Исправления имен Конфуция

Конфуцианцы— общественники. В центре внимания конфуцианства проблемы взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания, проблемы управления. Культ прошлого — характерная черта всего древнекитайского исторического мировоззрения.

Конфуцианство — прежде всего учение о нравственности. Конфуцианская этика опирается на такие понятия, как «взаимность», «золотая середина» и «человеколюбие», составляющие в целом «правильный путь» (дао), по которому должен следовать всякий, кто желает жить счастливо, т.е. в согласии с самим с собой, с другими людьми и с Небом. «Золотая середина»— середина в поведении людей между крайностями, например такими, как осторожность и несдержанность. Основа человеколюбия — «почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям». Что касается «взаимности», или «заботы о людях», то это основная нравственная заповедь конфуцианства. «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

Кун Фу-цзы дал развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это цзюнь-цзы — «благородный муж».

Ключ к управлению народом Кун Фу-цзы видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. «Если государь должным образом относится к родственникам, в народе процветает человеколюбие».

«Исправление имен». «Исправление имен» — кульминация конфуцианского культа прошлого. Кун Фу-цзы признавал, что «время бежит, не останавливаясь». Тем более надо заботиться о том, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Поэтому конфуцианское исправление имен означало попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. Поэтому Кун Фу-цзы учил, что государь должен быть государем, отец — отцом, а сын — сыном...

Какие доказательства существования Бога выдвигает Фома Аквинский?

1.    Бог как неподвижный перводвигатель. Все, что движется, чем-то приводится в движение. В поиске первоисточника движения необходимо допустить существование неподвижного перводвигателя. А раз его нет в мире, он есть в Боге.

2.    Бог как первопричина мира. Невозможна бесконечная цепь причин. Если бы вещь была причиной самой себя, ведь тогда она должна была бы предшествовать себе, что невозможно. Должна существовать первопричина, не имеющая причин. Следовательно, первопричиной мира является Бог.

3.    Бог как высшая необходимость. В природе и обществе существуют единичные вещи, которые возникают и уничтожаются или могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. Невозможно представить, по мнению Фомы, чтобы подобного рода вещи существовали всегда, ибо то, что может существовать временами, реально не существует. Отсюда также следует, что если любые вещи могут не существовать, то некогда они не существовали в природе, а если так, то невозможно, чтобы они возникли сами собой. Раз они существуют в этом есть необходимость, конечным источником которой является Бог.

4.    Бог как абсолютное совершенство. Данное доказательство исходит из того, что в мире существуют различные степени совершенства. По мнению Аквината, о различных степенях совершенства можно говорить лишь по сравнению с чем-то наиболее совершенным. Следовательно, должно существовать нечто самое истинное и самое благородное, самое лучшее и самое высокое или нечто обладающее наивысшей степенью бытия.

5.    Бог как высшая целесообразность. Исследуя и наблюдая конечный мир, можно увидеть, что все служит некоторой цели, цели устанавливаются лишь живыми существами. Понятно и то, что лишенное сознание не может двигаться к цели иначе, как направляемое кем-то разумным; источник целесообразности и есть Бог.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: