Ход экскурсии.
I. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной. А вы хотите увидеть?
Воспитатель: Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала.
Она решила с нами пошутить и загадала загадку:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.
(Это береза. У неё зеленые листочки, белый ствол, и много веток.)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, в гости ходят с подарками. Давайте и мы приготовим для березки подарок. Какой подарок вы бы подарили? (ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю подарить березке атласные ленточки. Ленточки, какого цвета подарим?
Воспитатель: Я думаю, зеленые ленточки ей очень понравятся. Как вы думаете, почему? (Эти ленточки зеленые, как распускающиеся листочки, они яркие, веселые)
Воспитатель: Все готовы, тогда в путь. А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас? (Весна)
|
|
Воспитатель: По каким приметам, вы узнали, что это весна? (Стало тепло, ярко светит солнце, выросла трава)
Воспитатель: Какая сегодня погода? (Ответ детей.)
Воспитатель: Какое небо, чистое или в тучах? (Небо голубое, ясное)
II. Основная часть.
Воспитатель: Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем, ласковые слова. (Здравствуй березка, мы рады тебя видеть) (Можно погладить)
Воспитатель: Давайте обнимем её. Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (У березы белый ствол с черными полосками)
Воспитатель: Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. Посмотрите, какая береза? (Ответ детей.)
Послушайте стихотворение.
Ты до того, берёзонька, красива
И в полдень жаркий, и в часы росы,
Что без тебя немыслима Россия
И я немыслим без твоей красы.
Воспитатель: В какой стране мы с вами живем? (Россия)
Воспитатель: Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родины - России, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки. Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе. А что вы знаете о русской березе?
Игра «Волшебная палочка»
Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
|
|
Берёза – символ России.
У Берёза – белый, стройный ствол.
У берёзы тонкие и гибкие ветви.
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
О берёзе пишут стихи и песни, картины.
В народе берёзу называют «богиня».
Нужно бережно относиться к природе.
Воспитатель: В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.
Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.
Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.
Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.
Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.
Воспитатель: Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?
Дети рассматривают берёзу.
Дети: На березке распускаются листочки.
Воспитатель: Какого цвета листья у берёзы? (Листочки еще маленькие, зеленые, а осенью были жёлтые)
Воспитатель: Правильно. Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола. И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.
Воспитатель: Давайте их потрогаем, понюхаем. (Листочки липкие, приятно пахнут.)
Воспитатель: Кто хочет померяться с берёзкой силой? Вика, попробуй вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее? (Нет, не получается. Береза сильнее.)
Воспитатель: Что её так крепко удерживает в земле? (Корни.)
Воспитатель. Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)
Воспитатель: Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья.)
Воспитатель: Покажите ствол березы. (Дети показывают.)
Воспитатель: Какой он - толстый или тонкий? (У этой березы толстый)
Воспитатель: Где ствол у березы широкий, а где - узкий? (Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше)
Воспитатель: Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый, шершавый.)
Воспитатель: Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? (Ветки тоньше ствола.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что появилось на кончиках ветвей - это сережки. На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез. Вот из таких семян вырастают молодые деревца (можно показать прошлогодние семена и рассмотреть через лупу). Что есть на стволе дерева? (Кора.)
Воспитатель: Какая кора у дерева? Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите, какого цвета? (Кора белая, гладкая.)
Воспитатель: Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой и шелковистой. Ребята, на коре ствола черные пятна. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички. Повторите за мной.
Воспитатель: Чечевички выполняют функцию газообмена между окружающей средой и внутренними тканями стебля, а также способствуют выведению излишней влаги.
Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»
Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.
«ствол» - опустили вниз руки
«листья» - шевелим пальчиками
«корни» - топаем ногами
«ветви» - поднимаем руки вверх
Воспитатель. Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой. Какая она? (Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая)
Воспитатель. А можно про нее сказать, что она добрая? (Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.)
Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает и людей, и птиц, и лесных обитателей. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки. Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.
|
|
(Дети завязывают ленточки).
Воспитатель: Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку. Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
(Е. Трутнева)
Дети: Осенью.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С. Есенин)
Дети. Зимой.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы,
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
(С. Есенин)
Дети. Летом.
III. Заключительная часть.
Воспитатель: Расскажите, что вы нового узнали о таком красивом и нежном дереве как береза? Символом, какой страны является береза? Во что по весне девушки наряжали березу? Как называется целительный сок? Пришла пора прощаться с березкой.
(Дети прощаются, обнимают, гладят березку.)
Воспитатель: Скажем ей: «Расти, милая березонька, и радуй добрых людей! До свидания!»