Биография Бондарева Юрия Васильевича

Аудиторная работа

Проверка д/з. Ответы на вопросы по произведению А.И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

1. Когда и где была напечатана повесть А.И. Солженицына?

2. Кто же такой Иван Денисович?

3. Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "не подпишешь -бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость".

4. В чем смысл названия повести?

5. Как вы понимаете привычку Шухова: "Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись".

6. Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: " Кто кого сможет, тот того и гложет".

7. "И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло". "Теплый зяблого разве когда поймет?".

Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете?

8.Жена пишет Шухову: С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись -колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся - и колхоз сдохнет".

Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне?

9. Расскажите о его товарищах по бригаде.

10. 0 каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний".

11.За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?

12. 0ком это говорится? " Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить". "Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся."

13. Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос? "Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?"

Теоретический материал


Осмысление войны как величайшей трагедии народа пришло в конце 50-х — начале 60-х годов. С именами Григория Бакланова, Василия Быкова, Константина Воробьева, Владимира Богомолова, Юрия Бондарева связана вторая волна военной прозы. В критике она была названа «лейтенантской» прозой: артиллеристы Г. Бакланов и Ю. Бондарев, пехотинцы В. Быков и Ю. Гончаров, кремлевский курсант К. Воробьев на войне были лейтенантами. За их повестями закрепилось и другое название — произведения «окопной правды». В этом определении значимы оба слова. Они отражают стремление писателей отразить сложный трагический ход войны «так, как это было» — с предельной правдой во всем, во всей обнаженной трагедии.

Предельная приближенность к человеку на войне, окопная жизнь солдат, судьба батальона, роты, взвода, события, совершающиеся на пяди земли, сосредоточенность на отдельном боевом эпизоде, чаще всего трагедийном, — вот что отличает повести В. Быкова «Круглянский мост», «Атака с ходу», Г. Бакланова «Пядь земли», Ю. Бондарева «Батальоны просят огня», Б. Васильева «А зори здесь тихие…». В них «лейтенантский» угол зрения смыкался с «солдатским» взглядом на войну.

Личный фронтовой опыт писателей, пришедших в литературу непосредственно с переднего края, подсказывал им делать упор на описании трудностей жизни на войне. Они считали их преодоление подвигом не меньшим, чем совершенный при исключительных обстоятельствах героический поступок.

Такая точка зрения не была принята официальной критикой. В дискуссионных критических статьях зазвучали термины «ремаркизм», «заземление подвига», «дегероизация». Рождение подобных оценок нельзя считать случайностью: уж очень непривычно было глядеть на войну из окопов, откуда ведут огонь, ходят в атаку, но где ко всему этому еще и… живут люди. Г. Бакланов, В. Быков, Б. Васильев, В. Богомолов писали о войне безвестной, что проходила южнее, западнее ли, но в стороне от главных ударов. Ситуации, в которых оказывались солдаты, от этого не становились менее трагедийными.

Жесточайшие споры вокруг «большой» и «малой» правды о войне, которые имели место в начале 60-х годов, выявили истинные ценности военной прозы, которая приводила к новому осмыслению самой сути происходящего на фронте.


Биография Бондарева Юрия Васильевича

Юрий Васильевич Бондарев, писатель, родился 15-го числа в марте месяце в 1924 году в городе Орск, что находится в Оренбургской области. Его отец, Василий Васильевич Бондарев, был следователем и адвокатом. Мать – Клавдия Иосифовна. Семья переехала в Москву в 1931 году.Будучи учеником школы, Юрий Бондарев сооружал оборонительные укрепления под Смоленском в 1941 году. Школу закончил в эвакуации. После окончания школы в 1942 году был направлен в Актюбинск в пехотное училище. В октябре курсанты училища были отправлены под Сталинград. Там Бондарева зачислили командиром миномётного расчёта. Он был контужен в боях и ранен, после лечения вновь воевал, принимал участие в штурме Киева и был ранен вторично в боях за Житомир. В январе 1944 года он снова воевал в Чехословакии и Польше. В октябре месяце в 1944 году был направлен в Чкаловское артиллерийское училище. В декабре 1945 года он закончил училище и его признали ограниченно годным к строевой службе и демобилизовали по ранениям.

Юрий Бондарев поступил в Литературный институт и закончил его в 1951 году. Он быстро стал популярным писателем и был одним из самых печатаемых советских авторов. Первое произведение вышло в печать в 1949 году. Затем было несколько книг, из которых наиболее известны книги о войне: "Батальоны просят огня", "Горячий снег", "Последние залпы", "Тишина" и многие другие. По всем этим произведениям написаны сценарии и сняты кинофильмы. Юрий Бондарев принимал участие в написании почти всех сценариев. Он также автор сценария к кинофильму "Горячий снег".Юрия Бондарева в 1963 году приняли в члены Союза кинематографистов. В период с 1961 по 1966 год он занимал должность главного редактора в Объединении киноработников и писателей на студии Мосфильм. Юрий Васильевич Бондарев стал членом Союза писателей в 1967 году и занимал все годы руководящие должности в СП СССР по 1994 год. Бондарев был председателем правления добровольного общества любителей книги, почётным Председателем Союза писателей Подмосковья. Также он был Академиком Академии российской словесности.

Роман «Горячий снег» создан художником, судьба которого была определена судьбой всего его поколения. В ранней юности командир противотанкового орудия Бондарев воевал под Сталинградом, там был ранен. Потом дороги его дошли по Украине (он участвовал в легендарном форсировании Днепра), в 1945, после второго ранения при освобождении Польши, был демобилизован. Вряд ли в те годы помышлял он о том, что добывает безграничное читательское доверие, о котором мечтает каждый художник. Вряд ли думалось тогда лейтенанту Бондареву, что получил он высокую награду-право говорить от имени целого поколения. Это право принесло ему непреходящую, вечную тревогу. Писательский талант-способность одушевлять прошедшее – стал гражданской обязанностью воскрешать в памяти фронтовых товарищей, словно бы возвращая их в жизнь.

Мир «Горячего снега» широк и значителен – человек и общество, человек и обстоятельства, предложенные ему жизнью. «Мы писали о человеке, очутившемся в самой нечеловеческой обстановке. Мы искали добро и пытались увидеть будущее» (Ю.Бондарев). Художественная сила романа «Горячий снег» заставляет нас подняться от изображённых в них событий времени Великой Отечественной войны к широким обобщениям, даёт ощущение движения истории, обогащает наше понимание не только прошедшей войны, но и всей жизни. Духовное становление человека в горниле суровых испытаний составляет его тему.

Нравственный опыт прошлого – вот что привлекает к литературе о войне сегодня. Война – это ситуация, когда резко появляется существо человека, существо народа, когда добро и зло, благородство и низость, геройство и трусость с возможностью противостоят друг другу.

«Современный культурный человек – это тот, кто живёт в заботе не только о людях, доверенных ему, но и самом себе, о собственном будущем жизни, о собственной совести», - так рассуждал один из парней. – Вспомните лейтенанта Кузнецова в «Горячем снеге» Бондарева. Вот он был настоящим человеком. И сегодня можно следовать всему, что он делал, что думал. Совесть его вела. Гражданская, личная. Он знал – не сможет потом жить спокойно, если не сделает того, что ему подсказывала. В том же «Горячем снеге» есть персонаж – некто Дроздовский. Тоже лейтенант и даже окончил одно военное училище с Кузнецовым. – Тут выступающий посмотрел в сторону, где, видимо, сидели те, для кого он выбрал эту литературную параллель. Я поняла, что в отряде есть какие-то неизвестные мне аналоги литературным характером и даже ситуациям. – Дроздовский что? Из-за него люди терпят лишние трудности, а ему лишь бы выставиться, покрасоваться, награду получить. Он не за дело болеет, а только за себя. На него нельзя положиться, это не Кузнецов. Но я хочу заметить, что в конце и Дроздовский многое понял. Кое – кому надо бы этот роман перечитать…»

Секрет большого по его выходу (1969 г) ошеломляющего успеха романа «Горячий снег», конечно, в высочайшем мастерстве, с которым написана здесь, правда, войны, в убедительности, яркости характеров героев. И в энергии внутреннего обращения автора к современникам: посмотрите, это вы сами! В том, как сообщается читателю вера в стойкость человека перед напором жизни.

Повесть «Батальоны просят огня» опубликована в 1957 году. Эта книга, как и последующие, словно бы логически продолжающие «Батальоны…», — «Последние залпы», «Тишина» и «Двое» — принесла автору их Юрию Бондареву широкую известность и признание читателей. Каждое из этих произведений становилось событием в литературной жизни, каждое вызывало оживленную дискуссию. Книги эти переведены на многие языки мира, выдержали более шестидесяти изданий. Среди многих ярких, прекрасных произведений Юрия Бондарева большое впечатление производит повесть “Батальоны просят огня”. Это одно из самых первых произведений писателя, посвященных теме войны, в нем война показана предельно правдиво, в нем запечатлена вся горькая правда войны: мы видим войну такой, какой видит ее обостренное зрение писателя, и видим не с отдаленного от поля боя наблюдательного пункта, а непосредственно с передовой, с огневой позиции, из траншеи. Читатель вместе с героями участвует в бою, вытирает с закопченного пороховой гарью лица пот, осматривает свою пробитую пулями шинель, вспоминает вечером сумасшедшую атаку, горящие немецкие танки, погибших товарищей...

Название повести очень простое — это обычная фраза одного из героев произведения. Но в выборе ее названия заключен глубокий смысл: за этим будничным высказыванием скрывается авторская позиция — показывать не парадную сторону войны, а ее внутреннюю сущность: каждодневный, обыденный подвиг русских солдат.

Сюжет повести внешне предельно прост: двум батальонам дивизии, которой командует полковник Иверзев. предстоит прорвать оборону южнее города Днепрова, занять деревни Ново-Михайловка и Белохатка и, удерживая их, создать у немцев впечатление, что главный удар дивизии будет нанесен в этом направлении, тогда как в действительности основные ее силы были нацелены севернее Днепрова. Поддерживать батальоны майора Бульбанюка и капитана Максимова огнем должен артполк дивизии, но в ходе боев обстановка сложилась так, что всю артиллерию полка пришлось перебросить на северный плацдарм, где постоянные контратаки немцев грозили сорвать всю задуманную операцию, и батальоны на южном плацдарме остались без огневой поддержки. Они дрались до последнего патрона, дрались геройски, но были окружены и почти полностью погибли в неравном бою.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: