Задание 6. Интуитивный речевой анализ-синтез

Инструкция:

«А теперь я тебе буду говорить слова, а ты ищи, какое слово лишнее. Всего будет пять слов, четыре можно объединить, они друг к дружке подходят, а одно - неподходящее, лишнее, его и называй».

Зачитайте последовательность слов и запишите лишнее слово, которое назовет ребенок. Похвалите его. Не просите ребенка объяснять, почему он выбрал то или иное слово. Если ребенок будет сам что-то пояснять, запишите его комментарии. Если ребенок неправильно выполняет первое задание или не понимает, как это - найти лишнее слово, разберите с ним пример: «роза, тюльпан, ромашка, фасоль, фиалка» (при конкурсном отборе в гимназические классы никакие дополни­тельные примеры не разбираются). Пусть о каждом слове ребенок скажет, что это такое. Помогите ему выбрать лишнее слово и объясните, почему оно лишнее. Пометьте, если ребенок догадался сам. Если ребенок плохо справился с заданием на кратковременную речевую память (вспомнил меньше 3 слов), все ряды ему надо зачитывать 2-3 раза. Перед тестированием ребенка заранее предупредите, что по его просьбе вы можете повторить слова еще раз.

 

 

Река, озеро, море, мост, пруд.

Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.

Синица, голубь, птица, воробей, утка.

Стеклянный, деревянный, легкий, железный, пластмассовый.

(ответы записываем в бланк: задание 6)

Задание 7. Речевые антонимы

Инструкция

«А теперь я тебе буду говорить слово, а ты придумывай, какое слово будет наоборот. Например: маленький, а наоборот - большой, чистый, а наоборот - грязный. Понятно?»


Зачитывайте слова по очереди.


Твердый -....?

Широкий -....?

Острый -....?

Глубокий -....?


(ответы записываем в бланк: задание 7)

Если ребенок не может придумать антоним после предъявления слова, помогите ему, задав вопрос более конкретно:

«Пластилин мягкий, а камень --...?


Нож бывает острый, а бывает -...?

Дорога широкая, а тропинка -...?

Река глубокая, а лужа -...?»

Если ребенок отвечает неправильно или произносит слова с приставкой «не» (неострый, неглубокий и пр.), не поправляйте его, записывайте ответы дословно, обязательно хвалите или хотя бы поощряйте его словом «хорошо».

 

Задание 8.    Речевые классификации

Инструкция

«А теперь другое задание. «Кастрюля, тарелка...» - какие еще слова сюда подойдут, что еще можно добавить?»

Желательно, чтобы ребенок придумал не меньше двух слов (больше трех не надо). Если ребенок не может - не настаивайте. Запишите все его ответы. Затем спросите: «Что это такое? Как все это можно назвать одним словом?» Запишите ответ. Похвалите ребенка.

Если ребенок добавил слова «каша, суп» или «плита, стол» и т. п., запишите ответы, не поправляя, но спросите: «Кастрюля, тарелка - что это такое, как можно назвать это одним словом?» Запишите ответ. Если ребенок затрудняется ответить, скажите ему: «Забыл, да? Ничего страшного, давай сделаем другое задание».

 

1. Кастрюля, тарелка,…?

2. Окунь, карась,…?

З. Шкаф, диван,...?

4. Санкт-Петербург, Париж,…?

(ответы записываем в бланк: задание 8)

 

 

Задание 9. Речевые аналогии

Инструкция

«А теперь представь: «стол – скатерть» (можно показать руками). Эти два слова как-то между собой связаны. А тебе по этому же правилу надо найти подходящее слово к слову «пол», чтобы получилась такая же парочка, как «стол - скатерть». Я назову тебе слова, а ты выбери, какое из них лучше всего подойдет к слову «пол», чтобы получилось так же как «стол – скатерть». «Пол» - выбирай: «мебель, ковер, пыль, доски, гвозди».

Запишите ответ. Если ребенок ответил неправильно, не говорите ему об этом, а следующее задание разберите с ним как пример.

Продолжение инструкции

«Огород – морковь» - как связаны эти два слова? Можно сказать, что в огороде растет морковь, да? Тогда к слову «сад» какое слово подойдет, чтобы получилось так же, как «огород - морковь»? «Сад» - выбирай: «забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка». Запишите ответ. Если ребенок снова ответил неправильно, больше примеры не разбирайте. Доделайте задания в соответствии с общей инструкцией. Не поправляйте ребенка и не делайте критических замечаний в процессе работы.

Стол - скатерть Пол -....?

Мебель, ковер, пыль, доски, гвозди.

Огород - морковь    Сад -....?

Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка.

Часы - время   Градусник -....?

Стекло, больной, кровать, температура, врач.

Машина - мотор Лодка -....?

Река, маяк, парус, волна, берег

(ответы записываем в бланк: задание 9)

 

Задание 10. Произвольное владение речью

Исправление семантически неверных фраз

Инструкция

«Послушай предложение и подумай, правильное оно или нет. Если неправильное, скажи так, чтобы было верно».

Зачитайте предложение. Если ребенок говорит, что все верно, так и запишите и переходите к следующему предложению. По просьбе ребенка предложение можно повторить, отметив это в Бланке ответов. Если ребенок начинает объяснять, почему предложение неправильное, остановите его и попросите сказать так, чтобы было правильно. Второе предложение делается аналогично.

Не надо требовать, чтобы ребенок сказал предложение целиком. Достаточно, если он назовет слова, которыми он заменяет «неправильную» часть предложения.

 

Исправление предложений

А) Начал таять снег, и закончилась весна.

Б) Этим подарком мы доставили маме большую любовь.

(ответы записываем в бланк: задание 10)

Восстановление предложений

Инструкция

«А в этом предложении в середине что-то пропущено (слово или несколько слов). Вставь, пожалуйста, пропущенное и скажи, какое предложение получится».

Зачитайте предложение, делая паузу на месте пропуска. Запишите ответ. Если ребенок называет только слово, которое надо вставить, попросите его сказать предложение целиком. Если ребенок затрудняется, не настаивайте. Второе предложение делается аналогично.

 

Восстановление предложений

А) Катя... своего маленького брата.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: