III. Заключительная часть

Ход экскурсии.

I. Вводная часть.

Воспитатель: Ребята, мне сорока принесла весточку на хвосте – нас ждут в гости. Кто-то хочет поделиться с нами весенней радостью, рассказать об удивительных превращениях, которые происходят в природе весной. А вы хотите увидеть?

Воспитатель: Но кто приглашает нас в гости, сорока не сказала.

Она решила с нами пошутить и загадала загадку:

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане.

(Это береза. У неё зеленые листочки, белый ствол, и много веток.)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, в гости ходят с подарками. Давайте и мы приготовим для березки подарок. Какой подарок вы бы подарили? (ответы детей)

Воспитатель: Я предлагаю подарить березке атласные ленточки. Ленточки, какого цвета подарим?

Воспитатель: Я думаю, зеленые ленточки ей очень понравятся. Как вы думаете, почему? (Эти ленточки зеленые, как распускающиеся листочки, они яркие, веселые)

Воспитатель: Все готовы, тогда в путь. А пока мы идем, давайте вспомним, какое время года сейчас? (Весна)

Воспитатель: По каким приметам, вы узнали, что это весна? (Стало тепло, ярко светит солнце, выросла трава)

Воспитатель: Какая сегодня погода? (Ответ детей.)

Воспитатель: Какое небо, чистое или в тучах? (Небо голубое, ясное)

II. Основная часть.

Воспитатель: Вот и наша березка. Давайте поздороваемся, скажем, ласковые слова. (Здравствуй березка, мы рады тебя видеть) (Можно погладить)

Воспитатель: Давайте обнимем её. Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (У березы белый ствол с черными полосками)

Воспитатель: Правильно. Во всем мире нет дерева с белым стволом, кроме березы. За это ее в народе называют белоствольной. Посмотрите, какая береза? (Ответ детей.)

Послушайте стихотворение.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в часы росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы.

Воспитатель: В какой стране мы с вами живем? (Россия)

Воспитатель: Правильно, Россия. Много лет назад Россию называли просто Русь. Символом нашей Родины - России, давно уже считается берёзка, поэтому наша экскурсия посвящена одному из самых любимых деревьев на Руси - берёзе. Стройную, кудрявую, белоствольную ее всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой. На Руси ранним летом березу наряжали, как невесту, украшали лентами и бусами и водили вокруг нее хороводы. И это был праздник русской березки. Русские люди сочиняли легенды, сказки и песни о красавице березе. А что вы знаете о русской березе?

Игра «Волшебная палочка»

Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.

Берёза – символ России.

У Берёза – белый, стройный ствол.

У берёзы тонкие и гибкие ветви.

В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

Берёза может лечить людей.

Берёза даёт берёзовый сок.

О берёзе пишут стихи и песни, картины.

В народе берёзу называют «богиня».

Нужно бережно относиться к природе.

Воспитатель: В устном народном творчестве можно встретить приметы, пословицы, поговорки, загадки про берёзу.

Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

Берёза – не угроза, где стоит, там и шумит.

Если листья на берёзе появляются раньше, чем на клёне, лето будет сухое.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Воспитатель: Ребята, что удивительное произошло с нашей березкой, как вы думаете?

Дети рассматривают берёзу.

Дети: На березке распускаются листочки.

Воспитатель: Какого цвета листья у берёзы? (Листочки еще маленькие, зеленые, а осенью были жёлтые)

Воспитатель: Правильно. Осенью листочки на березе начинают желтеть сначала наверху, где воздух холоднее, а затем внизу. Налетает ветер, срывает листья, и они, словно золотые монетки, падают на темную сырую землю. Опавшие листья собирают и укрывают ими землю у ствола. И тогда поздней осенью нашей березке будет тепло, как нам в теплой одежде.

Воспитатель: Давайте их потрогаем, понюхаем. (Листочки липкие, приятно пахнут.)

Воспитатель: Кто хочет померяться с берёзкой силой? Вика, попробуй вытащить её из земли. Получилось? Кто сильнее? (Нет, не получается. Береза сильнее.)

Воспитатель: Что её так крепко удерживает в земле? (Корни.)

Воспитатель. Для чего дереву нужны корни? (Корни - это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются.)

Воспитатель: Молодцы! А какие части дерева вы еще знаете? (Ствол, ветви, листья.)

Воспитатель: Покажите ствол березы. (Дети показывают.)

Воспитатель: Какой он - толстый или тонкий? (У этой березы толстый)

Воспитатель: Где ствол у березы широкий, а где - узкий? (Снизу - широкий, кверху становится тоньше и тоньше)

Воспитатель: Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый, шершавый.)

Воспитатель: Покажите ветки. Какие они - толстые или тонкие? (Ветки тоньше ствола.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что появилось на кончиках ветвей - это сережки. На одних деревьях сережки желтые, а на других зеленоватые. Ветер подхватывает золотистую пыльцу с желтых сережек и переносит её на зеленые. Там появляются и к концу лета созревают крылатые семена берез. Вот из таких семян вырастают молодые деревца (можно показать прошлогодние семена и рассмотреть через лупу). Что есть на стволе дерева? (Кора.)

Воспитатель: Какая кора у дерева? Подойдите к стволу, потрогайте, рассмотрите, какого цвета? (Кора белая, гладкая.)

Воспитатель: Кора сбросила верхний слой бересты и стала гладкой и шелковистой. Ребята, на коре ствола черные пятна. Как вы думаете, что это? (Ответы детей) Это такие отверстия, через которые дерево дышит, называются чечевички. Повторите за мной.

Воспитатель: Чечевички выполняют функцию газообмена между окружающей средой и внутренними тканями стебля, а также способствуют выведению излишней влаги.

Игра «Покажи ствол, ветви, корни, листья»

Воспитатель: Я буду называть часть дерева, а вы выполнять движения.

«ствол» - опустили вниз руки

«листья» - шевелим пальчиками

«корни» - топаем ногами

«ветви» - поднимаем руки вверх

Воспитатель. Давайте подальше отойдем и полюбуемся березкой. Какая она? (Высокая, красивая, белоствольная, веселая, светлая)

Воспитатель. А можно про нее сказать, что она добрая? (Да. На нее можно повесить кормушки, скворечники, на ней отдыхают птицы.)

Воспитатель. Правильно. А еще у березы сладкий и целебный сок, которым весной дерево угощает и людей, и птиц, и лесных обитателей. Еще любят сладкий березовый сок медведь, муравьи, бабочки лимонницы, крапивницы. Вот такие удивительные превращения произошли с нашей белоствольной красавицей. Давайте поблагодарим березку за то, что она пригласила нас в гости и подарим ей ленточки. Завяжем ленточки на стволе, как будто это поясок на платьице.

(Дети завязывают ленточки).

Воспитатель: Поэты и композиторы создают картины природы словами, сочиняя красивые стихи, песни, музыку. Такие поэты как Есенин, Трутнева, Тютчев, Лермонтов воспевали красоту русской березки. Послушайте стихи и скажите, в какое время года автор изобразил берёзу?

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

(Е. Трутнева)

Дети: Осенью.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С. Есенин)

Дети. Зимой.

Улыбнулись сонные берёзки,

Растрепали шёлковые косы,

Шелестят зелёные серёжки,

И горят серебряные росы.

(С. Есенин)

Дети. Летом.

III. Заключительная часть.

Воспитатель: Расскажите, что вы нового узнали о таком красивом и нежном дереве как береза? Символом, какой страны является береза? Во что по весне девушки наряжали березу? Как называется целительный сок? Пришла пора прощаться с березкой.

(Дети прощаются, обнимают, гладят березку.)

Воспитатель: Скажем ей: «Расти, милая березонька, и радуй добрых людей! До свидания!»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: