когда притяжение, вызванное расположением объекта, настолько неопределённо и неясно, что глаз не может решить, происходит ли давление на объект в каком-либо направлении. При таком колебании визуальная оценка становится затруднительной, что создаёт помехи суждению зрителя.

В центре изобразительного поля элементы воспринимаются тяжелее, чем на периферии.

 

Скрытый структурный план изобразительного поля, так называемый «британский флаг», представляет систему отсчёта, которая помогает определить важность любого изобразительного элемента для равновесия всего изображения.

 

Важно обратить внимание на значение употребляемого понятия «сила». Являются ли эти силы скрытой структуры изобразительного поля лишь фигуральным выражением или они существуют в действительности? И если они реальны, то где они существуют? Силы, с которыми имеют дело в процессе визуального изучения предметов, могут рассматриваться психологическим двойником или эквивалентом физиологических сил, действующих в зрительной области головного мозга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: