Библиотечное пространство

Вопросы создания соответствующей библиотечной среды нужно рассматривать не изолированно, а в общем контексте проблем стратегического планирования и управления качеством обслуживания. При этом необходимо учитывать, что связь библиотеки с пользова-

Валерия Михайловна Суворова,

кандидат педагогических наук, член

Союза писателей России, главный

библиотекарь отдела научно-

методической и научно-

исследовательской работы

Центральной универсальной научной

библиотеки им. Н. А. Некрасова,

Москва __

С точки зрения учёного Льва Захаровича Амлинского, который занимался композиционно планировочными решениями, к числу психоэмоциональных факторов и факторов функциональной обусловленности внутреннего библиотечного пространства в первую очередь относятся высота, «широкоплощадность» помещений библиотеки, единое перетекаю щ ее пространство, размытость границ между отдельными помещениями, доступность плана помещений читательской зоны, её хорошая освещённость, отсутствие монотонности, успокаивающая цветовая гамма внутреннего пространства, наличие доминанты. Возникает вопрос: должна ли библиотека руководствоваться традиционными планировочными решениями при организации читательской зоны, предусматривающими

плотность размещения книг и компьютеризированных рабочих мест пользователей? Да, но, тем не менее, нам необходимо менять наши профессиональные шаблоны и создавать современный образ библиотеки как открытого публичного, то есть общественного пространства. Концепция перехода к пониманию библиотеки как пространства для пользователя и библиотекаря подразумевает выявление исходных ответов на вопросы «Кто?», «Что?», «Зачем?», «Почему?», «Как?». Ведь любая новая идея или дело должны начинаться теоретическим осмыслением и заканчиваться практическим воплощением. Библиотечное пространство несёт на себе нагрузку социально-значимой роли библиотеки. Сегодня оно должно привлекать пользователя возможностью личных контактов. Как говорит Слава Григорьевна Матлина, в то же время, должен присутствовать момент «побыть наедине с собой», то есть спрятаться. Однако сам вид физического пространства библиотеки не надо выстраивать линейно, он не должен привносить излишней монотонности. Перед «Некрасовкой» встала огромная задача модернизации внутреннего пространства, об этом и пойдёт речь. «Некрасовка»: новая жизнь Коснёмся предыстории вопроса. ГБУ К г. Москвы «ЦУНБ им. Н. А. Некрасова» расположена в пятиэтажном кирпичном здании бывшей прядильной фабрики крупных текстильных фабрикантов Щаповых, построенном в 1826 году. Раньше на каждом этаже были цеха с ручными и механическими станками. В 1917 г. фабрику национализировали.

В советское время она стала называться бумаготкацкой фабрикой имени героя труда Осипа Звонкова, а затем, вплоть до 1990-х гг., именовалась фабрикой «Красная работница». После вывода фабрики её большое пятиэтажное здание подверглось капитальному ремонту и было сдано в аренду под пассаж «Денисовский двор». В 2002 г. здание было перепланировано и специально оборудовано для крупного библиотечно-информационного центра, коим и является сегодня «Некрасовка». Библиотека вынуждена «встраиваться» в устоявшийся «окультуренный ландшафт» бывшей «Немецкой слободы», а ныне Бауманского района, исторически сложившегося задолго до нашего в нём появления. Вокруг здания «Некрасовки» — ворота мелких коммерческих фирм и довольно узкий переулок с автомобильным движением, поэтому зелёную зону можно было создать толь ко за счёт широких подоконников, на которых в тёплое время года обитает голландская герань, крупнолистая, с тяжёлыми

шапками ярко-красных цветов. Ни для кого не секрет, что собственного здания у центральной библиотеки Москвы нет, она его арендует. Мы занялись модернизацией внутреннего пространства в той мере, насколько это

разрешено владельцем здания. С осени 2014 г. у внутреннего пространства библиотеки началась новая жизнь. При модернизации первого этажа здания было решено сделать его зоной быстрого обслуживания и доступа к информации, чтобы читателям, по возможности, не требовалось подниматься. Поэтому на первом этаже теперь находятся электронные и карточные каталоги, мультимедиа-зона для работы с электронными ресурсами библиотеки, зона библиографической справки и записи читателей, зона доступа к периодике, RFID — станция, а также «умная полка» для возврата книг. Дополнительно, с учётом особенностей помещения, была организована выставочно-экспозиционная зона, которая, помимо прочего, удачно отгородила книгохранилище, расположенное в правой части помещения. При реорганизации первого этажа под информационно-справочную и читательскую зону открытого доступа, а также место общения наших постоянных пользователей и посетителей мероприятий, были разработаны десять типов посадочных мест — от обычных кресел и стульев до многоместных полузакрытых кабинок. Их типы зависят от функционального назначения и ситуативной мотивации наших пользователей, сегодняшних и потенциальных, а именно: для индивидуальной работы, для коворкинга, компьютеризированные

рабочие столы, кабины мелкогрупповой работы, для работы с аудио- и видеоматериалами, мягкие посадочные места-окна в углублении стеллажей, организация рабочих мест в оконных проёмах и т. д. Чёткое зонирование помещений библиотеки уступает место смешанному зонированию: нет строго абонемента или строго читального зала, а есть «скорее абонемент», или «скорее читальный зал». Функциональные зоны проникают друг в друга. Они оборудованы необходимой оргтехникой: проекторами и плазменными панелями, интерактивом с возможностью сопряжения с пользовательскими гаджетами. Выставочная зона оборудована комбинированными многофункциональными стеллажными комплексами. Их особенности: возможность перевода полок в наклон, встроенные горизонтальные и вертикальные витрины, интерактивные экраны, встроенные места для сидения, съемная система подвесов и экспозиционных панелей, открытые и запирающиеся дверные проёмы.

Его величество запах Но что начинает действовать на читателей сразу после того, как они переступают порог библиотеки? В первую очередь на них оказывает влияние запах. Запахи исходят от обстановки,

одежды, тела, да и всё, существующее в природе, имеет свой запах: камни, металлы, дерево, книга. Впечатления от постоянных ароматов неосознанно, но надолго остаются в памяти, другими словами — запаховые впечатления застревают в памяти. Причины неприятных естественных запахов различны. Это не только следствие пренебрежения правилами ухода, наше неумение ежедневно менять рабочую одежду, пагубная привычка курить, нежелание почистить половое покрытие в вестибюле, но и естественный процесс старения документов на бумажных носителях. Приятна ли на ощупь книжная страница, которую открывает наш читатель?

Вспомним, как вкусно пахнут и хрустят страницы новых книг в книжном магазине. Эти книги хочется подержать в руках, погладить, купить, унести домой. Сегодня мы с удовольствием предоставляем библиотечные фонды для посетителей, выносим на открытые полки всё, чем богаты наши хранилища. Однако мы должны тщательно организовывать пространство читальных залов, исходя из многих критериев качества библиотечно-информационного обслуживания, не забывая, что комфортная среда имеет много элементов. Запах, исходящий от библиотечного пространства, зачастую воспринимается бессознательно. Когда мы говорим о запахе библиотеки и «открытого фонда» в библиотечном пространстве, то должны также помнить, что вносим свою лепту в запах эпохи — это момент, который закрепляет эпоху эмоционально. Запах старого, давно не ремонтированного помещения, засаленных жёлтых страниц книг и растрёпанных корешков оттолкнут от регулярного посещения библиотеки как от провинциального поезда уходящей жизни. Кроме того, подобный запах менее способствует общительности.

И это то, чем наши пользователи вынуждены дышать. Существуют такие понятия как «культура запахов» и «параметр неуместности». Вроде бы, запах старых книг должен напоминать запах детства, букинистического магазина, запах знаний, наконец! Но нет. Для нас, сегодняшних, наших пользователей и «клиентоориентированных» библиотечных работников, важен не только визуальный ряд библиотечного пространства. Нам не хватает библиотечного «ароматического кода», который почему-то незримо присутствует в других конкурентоспособных организациях. Что касается «Некрасовки», то мы модернизировали зону вестибюля, сделав её гостеприимно-рекреационной, установив там места для сидения, стеллаж буккроссинга, кофейный и снэковый аппараты Мы намеренно отказались размещать на первом этаже библиотеки «застоявшиеся» издания из фонда, а читательская зона открытого доступа постоянно пополняется новыми поступлениями, хорошо изданными справочными пособиями, ещё пахнущий и свежей типографской краской журналами, притягивающими к себе взгляд только что вышедшими книгами по разным отраслям знаний и разнообразной тематики, художественными изданиями с красочными корешками, хоть мы библиотека и научная. Почему мы так решили? Да потому, что реакция человека на запахи должна быть положительной, ведь запах может вызывать и печаль, и радость, и страх, и даже агрессию. Нам хотелось бы, чтобы наши читатели с удовольствием приходили в библиотеку, с интересом и радостью в ней находились и с удовлетворением возвращались домой.

Все цвета радуги?

Теперь немного о цвете. Цвет, как и запах или звук, влияет на подсознательный уровень психики, поэтому, бесспорно, имеет ключевое значение в оформлении помещений. Кроме эстетической составляющей, большой вес имеет и медицинская: при оформлении читальных залов, зон коворкинга, рекреации, служебных помещений для персонала библиотеки нужно учитывать влияние цветов на человека, на мыслительный процесс. Следует заранее продумывать палитру, потому что каждый цвет обладает определённым значением и оказывает специфическое воздействие. Язык цвета универсален и не имеет возрастных или гендерных различий. Кстати, в библиотеках европейских стран уже давно применяется цвет для зонирования библиотечного пространства: красные, зелёные, чёрные линии являются одновременно и навигационными атрибутами. Сегодня библиотека перестаёт быть «тихой». Современная библиотека зонируется не только по функциональному признаку, но и по шумовому, и даже по цветовому. Выделяются зоны и помещения «умеренного шума», «условной тишины» и «полной тишины». В креативных или шумных помещениях чаще используется дизайн на основе тёплых цветов; соответственно, в более спокойных и тихих помещениях чаще используются успокаивающие холодные тона. Дизайн помещений публичной библиотеки стараются выдержать скорее в домашнем стиле: подсознательно посетитель библиотеки должен ощущать её своим домом.

#02 [260] 2016 Библиотечное д е л о

Библиотечное пространство

Если говорить о «Некрасовке», то при производстве мебели для первого этажа библиотеки в качестве основного цвета использовался нейтральный белый с различными цветовыми вставками, в зависимости от назначения читательской зоны. Ведь кремовые и бежевые оттенки излучают теплоту и способствуют созданию комфортной и доброжелательной обстановки. Под этот проект была разработана мебель серии «Премьер», в изготовлении

которой применяется комбинация из ЛДСП, стекла и металла, с облегчёнными мебельными плитами «евролайт» толщиной 50 мм. Такая мебель за счёт легкости мебельных плит не даёт дополнительную нагрузку на перекрытия.

Кабины для индивидуальной работы — светло-зелёного цвета, который нужен для концентрации внимания и создания «эконастроения». Яркие оранжевые акценты книжных полок в пространстве читательской зоны тонизируют и взбадривают, это самый энергичный цвет, поднимающий настроение. Ж ёлтая солнечная цветовая гамма стульев даже самое хмурое осеннее или зимнее утро на первом этаже превращает в доброе и

бодрое. Польза от цветового проектирования, по нашему мнению, следующая: повышается умственная активность и работоспособность; цвет стимулирует работу мозга: побуждает, успокаивает, расслабляет, улучшает настроение и самочувствие; цвет формирует позитивный образ библиотеки; удовлетворённость пользователя открывает новые возможности для выстраивания взаимоотношений в пространстве библиотеки; комфортность пребывания в библиотеке и удовлетворённость обслуживанием удерживают постоянных пользователей и привлекают новых.

Мы задумываемся о необычных вариантах расстановки книг на некоторых полках открытого доступа, таких как «вертикалы-горизонталь», «по стойке смирно», «в окружении глянца», «эмоциональное чтение». Уже существуют

несколько известных способов расстановок книг по цветовой гамме: это и радуга, и калейдоскоп, и использование цветных коробов для книг, ярлыков и наклеек и т. п.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: