КАРТЕ ИДРИСИ?
Процитируем также «Книгу путей и государств» Абул Касима Магомета по прозвищу ибн-Хаукаль. Сегодня она датируется. 967 годом.
«Русы состоят из трех племен, из которых одно
ближе других к Булгару. Царь этого племени русов
живет в Куябе (сегодня считается, что здесь имеется в
■ виду Киев. — Авт.)... Другое племя, выше первого, на
зывается Славия... Третье племя называется Артания.и
царь его живет в Арте». ;
Из приведенного отрывка ясно следует, что, по мнению арабов, орда (= Арта) была русским государством.
Это в точности отвечает нашей реконструкции^
Арабы писали о Руси довольно много. Однако, по признанию академика Б. А. Рыбакова, «драгоценные сведения о славянах и Киевской Руси, собранные восточными географами IX—XII веков... изучены еще недостаточно». В описании арабов Русь состоит из трех русских государств. Также сообщается о существовании трех центров Руси, трех «Сараев*. Об этих трех центрах историками сегодня создана поистине «необозримая литература». Арабы составили достаточно подробные • карты Руси с указанием этих трех центров. Разные исследователи по-разному отождествляли их с современ-
|
|
129 |
Русь «Рим, та. 2
ными городами. По словам того же Рыбакова, «три русских города, расположенные, по данным раннего персидского географа, на одной реке,...распределяются:...«Куяба» — Киев...«Славия» — Новгород, «Арта-ния» — Белоозеро и Ростов... Такова та географическая канва, которая получилась у наших востоковедов 1960— 1970 годов». Однако существовали и другие мнения.
Сохранилась знаменитая средневековая карта мира арабского ученого Абу Абдаллаха Мохамеда ибн-Моха-меда ал-Идриси, составленная в 1154 году в Палермо для сицилийского короля Рожера II. На карте помещено около 2500 названий; в тексте его книги «Услады путешествующих вокруг света» их около семи тысяч. Казалось бы, что еще нужно историкам! Благодатный материал для реконструкции прошлого Древней Руси. Однако востоковеды, пишущие о Киевской Руси, почти не используют этот источник. Более того, «то место в труде Идриси, где говорится о трех русских городах, видный российский историк А. П. Новосельцев назвал «самым путаным» и, рекомендовал «настороженно отнестись к версии ал-Идриси».
В чем же дело? Почему историки в лучшем случае предпочитают умалчивать о труде Идриси? А дело, оказывается, в том, что сообщаемая им география резко' противоречит современным представлениям о Древней Руси. В частности, из его карты и книги различные ученые делали следующие и, «безусловно, неправильные» выводы.
|
|
Профессор П. П. Смирнов «использовал карту Идриси для своего совершенно фантастического размещения «трех русских городов»: Куяба — Балахна (это большой город на Волге чуть выше Нижнего Новгорода. — Авт.), Славия — Ярославль; Артания — Ардатов (город в Нижегородской области. — Авт.).
Для современного читателя помещение древнего Киева на Волгу (город Балахна) должно выглядеть дико. Далее, по предыдущему отождествлению, Славия — это Новгород. Но оказывается, что Славия — это и Ярославль. Отсюда снова возникает гипотеза: Великий Новгород — это Ярославль.
130
Следующим «фантастическим выводом» является то, что в отождествлении Артании с названием старинного города Ардатов мы видим тождество названий Арта и Орда. И опять получается, что Орда — русское государ-
I' ство в Поволжье. Не нужно думать, что «фантастические измышления П. П. Смирнова» (как их аттестует академик Рыбаков) были исключением. «Почти одновременно с книгой Смирнова ■ вышел монументальный ТРУД Конрада Миллера, посвященный арабской картографии. По беспомощности научной методики и по не-еуразности выводов обрисовка географии Восточной Европы К. Миллером соперничает с выводами Смирнова.
Л Предлагаю на суд его итоги, — пишет Рыбаков, — Половецкая земля охватывает всю Восточную Европу (итак, как мы видим, Половецкая земля — это попросту Польша. — Авт.); от Крыма до Самары идет надпись «Кумания»; от Гомеля до Нижнего Новгорода идет надпись «Кумания внутренняя», а «Кумания внешняя» расположена за Западной Двиной и Волгой в Полоцкой и Новгородской земле, доходя до Белоозера^.»
ЗОЛОТАЯ ОРДА, СИНЯЯ ОРДА, БЕЛАЯ ОРДА |
ВЕЛИКОРОССИЯ
МАЛОРОССИЯ
БЕЛОРУССИЯ
а) Как мы видели, арабы, описывая Русь, много го
ворят о трех центрах Руси.
б) Описывая же Монголию, те же арабы много гово
рят о трех Сараях, а именно:
Сарай Бату, Сарай Берке и Новый Сарай.
в) Как мы видели, три центра Руси называет и Биб
лия: •
«князь Роша,
Мешеха и .
Фувала».
Мы уже сформулировали нашу точку зрения, что в Библии речь идет о Руси, Московии и Тоболе (Сиби-ри).
131
Сопоставим это с делением Русского государства в XFV-XVI веках на
Северскую или Черниговскую землю (приблизительно '*- современную Украину),
Литву или Белую Русь (Северо-Западную Русь с центром в Смоленске и Белоруссию) и.
Волжское царство. Оно же — Сибирь, оно же — Владимиро-Суздальская Русь. Ее столицы — Сараи — располагались на Волге и в Поволжье. А именно: Самара, Царицын, Великий Новгород (то есть Ярославль, Владимир, Ростов), Рязань, Тверь.
В конце концов уже при Иване III эти три Руси объединились под властью Ордынской (волжской) династии в одно государство. Только после этого объединения московские великие князья стали именоваться «государями всея Руси».
г) Эти же три Руси мы видим и в титуле первых Романовых. То есть уже в XVII веке. Их именовали «государь всея Великия и Малыя и Белыя Руси».
Наша гипотеза: все перечисленные выше разделения Руси или Монголии на три царства — это, в сущности, одно и то же деление. Итак,
1) Великая Русь — Золотая Орда = Сибирь = Тобол
(библейский Фувал) = Волжское царство = Владимиро-
Суздальская Русь. В «монгольской терминологии» —
это, по-видимому, Новый Сарай (Новгород = Яро
славль).
2) Малая Русь = Синяя Орда = Северская земля =
Малороссия (современная Украина) = библейский Рош
(то есть Русь или Киевская Русь). Ее столицей русские
источники чаще называют Чернигов или же Новгород
Северский, а западные — Киев. В «монгольской терми
нологии» — это, вероятно, Сарай Бату, то есть Сарай
Батыя. Батый завоевал Киев и, вероятно, там же и по
хоронен в знаменитой гробнице Ярослава Великого в
Софийском соборе. Ниже мы подробно будем говорить
о том, что Ярослав Великий и Батый — это одно и то
же. Название «Синяя» возникло от «Синих Вод». Со
временная река Синюха (приток Южного Буга) ранее
называлась «Синими Водами».
|
|
132
3) Белая Русь = Белая Орда = Литва = Смоленское* княжество = Северо-Западная Русь (Полоцк, Псков, Смоленск, Минск) = библейский Мешех. Сегодняшняя Белоруссия составляет лишь западную часть этого средневекового государства, а Литва — католическая часть старой Белой Руси. «Литовцы» русских летописей — это попросту латиняне, то есть русские католики. В «монгольской терминологии» — это, по-видимому, Сарай Берке (= Белый?).
Граница между Великой Русью и Малой Русью про-. ходила, по-видимому, примерно там же, где и сегодня (между Россией и Украиной = Малороссией).
Граница же между Белой Русью = Литвой и Великой Русью проходила в средние века намного восточнее, а именно — между Москвой и Владимиром. Не исключено, что она до сих пор сохранилась в виде существующей сегодня границы окающего и акающего говоров русского языка. Э Великой Руси (Золотой Орде) окали, а в Белой Руси, к которой прежде относилась Москва, — акали.
Итак, первоначально Москва находилась в составе Белой Руси («Литвы»). Об этом помнили еще даже в XVII веке, во время Великой смуты. Например, в грамотах Пожарского и Минина 1613 года, рассылавшихся из Ярославля и содержавших призывы к борьбе с Мос-квой, слова «литовские люди» употребляются как синоним «московские люди». «И крест целовали в Ярославле, что им на московских людей идти к Москве и биться до смерти... И ко кресту привели, что им с литовскими людьми биться до смерти...» Другими словами, в этих грамотах формулы: «московские люди» и «литовские люди» означали одно и то же.