Силовые поля, активность

Каждый элемент формальной композиции имеет собственное силовое поле — область пространства, лежащую вокруг объекта.

Силовые поля обладают зоной действия, интенсивностью и направленностью.

рис.

Эти свойства полей зависит от конфигурации, цвета, размера и т. п. рис. При изменении характеристик элементов изменяются и их поля и, следовательно, композиция в целом.

Расположенные рядом элементы и их поля вступают во взаимодействие, создавая тем самым целостную группу, композицию.

Дизайнер должен остро чувствовать силовые поля. Эта способность развивается так же, как чувство цвета у живописцев или чувство ритма у музыкантов.

Гравитационные силы объекта

Гравитационными силами обладают не только границы изобразительного поля, но и объекты композиции. Гравитация напрямую зависит от активности и размера силового поля. Чем больше названые характеристики, тем более сильным притяжением обладает объект.

 

Силовые линии, направленность, ориентация в пространстве

Cиловые линии – невидимые линии векторного характера, определяющие пространственную направленность элемента в композиции.

Форма изображаемых объектов предполагает соответствующие оси симметрии, а эти оси создают направленные силы.  рис.

В вытянутых формах, пространственная ориентация которых отклоняется от горизонтальной или вертикальной оси на небольшой угол, чувствуется определённое притяжение к структурно сильному направлению. Возможно, подобное притяжение существует также и к диагонали.  рис.

Если одна из сторон формы совпадает с рамкой, а другая простирается в свободное пространство, сила будет двигаться в сторону свободного завершения.  рис.

 

Направленные силы создаются также и содержанием. Оно определяет фигуру человека как идущую вперёд или падающую назад.

 

Направление, так же, влияет на вес и, следственно, на равновесие. Подобно весу, на восприятие направления влияет месторасположение изобразительного элемента. Вес любого элемента композиции, является ли он частью скрытого структурного плана или видимым объектом, притягивает все предметы, расположенные по соседству, и таким образом навязывает им определённое направление.

рис.

рис.

рис.

рис.

рис.

рис.

 


 


РАВНОВСИЕ

Обсуждая вопрос о влиянии месторасположения объекта на его восприятие, мы неизбежно сталкиваемся с фактором равновесия. Все элементы, особенно в художественном произведении, должны быть распределены таким путём, чтобы в результате достигался эффект равновесия.

 

равновесием называется баланс активных и пассивных композиционных сил.

 

С точки зрения физики равновесие – это состояние тела, в котором действующие на него силы компенсируют друг друга.

В самом простом примере подобное состояние достигается, когда две силы равной величины действуют в противоположных направлениях. Данное определение применимо и к визуальному равновесию.

Как и всякое физическое тело, каждый объект композиции обладает точкой опоры или центром тяжести. И вся композиция тоже обладает центром тяжести. Равновесие возникает тогда, когда, грубо говоря, центр тяжести картины совпадает с центром рамки.

 

Можно выделить два типа равновесия:

· устойчивое (формальное, статичное) равновесие, которое возникает при условии симметричной ориентации фигур на плоскости и симметричной форме фигур рис.

· неустойчивое (неформальное, динамичное) равновесие, которое возникает при условии асимметричного расположения фигур на плоскости и асимметричной форме фигур рис.

 

Различие в «весе» между верхней и нижней частями зрительно воспринимаемого объекта сдвигает в процессе восприятия центр объекта вверх.

 

Для чего нужно равновесие? Почему изображение на картине нуждается в равновесии?

Надо напомнить, что в визуальном смысле, так же как и в физическом, равновесие — это такое расположение элементов композиции, при котором каждый предмет находится в устойчивом положении. Такие факторы, как форма, направление, месторасположение, в уравновешенной композиции взаимно обусловливают друг друга. В этом случае, кажется, что ни одно изменение невозможно, а в целом данная композиция выглядит «нуждающейся» во всех составляющих её частях.

Несбалансированная композиция выступает случайной, временной и, следовательно, необоснованной. Её элементы стремятся к изменению своего места и формы, с тем, чтобы занять положение, лучше удовлетворяющее общей структуре. В таких условиях мысль художника становится непонятной. Модель оказывается неопределённой, и нельзя решить, к какому из возможных очертаний её можно отнести. У нас создаётся впечатление, что процесс работы над картиной был неожиданно прерван где-то на половине пути. Возникает потребность в изменении.

 

Естественно, художнику всегда хочется выразить и какой-то момент непостоянства, неопределённости. И для достижения этой цели используют неустойчивое (неформальное, динамичное)

Утверждения, что отсутствие равновесия можно выразить только путём равновесия, что диссонанс обнаруживается только с помощью гармонии или, что часть существует только благодаря целому, могут показаться парадоксальными лишь на первый взгляд.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: