Информационная среда библиотек - позитивное развитие

Небаева В.А., заведующий организационно-методическим отделом Томской областной детско-юношеской библиотеки

Трудно найти область человеческой деятельности, где бы информация ни играла важной роли. Понятие об информации, включающем в себя сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, существовало всегда. В ХХ веке, становясь социальным (общественным) понятием, информация оказывает на человека активное влияние: на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие.

Когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, «облагороженной» информационной среды, тогда происходит более гармоничное развитие личности с высоким уровнем психического здоровья. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда отрицательно влияет на личность и его психическое здоровье. Поэтому проблемы информационной экологии на сегодняшний день не менее важны и значимы, чем вопросы экологии природной среды.

Библиотеки, особенно детские и детско-юношеские, являясь частью информационного пространства, не только предоставляют информацию потребителю, но и формируют его информационную культуру, тем самым, заботясь о его информационной экологии. Информационно-поисковое пространство детских и юношеских библиотек строится как среда адаптации в мире чтения и информации, где библиотека несет ответственность за показатели полноты, достоверности актуальности и упорядоченности информации.

Процесс вовлечения библиотек в новое информационное пространство не везде идет одинаково активно; однако, когда библиотека начинает интенсивно развивать новые информационные и коммуникационные технологии, в нее приходят новые группы детей и подростков, которые раньше не посещали библиотеки.

Хотим мы этого или нет, но традиционные библиотеки с преобладанием бумажных носителей постепенно будут трансформироваться в автоматизированные, сочетающие признаки бумажной и электронной культуры. Главное понимать, что техника без осмысления подлинной цели и мотивации ее использования не спасет человека как личность, не сделает гуманнее душу. Уже сейчас есть группы детей, не ориентированных на книгу, которым вполне достаточно, что в библиотеке есть Интернет и коллекции компьютерных игр. И лишь от библиотекаря зависит, сможет ли он заинтересовать детей и подростков информацией, которую предоставляет библиотека, и захотят ли они пользоваться другими возможностями библиотеки.

В последние годы в библиотеках стали появляться новые отделы, секторы, которые заняты внедрением и развитием новых информационных технологий, предоставлением пользователю новых видов услуг. Это Медиатеки, Интернет- центры, Интернет-классы, Отделы новых инновационных технологий, Мультимедийные читальные залы (компьютерная техника, фонд мультимедиа, аудио - и видеокассеты, учебная компьютерная литература) и т.д.

Медиатеки создаются как отдельные структурные подразделения и как небольшие читальные залы или зоны, чаще всего в отделах искусств. Основная идея медиатеки - комплексное объединение различных носителей информации.

Отделы новых инновационных технологий своей основной задачей ставят реализацию прав ребенка на информацию, организацию доступности информационных ресурсов в помощь образованию, информационный консалтинг.

Мультимедийные читальные залы. В них располагается компьютерная техника, сосредоточен фонд мультимедиа, аудио- и видеокассет, учебная компьютерная литература.

Развитие детских библиотек в дальнейшем неизбежно связано с увеличением доли мультимедийных материалов, особенно это касается школьных библиотек, поскольку появляется значительное количество электронных, видео и аудиоматериалов в помощь образовательному процессу. Более того, с развитием техники библиотекари совместно со своими читателями смогут создавать собственные видео и фото коллекции. Интернет - центры (классы) открывают возможность освоения нового информационного пространства и обеспечивают право ребенка на получение информации.

Продолжает осуществляться переход библиотек на новый качественный уровень, с сохранением содержательных аспектов обслуживания читателей к которым относятся популяризация и предоставление книг и других информационных материалов для детей и юношества. Осуществляется поиск и использование новых форм поддержки социально незащищенных групп пользователей в предоставлении универсальных услуг на базе технического переоснащения библиотек. Проведение библиотечных мероприятий направленных на защиту прав детей, их свобод и безопасность, вовлечение семей в деятельность местного сообщества, пропаганда семейного чтения, оказание содействия в воспитании творчески мыслящей, духовно наполненной, нравственно состоятельной личности с социально направленными интересами - все эти направления успешно развиваются в библиотеках.

Всем хорошо известно, какую роль чтение и библиотеки играют в детстве и юности, поскольку книга, несмотря на внедрение новых информационных технологий, имеет приоритетное значение в получении образования, приобщении к культуре и искусству, в получении косвенного жизненного опыта, так необходимого молодому поколению. Главным для детей является создание условий для их развития, приобщения к окружающему миру, нахождения себя в нем.

В представлении молодых людей, да и многих библиотечных специалистов, современная библиотека это, прежде всего, электронная библиотека с ее сервисными услугами, а библиотекарь - профессионал оператор и работник по оцифровке печатных изданий. С этим сложно не согласиться, но это, ни в коем случае, не исключает наличия в современной библиотеке письменной информации.

Письменная информация - это наиболее надежная, выверенная информация, к которой можно возвращаться неоднократно. Именно в книгах, журналах и газетах подробно описывается реальность, незнакомая человеку из его повседневной жизни, сохраняется, накапливается и осмысливается опыт поколений, исторический опыт России и других стран. Да и кто откажется подержать в руках и почитать книгу любимого автора с иллюстрациями, хорошим оформлением.

В конечном итоге, у пользователя есть право выбора.

Не помешают и виртуальные книги, особенно новинки литературы, которые в продаже очень дороги, а библиотеки не всегда их имеют, да и не очень охотно дают домой почитать. Так что Интернет в этом отношении доступнее и быстрее.

Для того чтобы смягчить такую проблему, как снижение интереса к библиотечным учреждениям со стороны общества, расхождение между читательским спросом и возможностями библиотек была избрана инновационная стратегия, способствующая эффективным решениям в области текущей деятельности библиотек, связанная с технологиями производства информационных продуктов, их модификацией.

В то же время большинство библиотек, в основном это детские библиотеки, находятся на начальном этапе информатизации, потому как продолжает действовать принцип вторичного отношения к проблеме обслуживания детей и информатизации детских библиотек. При этом всем известно, что дети и молодежь составляют наиболее активную часть пользователей библиотек.

Главная стратегическая линия существования в информационном обществе библиотек, обслуживающих детей, должна основываться на модернизации и, как следствие ее, повышение качества работы с учетом постоянно меняющихся социальных, экономических условий.

Так как чтение остается по-прежнему мощным фактором развития личности, основная задача библиотек, работающих с детьми - приобщение их к чтению всеми путями, включая современные информационные технологии и формирование информационной и читательской культуры, предоставление детям наиболее комфортных условий для развития и образования с помощью книги и других документов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: