Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Задание:

-Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Русский язык».

-Определите тему, идею стихотворения («Великий и могучий русский язык». Русский язык – выразитель национального духа русского народа, заслуженный дар великому народу).

- Подумайте, слова какой части речи подчёркнуты в тексте (подчёркнуты местоимения).

- Используя стратегию ЗХУ (первую часть стратегии: знаю), докажите, что подчёркнутые слова – местоимения:

- Определите разряд местоимений по группам.

-Назовите род, число, падеж местоимений.

-Каким членом предложения являются местоимения.

Упражнение «Да-нет».

1. Местоимение – изменяемая часть речи? (Да или нет) - Да.

2.Начальная форма для всех разрядов местоимений является Именительный падеж единственное число? (Да или нет) – Нет (возвратного мест «себя», отриц. Мест. Некого, нечего – не имеет И.П.)

3.У всех местоимений есть постоянные и непостоянные признаки? (Да или нет) – Да.

4.Разряд местоимений - это постоянный признак? (Да или нет) – Да.

5.Лицо, число для местоимений-существительных – это постоянный признак? (Да или нет) - Да

6. Число, род, падеж для местоимений - прилагательных - это постоянный признак? (Да или нет) – Нет (это непостоянный признак).

7.Падеж для местоимений-числительных – это постоянный признак?(Да или нет) – Нет(это непостоянный признак).

7.Местоимения могут быть любым членом предложения? (Да или нет) – Да.

План – схема:

I.Часть речи – местоимение.

II.Морфологические признаки:

Начальная форма – И.п. ед.ч. (но не для возвратного – себя- и отрицательных местоимений: некого, нечего)

Постоянные признаки:

Разряд, лицо.

Непостоянные признаки:

Род, число, падеж.

III. Синтаксическая роль.

Любой член предложения.

Физминутка.

Я иду и ты идёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей),

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Я пою и ты поёшь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Мы идём и мы поём (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей) -

Раз, два, три (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой).

Выполнить морфологический разбор местоимения в предложении:

«Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов». К.Паустовский.

«О чем речь?»
Прочитайте высказывания психолога Д.Карнеги. Попробуйте определить, о чем идет речь.
Она ничего не стоит, но много дает.
Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
Она длится мгновение, а в памяти людей остается навсегда.
Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.
Она – отдохновение для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.
Ее нельзя купить даже за несколько миллионов, нельзя выпросить за любые обещания, нельзя ни одолжить, ни украсть, потому что она сама по себе ни на что не годится, пока ее кому-нибудь не отдали.








Ответ: Улыбка.

Задание. Выпишите местоимения, определите их разряды.

Четыре человека у доски: морфологический разбор местоимений в предложении: Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.

Работа по предложению.

«Нам дан (во) вл…дение самый б…гатый меткий м…гучий и поист…не в…лшебный рус(сс) кий язык». (К.Г.Паустовский)

Задание:

-Записать предложение.

- Вставить пропущенные буквы.

-Расставить знаки препинания.

- Выполнить морфологический разбор местоимения нам.

Цифровой диктант.

Задание:

Определить разряд местоимения. Записать только цифру, под которой выступает тот или иной разряд.

Разгадать код, записанный в схеме вопросов.

Личные, 2. -Возвратные, 3. -Притяжательные, 4. -Определительные, 5. - Указательные, 6. -Вопросительные. 7. -Относительные, 8. -Отрицательные, 9. -Неопределённые

Себя – (?), всякий –(?), тот –(?), мы –(?), нечто –(?), нисколько –(?), этот –(?)

5. Игра «Говорите по-русски».
Найти грамматические ошибки, связанные с неправильным употреблением местоимений. Прочитайте правильный вариант.
В адрес нас были сделаны правильные замечания.
Работа выполнена с участием меня.
Я учел ихние предложения.
Люди типа меня любят работать.
В честь тебя устроили вечер.
Ихний ребёнок много читает, особенно Пушкина.
У его (Пушкина) хорошее образование.
Маша закрыла книгу, когда она закончила читать.
Мы пошли к ему в гости.

«Пик знаний».

 












Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: