Русские и татарские имена на примере родословной Вердеревских

Любопытное свидетельство о том, какие имена но­сили ордынские татары до принятия ими крещения, со­держится, например, в «Родословной книге Вердерев-ских» 1686 года (сборник Московского архива минис­терства юстиции, 1913).

В ней рассказывается, как в 1371 году по просьбе ве­ликого рязанского князя Олега Ивановича к нему «при-иде из Большия Орды» татарин «Солохмир Мирославов сын с силою». Этот Солохмир затем крестился и же­нился на дочери великого князя, положив начало из­вестному русскому боярскому роду Вердеревских. Крестное имя его было Иван. Привычно звучат и крестные имена его детей: «У Ивана Мирославича (так стали звать крещеного татарина. — Авт.) — сын Григо­рий... у Григория Ивановича Солохмирова дети: Григо­рий да Михайло, прозвища Абумайло, да Иван, прозви­ще Катей, да Константин, прозвище Дивной*.

Все это чрезвычайно интересно. Некрещеный тата­рин, только что прибывший из Великой Орды, носит, оказывается, чисто славянское имя: Солохмир в Солоха ■^ Мир. Да и отец его (также, очевидно, татарин), ока-

100


эывается, был Мирослав — также со славянским име­нем. Дальше еще интереснее. Крестившись, он приоб-?рел крестное имя (по святцам), как и его потомки. Но, как мы уже говорили, крестные имена тогда в обиходе не употреблялись. Поэтому детям давали наряду с име-; нем и прозвище. И вот мы видим, какие прозвища полу­чали дети бояр при дворе русского рязанского князя: Абумайло, Канчей, Дивной. Два из них сегодня звучат «чисто по-татарски». Одно — славянское.

Как же можно после всего с ученым видом делать выводы о «тюркском происхождении» упоминаемых в русских летописях Канчеев, Абумайлов и т. д.!

И откуда же все-таки взялись Мирославы в Большой Орде? Наш вывод: в Орде было много славян, со сла­вянскими-языческими именами. А «татарские име­на» — это прозвища тех же русских людей, употребляв­шиеся в быту.

Теперь понятно, почему с Ордой вошел в употребле­ние правильный церковнославянский язык. Потому что власть Орды — это была власть русских людей в много­национальной империи. Где, конечно, жили и татары, как и сегодня.

Еще одна деталь. Иногда в летописях татар называ­ют «погаными», то есть язычниками. Ничего удивитель­ного. Так называли русских же некрещеных людей. Очень вероятно, что сначала в Орде их было много.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: