double arrow

Истина выше Родины. Мамардашвили


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Истина выше родины, тк общечеловеческое выше этнического, национального, географического. Стремление к истине связано с голосом совести внутри человека, а родина - с голосом идеологии из уст других. Он из тех, кому идеалы всякой свободы и т.д. важнее родной страны. "Платон мне друг, но истина дороже".

В 1989 году, незадолго до смерти, выступая на учредительном съезде "Народного фронта", Мамардашвили произнес историческую фразу "Истина выше родины", ставшую лейтмотивом противостояния между этническим национализмом первого президента страны Звиада Гамсахурдия и гражданским антикоммунизмом значительной части общества. Позднее Мамардашвили сказал: "Если мой народ пойдет за Гамсахурдиа, я пойду против своего народа".

Перед лицом национализма Мераб Мамардашвили недолго колебался между человеком и представителем этноса. Победил человек, принцип личного усилия. Да и кто они такие, эти «русские», эти «грузины»? Прежде всего – постсоветские люди, которым только кажется, что они возвращаются в свои национальные лузы после Террора, как если бы он не покорежил, не перемолол их на многие десятилетия. Располагали ли грузины как народ «незаконной радостью», несмотря на все превратности советской истории? Не думаю. Скорее они были частью – причем частью, считавшейся во времена СССР образцовой, – новой исторической общности, советского народа; поэтому разочарование Мамардашвили в уникальных свойствах своих соплеменников было более чем логичным.

59. Кант. «Поступай так, чтобы ты всегда…»

Особенностью философии Канта является то, что он перенаправил цель изучения с объекта на субъект познавательной деятельности. Только специфика деятельности познающего мир субъекта может определить возможные способы познания.

Человек, этика и право — вот альфа и омега всего философского учения великого мыслителя.

Кант считал, что решению таких проблем философии, как проблемы бытия человека, души, морали и религии, должно предшествовать исследование возможностей человеческого познания и установление его границ. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.

Кант различал воспринимаемые человеком явления вещей и вещи, как они существуют сами по себе. Мы познаем мир не так, как он есть на самом деле, а только так, как он нам является. Нашему знанию доступны только явления вещей (феномены), составляющие содержание нашего опыта: мир познается нами только в своих явленных формах. Но миру явлений соответствует независимая от человеческого сознания сущность вещей — «вещи в себе»: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность. Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.




Чувственные впечатления связываются между собой посредством суждений, в основе которых лежат категории, т.е. общие понятия, а они, по Канту, суть «чисто логические» формы, характеризующие только «чистое мышление», а не его предмет. Категории даны человеку до всякого опыта, т.е. априори1. В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него — лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как отражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.



Следует поступать так, чтобы всегда относиться к человечеству и в своем лице, и в лице других как к цели, а не как к средству. «Золотое правило» подразумевает такую позицию, в которой человек встаёт на место другого: к себе он относится как к другому, а к другому – как к себе. Другими словами, к каждому человеку следует относиться как к себе в перспективе совершенства – не как к средству, но именно как к цели. Люди часто относятся друг к другу прагматически, своекорыстно, поэтому Кант предостерегает: человек самоценен. Нельзя строить с ним моральные отношения и в то же время думать только о выгоде, расчете. Принцип пользы может оказаться безнравственным, если для достижения порой благородных и весьма полезных целей человек оказывается только средством.

Конфуций «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Либо человек целеустремленный либо моральный.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: