Реформа русской православной церкви. Культура России XVII в.: традиции и новаторство

    К середине XVII в., в связи с централизацией Русского государства появилась необходимость унификации церковных правил и обрядов. Этим вопросом занялся Никон, став патриархом в 1652 г. Изменения в большей степени коснулась церковных обрядов нежели веры. Однако реформа вызвала ожесточенное сопротивление со стороны консервативно настроенной части боярства и привела к расколу церкви. Во главе оппозиции стал протопоп Аввакум, который вел непримиримую борьбу с новыми порядками и, в частности, с патриархом Никоном.

    Тенденции усиления и независимости церкви от государства шли вразрез с интересами царя Алексея Михайловича и Никон был низложен. В 1666 г. в Москве состоялся великий церковный собор, который признал Никона виновным и лишил его патриаршего сана. При все проведенные ранее церковные исправления были подтверждены.

       В русской культуре XVII в. прослеживаются черты перехода от средневековья к Новому времени. Главная особенность культуры этого периода состояла в усилившемся процессе ее обмирщения, т. е. освобождения от церковного влияния. Обмирщение охватило все сферы культурной жизни страны: литературу, живопись, архитектуру и т. д. Само церковное мировоззрение переживало кризис, выразившийся в расколе. Появляются новые жанры в литературе, ранее неизвестные стили в архитектуре и живописи, развивается печатное дело. На развитие русской культуры оказали также влияние постепенное преодоление национальной замкнутости и расширение связей с другими странами.

    Развитие торгово-промышленных отношений способствовало повышению интереса к образованию. В 1665 г. Симеоном Полоцким была открыта государственная школа, где готовили подъячих для представительственных учреждений. В 1687 г. основано Славяно-греко-латинское училище (позже академия) — первое высшее учебное заведение. Стали издаваться учебные пособия: «Букварь» В. Бурцева, «Грамматика» М. Смотрицкого.

    Проникновение светских начал прослеживается и в литературе. Появляются два новых жанра — поэма и роман. Создателем русской поэзии был Симеон Полоцкий, который написал «Вертоград многоцветный», «Рифмологион». Первым русским романом была «Повесть о Савве Грудицыне» - о похождениях молодого купеческого сына. Ярким новатором в этом жанре выступает Аввакум, написавший "Житие протопопа Аввакума, им самим написанное", где с иронией и лиризмом повествует о собственных грехах.

    Архитектура XVII в. отличается чрезвычайной нарядностью: бочкообразные кровли, резные наличники, многоярусные кокошники, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики и богатый растительный орнамент. Все это в последствии составило «стиль рюсс». Пышнее всего этот стиль проявился в светских зданиях. Таких как, деревянный дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, кремлевский Теремной дворец. В церковной каменной архитектуре оформляется московское барокко или так называемый нарышкинский стиль (церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря).

    Процесс обмирщения затронул и живопись. В произведениях русского иконописца Симона Ушакова («Спас нерукотворный», «Вседержитель») хорошо прослеживаются реалистические черты: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы. Заметно влияние западных традиций на русское искусство. Эта тенденция прослеживается в произведениях Василия Познанского и иллюстрациях Кариона Истомина. Появляется светская портретная живопись — парсуны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: