УМК «Школа России», Климанова Л. Ф., Бойкина М. В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1—4 классы. М.: Просвещение, 2011
Учебник Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1,2 [Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.: ил. – (Школа России).
Календарно-тематическое планирование
№ Урока | Дата | Тема раздела, урока | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | |||||||||||||||||||||||||||||||
Пл ан | Фа к т
| Предметные ууд | Метапредметные УУД (регулятивные, коммуникативные, познавательные) | Личностные ууд | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ВВОДНЫЙ (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | Вводный урок. Введение. Знакомство с учебником литературного чтения. Система условных обозначений, словарь. | Урок открытия новых знаний
| Ориентироваться в учебнике, знать систему учебных обозначений, находить нужную главу и нужное произведение в учебнике, предполагать по названию содержание главы. . | Р егулятивные учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
Познавательные ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; Коммуникативные УУД Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке
| Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Рассматривать иллюстрации, соотносить их содержании с содержанием текста в учебнике. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Самое великое чудо на свете (1 час) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
| Книга - великое чудо на свете. Книги, прочитанные летом. Творчество читателей. | Урок открытия новых знаний
| Знать, что такое библиотека, в чём её предназначение, какие типы библиотек бывают, знать, что такое алфавитный каталог и как им пользоваться; знать, как выглядели книги в старину и в чём заключается ценность книги и чтения | Р егулятивные определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: анализировать высказывания мудрецов и известных писателей о ценности книг и чтения, находить в них общий ценностный смысл, сопоставлять иллюстрации с изображением старинных книг, фиксировать этапы развития книги (с точки зрения технологии изготовления, дизайна, удобства в пользовании); классифицировать высказывания мудрецов о книгах и чтении;
Коммуникативные УУД: Оформлять 1—2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания | осознавать пользу книг и чтения для себя, для своего личностного роста, обосновывать мотивы посещения библиотеки и выбора книг по своему интересу | Участвовать в коллективном проекте «О чём может рассказать школьная библиотека. Находить информацию о старинных книгах из учебника. Подготовить сообщение о старинных книгах для одноклассников и учеников 1 класса. Обсуждать в паре и группе высказываний великих людей о книге и о чтении. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличия | |||||||||||||||||||||||||||||
Устное народное творчество (14 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
| Знакомство с названием раздела «Устное народное творчество». Русские народные песни. Образ деревень в русских народных песнях. Рифма.
| Урок развития умений и навыков
| знать русские народные песни, уметь выразительно читать тексты русских песен. | Коммуникативные УУД: Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме. Познавательные УУД различать стихотворный и прозаический тексты Регулятивные УУД: Коллективно составлять план урока, продумывать возможные этапы изучения темы |
проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | Находить созвучные окончания слов в песне. Сочинять колыбельные песни, потешки, прибаутки, небылицы, опираясь на опыт создания народного творчества. Читать, выражая настроение произведения. | |||||||||||||||||||||||||||||
4 |
| Потешки и прибаутки -малые жанры устного народного творчества Отличие прибауток от потешек. | Урок развития умений и навыков
| различать виды (жанры) устного народного творчества; находить созвучные окончания слов в песне, различать потешки и прибаутки, сходные по теме. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; Коммуникативные слушать и понимать речь других; Познавательные УУД Проявлять индивидуальные творческие способности в процессе чтения по ролям и инсценировании, | проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке | Находить различия в потешках и прибаутках, сходных по теме. Анализировать загадки. Соотносить загадки и отгадки. Читать, выражая настроение произведения | |||||||||||||||||||||||||||||
5 |
| Считалки и небылицы - малые жанры устного народного творчества. Ритм -основа считалок. | Урок развития умений и навыков
| различать малые жанры устного народного творчества; находить созвучные окончания в текстах, а также слова, которые помогают представить героя произведения. | Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений). Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе | Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
| |||||||||||||||||||||||||||||
6 |
| Загадки - малые жанры устного народного творчества. Пословицы, поговорки.
| Урок развития умений и навыков
| различать малые жанры устного народного творчества; уметь анализировать загадки, соотносить загадки и отгадки, распределять загадки и пословицы по тематическим группам. | Коммуникативные УУД: учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования Регулятивные УУД формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. |
Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома | Находить слова, которые помогают представить героя произведений устного народного творчества. Распределить загадки и пословицы по тематическим группам. Придумывать рассказ по пословице; Читать, выражая настроение произведения | |||||||||||||||||||||||||||||
7 |
| Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание сказки по рисункам.
| Комбинированный урок. | характеризовать героев сказки: соотносить пословицу и сказочный текст; определять последовательность событий, составлять план. | Регулятивные УУД Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства | На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5—6 предложений о поступке того или иного персонажа произведения
| Читать с выражением, опираясь на ритм произведения. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок.
| |||||||||||||||||||||||||||||
8 |
| Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание сказки по рисункам.
| Урок развития умений и навыков
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
9 |
| Русская народная сказка «У страха глаза велики». Рассказывание сказки по плану
| Урок-исследование.
| определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану.
| Коммуникативные УУД слушать и понимать речь других; Познавательные УУД Осознавать значение для русской национальной культуры русских народных сказок Коммуникативные УУД Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях. | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
10 |
| Русская народная сказка «Лиса и тетерев». Творческий пересказ от лица тетерева.
| Комбинированный урок. | определять последовательность событий, составлять план; рассказывать сказку от лица одного из героев
| Коммуникативные УУД: Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности.условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Регулятивные УУД формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока. | На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5—6 предложений о поступке того или иного персонажа произведения
| Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |||||||||||||||||||||||||||||
11 |
| Русская народная сказка «Лиса и журавль». Соотношение смысла пословицы со сказочным текстом
| Урок-исследование.
| соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни
| Коммуникативные УУД: учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Познавательные УУД Перебирать варианты решения нравственной проблемы, поставленной автором в произведении. Регулятивные УУД Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость неудовлетворённость своей работой на уроке | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Характеризовать героев сказки, соотносить качества с героями сказок. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
12 |
| Русская народная сказка «Каша из топора». Характеристика героев сказки на основе представленных качеств характера. | Урок-проект. | размышлять о характере и поступках героя | Р егулятивные учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные Осознавать значение для русской национальной культуры русских народных сказок Коммуникативные Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
| Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты.
| |||||||||||||||||||||||||||||
13 |
|
| Герои сказки «Гуси-лебеди»
| Урок закрепления и систематизации знаний.
| размышлять о характере и поступках героя, характеризовать героев сказки: определять последовательность событий | Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Познавательные УУД Осознавать значение для русской национальной культуры русских народных сказок Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Рассказывать сказку (по иллюстрации, по плану, от лица другого героя сказки). Соотносить рисунок и содержание сказки; делать подписи под рисунками. Придумывать свои собственные сказочные сюжеты. Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Читать, выражая настроение произведения. Читать с выражением, опираясь на ритм произведения.
| ||||||||||||||||||||||||||||
14 |
| Рассказывание сказки «Гуси-лебеди» по плану.
| Урок закрепления и систематизации знаний.
| составлять план; рассказывать сказку по иллюстрации, по плану. соотносить пословицу и сказочный текст; | Коммуникативные УУД: учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Регулятивные УУД Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | ||||||||||||||||||||||||||||||
15 |
| Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество».
| Урок обобщения и систематизации. |
|
| |||||||||||||||||||||||||||||||
16 | Оценка достижений. Тестирование по разделу «Устное народное творчество». .
|
| воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся; осмысленно, правильно читать целыми словами; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного | Р егулятивные учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; пользоваться в практической деятельности.условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Коммуникативные УУД Строить диалог в паре или группе | самоопределяться в выборе заданий, определять личностный смысл при выполнении творческих заданий, реализовывать свой творческий потенциал | Контролировать своё чтение, самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Люблю природу русскую. Осень. (7 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
17 |
| Знакомство с названием раздела «Люблю природу русскую. Осень» Осенние загадки. Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
|
| видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки понимать особенности стихотворения: расположение, строк, рифму, рит; . | Р егулятивные Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание Познавательные: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях; в словаре; Коммуникативные договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома | Прогнозировать содержание раздела. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
18 |
| Лирические стихи К.Бальмонта «Поспевает брусника…», А. Плещеева «Осень наступила…»
|
| читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте, соотносить стихи и музыкальные произведения, представлять картины осенней природы. | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других | Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
Придумывать собственные сравнения. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
19 |
| Выразительное чтение стихотворения А.Фета «Ласточки пропали…». Осенние картины природы в стихах А.Толстого, С.Есенина.
|
| читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном | Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Познавательные УУД Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция Коммуникативные УУД договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя | .Доказывать необходимость использования тех или иных языковых средств для выразительности, яркости, точности и лаконичности описания.
| Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
20 |
| Осенние картины природы в стихах В.Брюсова, И.Токмаковой.
| Урок изучения нового материала. | читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; объяснять интересные выражения в лирическом тексте; слушать звуки осени, переданные в лирическом тексте; представлять картину осенней природы. |
| |||||||||||||||||||||||||||||||
21 |
| Сравнение художественного и научно-популярного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы» и «Грибы» | Урок-проект. | знать особенности художественного и научно-познавательного текстов, уметь их различать на основе знания данных особенностей; уметь читать выразительно поэтический текст, выделяя с помощью интонации логические ударения.
| Регулятивные: формулировать учебную задачу урока вместе с группой учащихся, принимать её, сохранять на протяжении урока; прогнозировать содержание текста на основе заголовка; осуществлять самоконтроль по изученной теме при помощи тестов или контрольных вопросов, Познавательные: сравнивать художественный и научно-познавательный тексты, выявлять общее и различное в них, анализировать тексты при помощи вопросов учителя, находить основную мысль, делать выводы и обобщения, сопоставлять заголовки к текстам с их содержанием, производить классификацию грибов на основе заданных в тексте критериев; Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя и учебника по содержанию текстов, а также на вопросы обобщающего характера из рубрики «Проверим себя и оценим свои достижения», уметь в совместном сотрудничестве обсуждать целевые установки урока, строить монологическое высказывание из 5—6 предложений о текстах разных типов, участвовать в диалогах, доказывать свою точку зрения. |
| Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
22 |
| Сравнение поэтического и прозаического текстов. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом…»
| Комбинированный урок. | читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст | Регулятивные УУД формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; принимать учебную задачу урока Познавательные УУД Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них Коммуникативные УУД Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова.
| Допускать существование других точек зрения, выслушивать собеседника, не перебивать, высказывать свою точку зрения спокойно, приводя веские аргументы и факты, задумываться о причине возникновения конфликтной ситуации. | Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему; выбирать понравившиеся, объяснять свой выбор. Представлять картины осенней природы. Составлять палитру прочитанного стихотворения с помощью красок. Наблюдать за рифмой и ритмом стихотворного текста. Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. | |||||||||||||||||||||||||||||
23 |
| Обобщение по разделу «Люблю природу русскую. Осень». Оценка достижений. Тестирование по разделу «Люблю природу русскую. Осень».
| Комбинированный урок. | читать прозаический текст и стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст;; знать изученные произведения и их авторов. | Регулятивные УУД Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке Познавательные УУД Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования Коммуникативные УУД Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. | . Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки | Оценивать свой ответ. Исправлять допущенные ошибки при повторном чтении. Контролировать себя в процессе чтения, самостоятельно оценивать свои достижения Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
Русские писатели (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 |
| Знакомство с названием раздела «Русские писатели». А.С. Пушкин -великий русский писатель. «У лукоморья дуб зелёный…» | читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
| Регулятивные Учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела Коммуникативные договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Пользоваться основными приёмами сбережения зрения и осанки, делать гимнастику для глаз и туловища, следя за своим состоянием | Прогнозировать содержание раздела. Сравнивать авторские и народные произведения. Воспринимать на слух художественные произведения. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя
| ||||||||||||||||||||||||||||||
25 |
| Лирическое стихотворение А.С.Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». Эпитет. Сравнение. Олицетворение.
| Урок открытия новых знаний
| читать лирическое произведение и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение) | Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Познавательные УУД Сравнивать и сопоставлять эпизод из стихотворения с фрагментом музыкального произведения, с репродукцией картины художника Коммуникативные УУД Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
26 |
| Картины природы в стихотворении А. С. Пушкина «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»
|
| читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
| Познавательны е находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. Коммуникативные оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать текст Р егулятивные определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; | Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома | Находить авторские сравнения и подбирать свои сравнения. Слушать звуки, переданные в лирическом тексте. Представлять картины природы. Воспринимать на слух художественные произведения. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
27 |
| Сравнение литературной и народной сказок. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
|
| читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста прогнозировать содержание сказки; называть волшебные события и предметы в сказках | Регулятивные УУД Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности, условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Характеризовать героев рассказа и сказки на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним; собственных впечатлений о герое. Оценивать свой ответ. Наблюдать за жизнью слов в художественном тексте. Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты). Придумывать свои собственные эпитеты; создать на их основе собственные небольшие тексты-описания; тексты-повествования. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя, называть волшебные события в сказках | |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28 |
| Характеристика героев сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
| Комбинированный урок | определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста. . | Регулятивные УУД Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость неудовлетворённость своей работой на уроке Познавательные УУД Понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем (при сравнении текстов, при осмыслении структуры текста и пр.). Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо невежливо, достойно/ недостойно, искренне лживо, нравственно/безнравственно и др.) | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | ||||||||||||||||||||||||||||||
29 |
| Нравственный смысл басен. И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»
| Урок изучения нового материала. | уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни;. определять, героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение | Коммуникативные слушать и понимать речь других;выразительно читать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать Познавательные Осознавать значение, басен И. Крылова для русской национальной культуры Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | Отличать басню от стихотворения и рассказа. Знать особенности басенного текста. Соотносить пословицы и смысл басенного текста. Характеризовать героев басни с опорой на текст.
| |||||||||||||||||||||||||||||
30 |
| Характеристика героев басни. И.А Крылов «Стрекоза и Муравей»
| Урок изучения нового материала. | придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков в соответствии с качествами героя прочитанного или прослушанного текста. | Регулятивные УУД Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы
| Осознавать значение русских народных и литературных сказок, басен И. Крылова для русской национальной культуры | ||||||||||||||||||||||||||||||
31 |
| Л.Н Толстой «Старый дед и внучек»
| Урок изучения нового материала. | уметь воспринимать на слух художественные произведения; соотносить смысл пословицы и прозаического произведения; | Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя П ознавательные УУД Осознавать значение, басен И. Крылова для русской национальной культуры Коммуникативные слушать и понимать речь других; | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам, понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать
| Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение по сказке. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. | |||||||||||||||||||||||||||||
32 |
| Герои рассказа Л.Н. Толстого «Филипок»
| Урок изучения нового материала. | характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. Фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»; | Коммуникативные УУД: учиться работать в группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Познавательные УУД Сравнивать литературное произведение с пословицей и поговоркой соответствующего смысла. | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | Соотносить пословицы и смысл прозаического текста. Пересказывать текст подробно, выборочно. Воспринимать на слух художественные произведения. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. | |||||||||||||||||||||||||||||
33 |
| Характеристика героев в рассказах Л. Толстого «Котёнок», «Правда всего дороже» | Урок-проект. | характеризовать героев на основе анализа их поступков, авторского отношения к ним. | Регулятивные УУД Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Составлять устно текст-описание героя и текст-рассуждение (при сравнении героев) по сказке. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
34 |
| Обобщение по разделу «Русские писатели». Оценка достижений. Тестирование по разделу. | Контрольно-обобщающий урок. | составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному | Коммуникативные УУД: Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности.условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Регулятивные определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;учиться работать по предложенному учителем плану | Пользоваться предлагаемыми учителем формами самооценки и взаимооценки | Выбирать книги по авторам и по темам. Пользоваться тематической картотекой для ориентировки в доступном кругу чтения. Оценивать свой ответ. Планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
О братьях наших меньших (11 часов) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
35 |
|
| Знакомство с названием раздела «О братьях наших меньших». А. Шибаев «Кто кем становится?», Б. Заходер «Плачет киска в коридоре…»
| Урок изучения нового материала. | отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради» | Регулятивные учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, выбирать виды деятельности на уроке Коммуникативные слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; Познавательные УУД понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, толковать их с помощью приёмов устного словесного рисования | Понимать, что значит быть самостоятельным и несамостоятельным при выполнении каких-либо заданий на уроках и дома | Прогнозировать содержание раздела. П ланировать работу с произведением. Выбирать виды деятельности на уроке. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Воспринимат ь на слух прочитанное.
| ||||||||||||||||||||||||||||
36 |
| Весёлые стихи о животных. И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок»
| Урок изучения нового материала. | отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, читать выразительно стихи | Регулятивные УУД Контролировать выполнение действий в соответствии с планом . Познавательные УУД Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них Коммуникативные УУД Вырабатывать совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения). Оценивать достижения сверстников по выработанным критериям. Оценивать по предложенным учителем критериям поступки литературных героев, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях | Замечать красоту поэтического слова, указывать на образные слова и выражения, которые использованы автором для создания художественного образа | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя
| |||||||||||||||||||||||||||||
37 |
| Рассказы о животных. М.Пришвин «Ребята и утята»
| Урок изучения нового материала. | читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное. | Регулятивные определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам Предлагать варианты решения морально-нравственных дилемм | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
38 |
| Нравственный смысл поступков в рассказе М.Пришвина «Ребята и утята»
.
| Комбинированный урок | отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного, составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному | Регулятивные УУД Выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме в мини-группе или паре Познавательные УУД Осознавать смысл межпредметных понятий: текст поэтический и прозаический, содержание текста, тема текста и основная мысль, автор, авторская позиция Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.). | На основе моральных понятий и норм строить морально-этическое суждение из 5—6 предложений о поступке того или иного персонажа произведения | Выбирать виды деятельности на уроке. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
39 |
| Герои рассказа Е. Чарушина «Страшный рассказ»
| Урок изучения нового материала. | прогнозировать содержание текста по заглавию, воспринимать на слух прочитанное; отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного | Регулятивные УУД Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Коммуникативные УУД Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5—6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы | Проявлять доброжелательность по отношению к другим при работе в группе, уметь слушать других, высказывать собственное мнение без агрессии и раздражения, помня, что более сильным орудием является подтверждение своего мнения аргументами и фактами | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам.
| |||||||||||||||||||||||||||||
40 |
| Подробный пересказ на основе вопросов. Е Чарушин «Страшный рассказ»
| Комбинированный урок | определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. | Регулятивные УУД Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям,. предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации. Коммуникативные УУД Прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои. Не конфликтовать, осознавать конструктивность диалога, использовать вежливые слова | оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие | Выбирать виды деятельности на уроке. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя Определять последовательность событий. Со ставлять план. Пересказывать подробно по плану произведение. | |||||||||||||||||||||||||||||
41 |
| Характеристика героев рассказа Б.Житкова «Храбрый утёнок» .
| Комбинированный урок | отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного составлять собственные высказывания на основе чтения или слушания произведений, высказывая собственное отношение к прочитанному | Регулятивные определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; учиться работать в паре, группе. | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
42 |
| Подробный пересказ на основе плана. В.Бианки «Музыкант» . | Урок-проект. | воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; | Регулятивные УУД Коллективно составлять план для пересказа литературного произведения. Контролировать выполнение действий в соответствии с планом. Оценивать результаты своих действий по шкале и критериям,. предложенным учителем. Оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям. Познавательные УУД Пользоваться в практической деятельности.условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации Коммуникативные УУД Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/ недостойно, искренне/лживо, нравственно/безнравственно и др.). | высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам | Выбирать виды деятельности на уроке. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Определять последовательность событий. С оставлят ь план. Пересказывать подробно по плану произведение. | |||||||||||||||||||||||||||||
43 |
| Характеристика героев. В.Бианки «Сова» .
| Комбинированный урок | отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради»;
| Регулятивные УУД Читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целыми словами, без искажений и пр.). Познавательные УУД. Анализировать мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника, «Рабочей тетради». Коммуникативные УУД Строить связное высказывание из 5—6 предложений по предложенной теме. | эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать | Определять героев произведения; характеризовать их. Выражать своё собственное отношение к героям, давать нравственную оценку поступкам. Ч итать вслух с постепенным переходом на чтение про себя | |||||||||||||||||||||||||||||
44 |
| Подробный пересказ на основе рисунков. В.Бианки «Сова» .
| Комбинированный урок
| определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; | Регуля |