Особенности генезиса и эволюции права средневековых христианских цивилизаций

Исходный «строительный материал» средневековое право черпало в правовых обычаях, которые долгое время оставались важнейшим источником права. За несколько веков в странах Западной Европы происходит сравнительно плавный и безболезненный переход от варварских (племенных) правовых обычаев к феодальным, имеющим уже не персональный, а территориальный принцип действия. Расцвет феодализма в Европе в XI-XII вв. означал и повсеместное преобладание обычного права. к этому времени в западноевропейском обществе были утрачены многие элементы правовой культуры и даже письменности, получившие когда-то широкое развитие в античном мире, а поэтому и сама устная форма, в которой длительное время выражались обычаи, была практически единственно возможной. Со временем правовые обычаи записывались и включались в хартии и другие правовые документы, в которых сеньоры определяли привилегии и обязанности вассалов, горожан и крестьян. В силу сходства самых простейших форм регуляции феодальных отношений правовые обычаи даже при сохранении местных различий отличались тождественностью многих своих институтов и подходов. И это позволяло уже средневековым юристам находить в них определенную систему. В более поздний период появляются другие частные записи правовых обычаев с попыткой их теоретического осмысления («Саксонское зерцало» в Германии, «Кутюмы Бовези» во Франции и др.).

Одним из наиболее значительных и уникальнейших явлений в правовой жизни Западной Европы стала рецепция римского права, т.е. его усвоение и восприятие средневековым обществом.

Самой известной цивилизацией в начале первого тысячелетия являлась Римская империя с центром в Риме и огромными территориями, завоеванных ею в различные исторические периоды. Соответственно, на всей территории Римской империи действовало римское право.

Со времен варварских нашествий римляне, с одной стороны, и варвары – с другой, продолжали некоторый период жить каждый по своим законам. После обращения варваров в христианство образ жизни населения мало-помалу начал сближаться, произошло их частичное слияние, и вместе с зарождавшимся феодализмом на смену примитивному принципу личного закона (национальные, традиционные обычаи) пришли и территориальные обычаи (межнациональные обычаи).

В период великого переселения народов в V–VI вв. римское право сохранилось в южных областях Франции. На севере Франции, наоборот, после вторжения туда франков и образования ими собственного государства римское право стало вытесняться, так как у франков было собственное довольно развитое обычное право (законы варваров) германского происхождения, которое в дальнейшем было закреплено путем придания ему внешней формы – Салическая правда. Процесс создания этих законов продолжался до XII века, охватывая различные нордические и славянские племена.

Но такие Законы варваров позволяют узнать очень мало о праве, которое применялось в Европе в XII в. Законы варваров регулировали только саму незначительную часть тех общественных отношений, которые мы считаем в настоящее время регулируемыми правом. Другими словами, варварские законы были просты в употреблении, большинство из них носило устный характер, нормы носили синкретический (слитный) характер – например, суд не был отделен от администрации, а также действовали на определенной замкнутой территории. Соответственно законы Юстиниана и вообще римское право были сложными для осознания их данными народностями. Поэтому право римских юристов было модифицировано и заменено на практике вульгарным правом, которое применялось на практике спонтанно населением. Никто не стремился письменно зафиксировать эти нормы, имевшие местное значение. Главными доказательствами в разрешении дел по обычаям были сужденье божье, клятвы сторон, процедуры очищения, судебное испытание, или успех дела зависел от произвола местной власти.

Поэтому данный период и называется «закат идеи права», так как средневековое (христианское) общество ввернулось к более примитивному состоянию. Формально право существовало (на отдельных территориях, более развитых) – существовали институты права – рашимбурги у франков, скандинавские лагманы, исландские эосагари, ирландские бреоны, англосаксонские визаны и пр. Но господство права прекратилось. Между частными лицами и между социальными группами (господствующим и зависимым классом) споры разрешались по закону сильного и произвольной властью вождя. Был отброшен сам идеал общества основанного на праве. Христианское общество основывалось скорее на идеях братства и милосердия (цель разрешения спора в суде была не столько предоставить каждому, что принадлежит ему по праву, по справедливости, сколько сохранить солидарность группы, обеспечить мирное сосуществование между соперничающими группами и установить мир в обществе.

Интерес к римскому праву возобновился в XII в. и XIII в. на Западе Европы. Главным аспектом был юридический (профессиональный, создание и развитие юридических концепций, доктрин).

Новое общество осознало необходимость права. Общество начало понимать, что только право может обеспечить порядок и безопасность, которых требует божественный замысел и которые необходимы для прогресса.

Сама церковь начала отчетливо понимать и различать, что в обществе существует религиозное общество верующих и светское общество, соответственно суд совести (религиозное начало) и судебное правосудие (светское начало). В соответствии с эти создала в эту эпоху каноническое частное право. Начали различать религию и мораль с гражданским порядком и правом.

Эти идеи становятся господствующими в Западной Европе в XII-XII вв. и будут безраздельно царить вплоть до наших дней.

Главным очагом культуры и формирования средневекового права являлось развитие университетов. Первым из известных был Болонский университет в Италии. Объектом исследования университетов было применявшееся судами вульгарное (варварское) право, которое менялось от государства к государству, от района к району, а также как оно подвергалось влиянию ученых, преподававших в университетах.

В университетах не преподавали практическое право (как в современных университетах). Профессоры учили методам, которые позволяли бы создать справедливые по содержанию нормы, которые соответствовали морали и жизни общества. Другими словами право рассматривали как модель социальной организации.

В университетах не изучались судебные разбирательства и исполнения вынесенных решений (т.е. процессуальные процедуры, доказательства, способы исполнения и пр.). Это на практике решала административная юстиция.

Право изучалось в купе с философией, теологией и религией. В соответствии с этим право – это должное (то, что нужно делать), а не сущее (то, что практически происходит).

В средние века позитивное право (действующее право) находилось в хаотическом, неопределенном состоянии, было раздробленным, иногда варварским. Для того, чтобы выйти за рамки отсталого позитивного права были и возрождены исследования римского права.

Почему римское право? На другое право нельзя было равняться, не было сформировано ни одного местного права, и правом его в классическом смысле слове нельзя было назвать. Римское право было правом блестящей цивилизации, простиравшейся от Средиземного моря до Северного, от Византии до Британии. Также Римское право, которым руководствовалась церковь и которое было основой канонического права, внесшего в него лишь небольшие дополнения, длительное время подвергалось критике (говорилось, что оно создано языческим миром, было плодом цивилизации, которая не знала Христа, что оно связано с философией, противоречащей взглядам Евангелия, святых отцов церкви и христианства).

Фома Аквинский в начале XII в. положил конец этой критике. При исследовании трудов Аристотеля было доказано, что дохристианская философия построена на разуме и в значительной степени соответствовала божественному закону. В соответствии с этим, труды Ф. Аквинского, основанные на идеях Аристотеля, способствовали «изгнанию чертей» из римского права. С трудами Ф. Аквинского исчезло последнее препятствие на пути возрождения изучения римского права.

Основой преподавания в университетах стало римское право и наряду с ним каноническое право. Только значительно позже (около 5 столетий прошло) стало преподаваться национальное право, которое формировалось под воздействием римского и канонического. Так, Шведское право преподается в Упсале с 1620 г., кафедра французского права была создана в Сорбонне в Париже в 1679 г., в 1707 г. – в Виттенберге (немецкое право), в 1742 г. – в Испании. До XIX в. римское право преподавалось во всех университетах, его изучение составляло основу образования, а преподавание национального права имело второстепенное значение.

Но преподавание римского права претерпевало свою эволюцию. Было создано много школ, которые занимались исследование и анализом норм римского права. Причем применяли свои собственные методы, руководствовались своими собственными задачами, сменяли друг друга.

Известно две школы:

- школа глоссаторов

- школа постглоссаторов.

Глоссаторы – XI-XIII вв. итальянские юристы, комментировавшие и толковавшие римское право путем составления заметок (глосс) на полях текстов римских кодексов и законов. Школа глоссаторов основана итальянским юристом Ирнерием в Болонье.

Школа глоссаторов пыталась установить первоначальный смысл римских законов. Ведь многие разделы кодификаций Юстиниана были к тому времени забыты, поскольку они говорили или уже об исчезнувших отношениях (рабстве), или об отношениях, которых взяло на себя каноническое право (брак, семья, завещание). Итог работы – обобщающий труд Аккурсия, в который вошло около 96 тысяч глосс.

Школой постглоссаторов в XIV в. римское право было очищено и подвергнуто переработке. Было систематизировано, приведено в порядок по отраслям (как это только было возможным) – торговое право, международное право, частное право. Если раньше занимались лишь толкованием норм римского права, теперь пошли дальше – попытались применить данные нормы на практике, а также приспособить римское право к новым условиям.

В университетах данное право так и называлось Модифицированное пандектное право.

Параллельно с пандектным римским правом развивалось право каноническое.

Каноническое право — это свод правил, которые должны регулировать самые разные вопросы, возникающие во время взаимодействия членов Церкви. Это могут быть правонарушения, вероучительные споры, вопросы управления имуществом Церкви, контакты с государством и органами светской власти и многое другое. Можно сказать, что каноническое право — это практика церковной жизни, закрепленная правилами.

В XII в. под контролем церкви начинают развиваться различные отрасли права. Именно это делало католическую церковь силой, проникающей во все сферы жизни средневекового общества и поэтому особенно могущественной.

Средневековое каноническое право охватывало широкий круг вопросов. Оно регламентировало организацию церковной власти (право римского папы назначать на церковные должности, процедуру рассмотрения споров между священниками и т.п.), а также отношения церкви со светской властью, статус церковной собственности и режим владения и пользования церковными землями, источники доходов церкви и т.д.

На протяжении XII—XIII вв. из монополии церкви на совершение таинств возникло церковное регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — регулирование наследственных прав, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественных прав, из юрисдикции над клятвами — договорных прав, из юрисдикции над грехами — карательных канонических прав.

Регулирование брачно-семейных отношений составляло специфическую и важную область канонического права, определявшую вопросы препятствий к заключению брака, законнорожденности детей, расторжения брачных уз.

На протяжении многих столетий христианские нормы, регулировавшие семейные отношения, заменяли национальное брачно-семейное право.

Каноническое право базировалось на идее моногамного брака, основанного на взаимном согласии супругов. Брак рассматривался как божественная связь и заключался путем проведения таинства. Брачные узы считались нерасторжимыми и могли быть прекращены только со смертью одного из супругов. Однако церковь допускала раздельное проживание супругов в случае доказанной измены или проявления жестокости. Со временем каноническое право признало возможность развода, разрешаемого церковной властью. Каноническое право существенно улучшило положение женщины в браке, так как перед Богом оба супруга были равны. Хотя муж являлся главой дома, он мог руководить женой только в разумных пределах. Имущество жены (приданое, дары) передавалось под опеку мужа, но не в его собственность.

Каноническое право существенно изменило институт наследования. Запрещалось уничтожать имущество умершего, предлагалось направлять его на богоугодные дела. Каноническое право внесло коррективы в институт завещания, которое стало рассматриваться как последняя воля, направленная на спасение души. Смерть без завещания рассматривалась как разновидность греха. Был введен новый порядок составления завещания: в форме письменного документа, скрепленного подписями свидетелей и наследодателя в присутствии священника. Впоследствии были признаны устные завещания — последняя воля, выраженная священнику или свидетелям. Священник мог распорядиться частью имущества (вплоть до 1/3) на благо души умершего, 2/3 имущества резервировалось за родственниками умершего. Наследник имел право отказаться от наследства.

Церковное право тесно соприкасалось с религиозными нравственными предписаниями, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Его отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и регулировали области церковных финансов и собственности, вопросы благотворительных завещаний и отказов имущества, права владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями.

В сфере гражданско-правовых отношений каноническое право детально разработало институт доверительной собственности (имущества, переданного в дар церкви, которое использовалось священниками — доверенными лицами — во благо прихожан) и институт защиты владения. Были введены понятие клятвенного заверения (нарушение клятвы рассматривалось как нарушение религиозной морали, поэтому отсутствие письменной формы договора не служило оправданием невыполнения обязательств) и принцип эквивалентного обмена или справедливой цены (осуждались чрезмерная, постыдная прибыль при заключении договоров, ростовщичество).

В каноническом праве содержались нормы, относившиеся к уголовному праву. В частности, в нем предусматривался список епитимий (религиозных искуплений), налагаемых за убийство, ложную клятву и некоторые другие преступления.

В уголовных нормах канонического права первоначально не различались понятия преступления и греха. Впоследствии стали различаться грехи и мирские преступления, подсудные светской власти, однако церковь продолжала вмешиваться в сферу уголовного нрава. Появилось понятие преступного греха (наносящего вред церкви и обществу). В основе лежали преступления мирян против религии (ересь, святотатство, колдовство), клевета, половые и брачные преступления.

Каноническое право детализировало понятие вины: было проведено различие между умыслом и неосторожностью, давалась классификация умыслов. Сформировалось представление о причинной связи в уголовном праве: выделялись отдаленные и непосредственные, привходящие причины.

Была разработана система наказаний. Церковь выпустила большое число уложений о наказаниях, в которых перечислялись грехи и указывались наказания за них, описывались не столько греховные действия, сколько образы мышления, побуждения.

Различались санкции против духовных лиц (разжалование, лишение сана, обязанность совершать богоугодные дела, отлучение) и санкции против мирян (пост, возмещение вреда, совершение богоугодных дел). Одним из самых тяжелых наказаний было отлучение от церкви. Оно могло быть временным (интердикт) и вечным (анафема). Интердикт заключался во временном запрещении совершать обряды и богослужения (в том числе на территории целого государства). Он фактически исключал человека из системы общественных связей. Отлученный от церкви не допускался в храм или допускался только в определенную его часть. Подданные освобождались от присяги отлученному государю. Анафема лишала человека всех гражданских прав и ставила его вне закона. К церковным наказаниям относилось также публичное церковное покаяние в виде битья поклонов, чтения молитв, раздачи милостыни. Публичное покаяние могло быть пожизненным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: