Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №109»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Сообщение из опыта работы
Воспитатель: Бедина И.В.
Диагностика театрализованной деятельности.
Занимаясь театрализованной деятельностью с ребятами, нам, педагогам нельзя забывать о диагностике этого вида деятельности для того, чтобы видеть результаты работы и работать над тем, что получилось не совсем.
Для того чтобы добиться как можно лучших результатов желательно играя в театрализованные игры с детьми, соблюдать ряд условий:
--содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей.
--педагогическое сопровождение должно быть построено с учетом постепенного нарастания самостоятельности ребенка.
--театрально-игровая среда должна быть динамично – изменяющейся (от элементарного к более усложненному)
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных игр (куколки, матрешки, фигурки зверей), мелкие образные игрушки.
|
|
В средней группе должны создаваться условия для коллективных режиссерских игр.
Кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал (дощечки, катушки, пузырьки), которое способствует развитию воображения, а педагог занимает позицию помощника.
Старший дошкольный возраст является периодом расцвета театрализованной игры, которая становится полноценной совместной деятельностью «ребенок воспитатель», ребенок ребенок.
В современной педагогике существует ряд диагностических методик, которые позволяют выявить творческий потенциал ребенка. Вот некоторые из них:
1-ый вариант диагностики основан на опросе родителей, где им предлагаются используя варианты ответов «да» или «нет» рассказать о творческих возможностях своего ребенка. А мы, педагоги, суммируя и анализируя результаты ответов можем отнести его к той или иной группе:
- «режиссер»
- «декоратор»
- «актер»
- «зритель».
И еще можно соотнести эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
2-ой тип диагностики основывается на изучении игровых интересов и предпочтений старших дошкольников.
Анализируя ответы детей, обращаем внимания на интересы ребенка и относим его к той или иной позиции в театрализованной игре.
3-ий вид диагностики – это диагностика основанная на базе творческих заданий.
Задания могут быть самые разнообразные такие как: разыграть сказку, используя на выбор театры, создать спектакль по сказке, подобрать декорации к знакомой сказке.
|
|
Анализируя активность детей в ходе выполнения творческих заданий так же можно распределить в определенную позицию, в которой у него лучше всего получается.
4-ый тип диагностики эту диагностику предлагает нам Т.С. Комарова. Она проводится на начало и на окончание учебного года позволяя отследить динамику.
Театрализованная деятельность важна не только для развития творческих способностей ребенка, но она в тоже время является ненавязчивым педагогическим средством в достижении воспитательных целей. Ведь играя, ребенок испытывает радость, а тематика игр безгранично разнообразна.
Примеры диагностики
Определение лидерских качеств
Определение лидерских качеств Для выяснения позиции, которую занимает малыш в творческой группе, можно использовать тест «ЗАРД» («зритель» — предпочитает наблюдать, «актёр» — любит быть на виду, «режиссёр» — лидер, руководитель, «декоратор» — старается оставаться в тени, но сам факт участия в общем действе для него важен). Тест можно проводить как в начале учебного года, так и в конце.
Тест «ЗАРД»
Уважаемые педагоги, родители, ответьте на ряд утверждений, используя варианты ответов «да» или «нет».
Утверждения:
1. Чаще ребенок обращает внимание на замысел литературного произведения, его художественную идею........................................................
2. Чаше ребенок реагирует на героев литературного произведения…..
3. Чаше ребенок обращает внимание на обстановку, место и время развития событий произведения..................................................................
4. Ребенок целостно воспринимает литературное произведение.......
5. Ребенок хорошо понимает эмоциональное состояние героев и интересно интерпретирует образы..................................................................
6. Ребенок любит задавать вопросы о прочитанном произведении..
7. Ребенок любит рисовать литературные сюжеты, «фантазировать на бумаге»................................................................................................. …….
8. Ребенок может организовать игру с другими детьми................
9. Ребенку легче оценить игру другого, чем играть самому............
10. Ребенок легко создает образы литературных персонажей с помощью декламирования, мимики и пантомимики.................................
11. Ребенок легко подбирает необходимые атрибуты и декорации для игры-драматизации................................................................................
12. Ребенок может выразить свое мнение о понравившихся или не понравившихся персонажах...................................................................
13. У ребенка хорошо развито творческое воображение, он тяготеет к импровизациям............................................................................................
14. Ребенок обладает лидерскими качествами.............................
15. Ребенок хорошо чувствует цвет, форму, стремится выразить свои впечатления о литературном произведении, персонажах произведения на бумаге с их помощью................................................................................
16. Ребенок умеет подсказать и показать другим детям, как и что надо изображать в игре-драматизации......................................................
17. Ребенок умеет сопереживать игровым персонажам......................
18. Ребенку присущи качества - настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать неудачи, решать конфликты........................................
19. У ребенка развиты элементы самоконтроля в театрализованной деятельности (может следовать сюжетной линии, театральную постановку доводит до конца)..............................................................
20. У ребенка развиты художественно-изобразительные умения, он хорошо рисует, предпочитает рисование другим видам детской художественной деятельности..........................................................
Оценка результатов.
Ответ «да» оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по каждой позиции (актер, режиссер, зритель):
• позиция «режиссер» — ответы «да» на вопросы 1, 8, 14, 1, 18;
• позиция «декоратор» — ответы «да» на вопросы 3, 7, 11, 15, 20;
• позиция «актер» — ответы «да» на вопросы 2, 5, 10, 13, 19;
• позиция «зритель» — ответы «да» на вопросы 4, 6, 9, 12, 17.
В какой позиции получилось наибольшее количество баллов, к той ребенок и имеет наибольшую склонность.
Соотнесите эти результаты с результатами собеседования с ребенком.
|
|
Диагностика изучения игровых интересов и предпочтений старших дошкольников в играх-драматизациях
Примерные вопросы для собеседования с ребенком.
1. Знаешь ли ты, что такое театр? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?
2. Какой спектакль ты смотрел последний раз? Тебе нравится смотреть спектакли? Почему?
3. Знаешь ли ты, кто такой режиссер, актер, художник-оформитель? Что они делают для того, чтобы спектакль можно было посмотреть?
4. Зачем в театр приходят зрители? Что они делают на спектакле?
5. Любишь ли ты играть в «театр»?
6. В какой «театр» ты любишь играть? (ребенку предлагаются картинки с разными видами театра). Почему?
7. Что ты делаешь, играя в «театр»? Тебе это нравится?
8. Тебе нравится исполнять роли сказочных героев? Почему?
9. Есть ли у тебя любимая роль? Какая?
10. Ты можешь по выражению лица узнать настроение героя?
11. Когда ты вырастешь, ты бы хотел работать в театре? Кем бы ты хотел быть: режиссером, актером, художником-оформителем?
12. Есть ли у тебя любимая книжка? Какая?
13. В спектакле с какими персонажами ты бы хотел поучаствовать?
Анализируйте ответы с точки зрения представлений о театре, театральном искусстве, активности детей в процессе театрализованной деятельности. Обратите внимание на интерес ребенка к той или иной позиции в театрализованной игре и обоснования данного выбора.
Диагностика уровней умений и навыков старших дошкольников по театрализованной деятельности проводится на основе творческих заданий.
Творческое задание № 1
Разыгрывание сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
Цель: разыграть сказку, используя на выбор настольный театр, театр на фланелеграфе, кукольный театр.
|
|
Задачи: понимать основную идею сказки, сопереживать героям. Уметь передать различные эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Уметь составлять на столе, фланелеграфе, ширме сюжетные композиции и разыгрывать мизансцены по сказке. Подбирать музыкальные характеристики для создания образов персонажей. Уметь согласовывать свои действия с партнерами.
Материал: наборы кукол театров кукольного, настольного и на фланелеграфе.
Ход проведения.
1. Воспитатель вносит «волшебный сундучок», на крышке которого изображена иллюстрация к сказке «Лисичка-сестричка и серый волк». Дети узнают героев сказки. Воспитатель поочередно вынимает героев и просит рассказать о каждом из них: от имени сказочника; от имени самого героя; от имени его партнера.
2. Воспитатель показывает детям, что в «волшебном сундучке» спрятались герои этой сказки из различных видов театра, показывает поочередно героев кукольного, настольного, теневого, театра на фланелеграфе.
Чем отличаются эти герои? (Дети называют различные виды театра и объясняют, как эти куклы действуют.)
3. Воспитатель предлагает детям разыграть сказку. Проводится жеребьевка по подгруппам. Каждая подгруппа разыгрывает сказку, используя театр на фланелеграфе, кукольный и настольный театры. Детям предлагаются детские музыкальные инструменты, фонограммы русских народных мелодий для музыкального сопровождения сказки.
4. Самостоятельная деятельность детей по разыгрыванию сюжета сказки и подготовке спектакля.
5. Показ сказки зрителям.
Творческое задание № 2
Создание спектакля по сказке «Заячья избушка»
Цель: изготовить персонажи, декорации, подобрать музыкальные характеристики главных героев, разыграть сказку.
Задачи: понимать главную идею сказки и выделять единицы сюжета (завязку, кульминацию, развязку), уметь их охарактеризовать. Давать характеристики главных и второстепенных героев. Уметь рисовать эскизы персонажей, декораций, создавать их из бумаги и бросового материала. Подбирать музыкальное сопровождение к спектаклю. Уметь передать эмоциональные состояния и характеры героев, используя образные выражения и интонационно-образную речь. Проявлять активность в деятельности.
Материал: иллюстрации к сказке «Заячья избушка», цветная бумага, клей, цветные шерстяные нитки, пластиковые бутылочки, цветные лоскутки.
Ход проведения.
1. К детям приходит грустный Петрушка и просит ребят помочь ему. Он работает в кукольном театре. К ним в театр приедут малыши; а все артисты-куклы на гастролях. Надо помочь разыграть сказку малышам. Воспитатель предлагает помочь Петрушке, изготовить настольный театр самим и показать сказку малышам.
2. Воспитатель помогает по иллюстрациям вспомнить содержание сказки. Показывается иллюстрация, на которой изображена кульминация, и предлагаются вопросы: «Расскажите, что было до этого?», «Что будет потом?» Ответить на этот вопрос надо от лица зайчика, лисы, кота, козлика и петуха.
3. Дети рисуют эскизы персонажей, коллективно выбирают самые интересные работы. Воспитатель предлагает детям по эскизам изготовить из материалов, которые на столе (цветная бумага, цветные нитки, пластиковые бутылочки), главных героев и декорации к сказке.
4. Воспитатель обращает внимание, что сказка будет малышам интересна, если она будет музыкальной, и советует выбрать музыкальное сопровождение к ней (фонограммы, детские музыкальные инструменты).
5. Воспитатель организует деятельность по изготовлению персонажей, декораций, подбору музыкального сопровождения, распределению ролей и подготовке спектакля.
6. Показ спектакля малышам.
Творческое задание № 3
Сочинение сценария и разыгрывание сказки
Цель: импровизировать на тему знакомых сказок, подбирать музыкальное сопровождение, изготовить или подобрать декорации, костюмы, разыграть сказку.
Задачи: побуждать к импровизации на темы знакомых сказок, творчески интерпретируя знакомый сюжет, пересказывая его от разных лиц героев сказки. Уметь создавать характерные образы героев, используя мимику, жест, движение и интонационно-образную речь, песню, танец. Уметь использовать различные атрибуты, костюмы, декорации, маски при разыгрывании сказки. Проявлять согласованность своих действий с партнерами.
Материал: иллюстрации к нескольким сказкам, детские музыкальные и шумовые инструменты, фонограммы с русскими народными мелодиями, маски, костюмы, атрибуты, декорации
Ход проведения.
1. Воспитатель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали, что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле. Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем гостям.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок» «Колобок», «Маша и медведь» и другие (по выбору воспитателя). Все эти сказки знакомы детям и гостям. Воспитатель предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую, которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
• Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация, развязка).
• Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке?
Воспитатель предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Воспитатель проводит жеребьевку с жетонами, на которых обозначены: исполнители ролей; гримеры и художники по костюмам; музыканты-оформители; художники-декораторы.
4. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем.
5. Показ спектакля гостям.
Педагогическая диагностика театрализованной деятельности детей дошкольного возраста
Особую значимость театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребенка в школу. Сформированность познавательных и психических процессов, коммуникативных навыков, как основ социальной культуры поможет первокласснику быстро входить в контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у одноклассников, самому оказывать помощь другим.
Т.С.Комарова акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делает не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля (Таблица 1).